Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современном мире телевизионные каналы играют важную роль в жизни любого общества. Они постоянно модернизируются, меняют концепции, форматы, а также свои методы влияния на аудиторию. Телевизионные каналы обладают визуальными, вербальными и техническими приёмами, которые позволяют им с каждым годом завоёвывать всё больше зрителей.
Особое место в истории, а также в современном этапе развития российского телевидения играют спортивные каналы. Телевидение отражает не только реальность соревнований, оно меняет виды спорта, отношение аудитории к спорту и представления о нём. Поскольку именно спорт оказывает влияние на различные сферы человеческой жизни, многие страны уделяют большое внимание именно ему.
В современной России спорт рассматривается, как способ оздоровления нации, вовлечение людей в занятие физической культурой, а также предотвращения асоциальных явлений.
Спортивные мероприятия международного уровня привлекают к себе колоссальное внимание мировой общественности, а также, несомненно, сопровождаются масштабными информационными кампаниями, участвуя, тем самым, активным образом в создании имиджа государства.
Актуальность исследования состоит в том, что в настоящее время спортивные каналы являются важной частью политики государства по оздоровлению нации, а также в последние годы наблюдается активный рост новых спортивных передач в эфире федеральных каналов.
Объектом исследования является – спортивная журналистика.
Предмет исследования является – политический аспект в освещении спорта в средствах массовой информации.
Цель работы – проанализировать политический аспект в освещении спорта в средствах массовой информации (на примере летней олимпиады в Токио 2021 г.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
– рассмотреть основные понятия, цели и функции спортивной журналистики;
– рассмотреть спортивные достижения как показатель зрелости государства;
– изучить роль СМИ в освещении олимпийских игр;
– проанализировать освещение в СМИ летней олимпиады в Токио;
– определить тенденции развития спортивной журналистики;
– сделать выводы из полученных результатов.
Теоретико-методологическая база представляет собой работы ведущих журналистов-теоретиков и практиков. Например, книга авторов Алексеева К. А. и Ильиченко С. Н. «Спортивная журналистика помогла разобраться не только в основных задачах спортивной журналистики, но и в истории возникновения данного вида журналистики у нас в стране. Работа В. Н. Платонова «Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте» помогла точно сформулировать основную цель всей спортивной журналистики. Научная статья П. Воронкова «Спортивная пресса как тип» послужила хорошей теоретической базой для определения основных функций современной спортивной журналистики.
Методологическая основа исследования. В работе используются следующие методы: анализ интернет-ресурсов и телевизионных ресурсов, описательный метод, структурирование данных в сводную таблицу, сравнительный анализ, социологический опрос.
Теоретическая значимость работы состоит в анализе контента всех спортивных телеканалов, а также в определении основных тенденций функционирования спортивной журналистике на телевидении.
Научно-практическая значимость работы заключается в обновлении знаний, касающихся спортивной журналистики, а также возможности использования полученных знаний в разработке новых концепций спортивных программ.
Структура исследования представлена введением, двумя главами, заключением, списком литературы и заключением.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ ОСВЕЩЕНИЕ МИРОВЫХ СПОРТИВНЫХ СОБЫТИЙ В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
1.1 Спортивная журналистика: основные понятия цели и функции
Современный спорт является мощной индустрией, которая включает в себя особую систему производства спортивных рекордов. Задача спортивной журналистики рассказать общественности о спорте и обо всем, что с ним связано.
В первую очередь, хочется обратить внимание на труд К. А Алексеева и С. И. Ильиченко «Спортивная журналистика» , в котором раскрываются основные понятия цели и функции спортивной журналистики. По их мнению, спортивная журналистика является отраслью журналистики, которая имеет свой собственный специфический предмет – современный спорт. «От разновидности спорта могут меняться цели, функции, а также задачи и формы» . Также можно обратиться к работе В. Н. Платонова «Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте», который считает, что главной целью спортивной журналистики является содействие установлению мира на земле. Спортивная пресса призвана снимать стрессовые ситуации и направлять негативную энергию на переживания, связанные со спортом. Именно для этого поддерживается и развивается интерес к спорту и окружающей жизни в целом, попутно претворяется в жизнь процесс воспитания гармонично развитой личности . Однако К. А Алексеев и С. И. Ильиченко пытаются сформулировать своё определение спортивной журналистики, учитывая современные реалии. Таким образом, авторы приходят к выводу, что в современных условиях задача спортивной журналистики – согласованная с другими социальными институтами поддержка развития и функционирования спортивного движения через обеспечение коммуникацию между субъектами спортивной деятельности.
Также авторы выделяют сразу несколько задач современной журналистики:
– объективное информирования населения о спортивных событиях, происходящих в мире.
– «формирование положительного мнения общества к спорту через раскрытие и популяризацию гуманистических идеалов.
– повышение спортивной грамотности населения с помощью внедрения передового опыта в занятия спортом.
– активное участие в управление, разработке и организации спортивных мероприятий различного уровня» .
Действительно, каждая из задач ярко отражает современные реалии спортивной журналистики. Если информирование населения о спортивных событиях выполняется с помощью телевидения, то остальные задачи могут быть реализованы посредствам продуманной политики государства в области спорта.
Касательно основных функций спортивной журналистики авторы считают, что выполняемы её функции не уникальны и могут встречаться в других отраслях журналистики. Однако П. Воронков в своей статье «Спортивная пресса как тип» даёт четкие определения функций, которые присущи исключительно спортивной прессе.
1.Информативная – оперативно сообщает о результаты прошедших соревнований, анонсирует и прогнозирует предстоящие, даёт описание как отдельным турнирам, так и конкретным видам спорта.
2. Аналитическая функция –постепенный анализ причинно-следственных отношений, которые привели к конкретному итогу.
3. Воспитательная функция – спортивная пресса в данный момент остается практически единственным систематическим чтением людей в эпоху падения интеллектуального уровня и школьного образования.
4. Функция эмоциональной мены – помогает человеку отвлечься от повседневных проблем. Мы не можем не согласиться с тезисами автора, ведь, действительно, все эти функции являются отличительными чертами спортивной журналистики в наше время.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аверина Е.А. Визуализация медиарынка https://cyberleninka.ru/article/n/ vizualizatsiya-mediarynka.
2. Алексеев К. А., Ильиченко С.Н. Спортивная журналистика: учебник для магистров – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 427 с.
3. Арнольд, И.В. Интертекстуальность – поэтика чужого слова / И.В. Арнольд // Семантика. Стилистика. Интертекстуальность : сб. статей. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999. – С. 350–363.
4. Борецкий Р. А. От информации к проблеме (Заметки о спортивном телевидении) // Советское радио и телевидение. М., 1963. № 10.
5. Борисова И.Н. Русский разговорный диалог: структура и динамика. М.: КомКнига, 2005. 320 с.
6. Бродская Н. П. Спорт больших достижений как пространство для формирования национального имиджа страны // Национальные интересы и имидж России. М., 2006. С. 57
7. Войтик Е. А. Раскрытие темы «виды спорта» в системе журналистских практик: концептуально-содержательный аспект. М.: Медиаскоп: Электронный научный журнал факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова. 2012. Вып. 4. URL: http://www.mediascope.ru/node/1248.
8. Войтик Е. А. Спортивная медиакоммуникация в России в начале XXI в.Томск: Издательский Дом ТГУ, 2013.
9. Воронков П. Д. Спортивная пресса как тип. Научная статья. http://samlib.ru/w/woronkow_p/sport_press.shtml
10. Землянова Л.М. Коммуникативистика и средства информации. Англорусский толковый словарь концепций и терминов, М., 2004 https://ugra.ru/slovar/zemlyanova-lm-kommunikativistika-i-sredstva-informatsiianglo-russkiy-tolkoviy-slovar-kontseptsiy-i.htm
11. Ильченко С. Н. Спорт и электронные медиа: аспекты коммуникативного взаимодействия. СПб.: Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика, 2009.
12. Кузнецов Г. В. Телевизионная журналистика. Издание четвертое /Кузнецов Г. В., Юровский А. Я., Цвик В. Л. – М., 2002.
13. Лосевская Е. Роль «новых медиа» в информационной кампании «Сочи-2014» https://cyberleninka.ru/article/n/rol-novyh-media-v-informatsionnoy-kampanii-sochi2014
14. Лубышева Л.И. Социальная роль спорта в развитии общества и социализации личности // Теория и практика физической культуры. 2001. № 4. С. 11
15. Матвеева, Л.В. Влияние феномена разорванной коммуникации в СМИ на границы информационно-психологической безопасности / Л.В. Матвеева // Вестник Московского университета. – 2007 – № 1 – С. 119–132. – (Сер. 14 Психология).
16. Назайкин А. Н. Медиапланирование: учеб. пособие. М., 2010.
17. Нуждёнов К. Э. Спорт как инструмент политического воздействия на современное общество: специальность 23.00.02. «Политические институты, процессы и технологии» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук / Нуждёнов Константин Эдуардович ; московский государственный областной университет. - Москва, 2012.
18. Платонов В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения: учебник тренера высшей квалификации / В. Н. Платонов. - М.: Советский спорт, 2005. - 820 с.
19. Полборн, Р. Образ и предвкушение / Р. Полборн. – М.: Флинта: Наука, 2003. – С.8
20. Протасова Н.В. Спорт и современные социокультурные коммуникации. // Олимпийский бюллетень. – М.: Русь-Олимп, – 2013. № 14. – С. 260-268
21. Федоров, А.А. Современный роман: опыт исследования / А.А. Федоров. – М.: Наука, 1990. – С. 25
22. Шестак, Л.А. Русская языковая личность: коды образной вербализации тезауруса: монография / Л.А. Шестак. – Волгоград: Перемена, 2003. – С. 269
23. Эдельман Р. Серьезная забава. История зрелищного спорта в СССР. М.: Советский спорт; АИРО-XXI. 2008
24. Samlib.ru // Воронков П. Д. «Спортивная пресса как тип» URL: http://samlib.ru/w/woronkow_p/sport_press.shtml . (дата обращения 26.06.2023).
25. Мутко: итоги Игр-2008 заставили по-новому взглянуть на проблемы спорта. Электронный ресурс. URL: https://ria.ru/20081029/154038835.html
26. Колесникова Е.А.Интерактивность как глобальный признак молодежных масс-медиа https://cyberleninka.ru/article/n/interaktivnost-kak-globalnyy-priznakmolodezhnyh-mass-media
27. «Ведомости» https://www.sostav.ru/publication/mediascope-internet-skorooperedit-televidenie-po-okhvatu-auditorii-37340.html.