Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Интервью занимает важное место в системе информационно-аналитических жанров и активно используется журналистами. Популярность жанра обусловлена не только информационной функцией интервью, удобной вопросно-ответной формой изложения материала, но и возможностью получить дополнительную информацию о личности респондента, аспектах его жизни, образе мышления и т.д. Эта жанровая особенность позволяет сформировать или скорректировать отношение аудитории к герою интервью. Выход на первый план отношения к собеседнику сделал интервью одним из наиболее актуальных жанров журналистики, который, в свою очередь, претерпевает некоторые изменения на фоне социально-политических и технических изменений, изменений в потребительских предпочтениях и роли интервьюера.
В современных интервью функция журналиста не ограничивается только координацией беседы: интервью во многом зависит от коммуникативного поведения журналиста. В связи с этим в современных исследованиях интервью особое внимание уделяется анализу речевого взаимодействия участников интервью, что позволяет судить об особенностях трансформации жанра. Работа интервьюера требует быстрой реакции и постоянной концентрации внимания. Интервьюер должен следить за ходом мыслей респондента, правильно интерпретировать его высказывания и направлять беседу в нужное проблемное русло. Все это выдвигает серьезные профессиональные требования к журналисту, умению применять навыки и соблюдать методологические принципы интервьюирования, которые были выработаны и проанализированы несколькими поколениями исследователей. Этот процесс все еще не стоит на месте: изобретаются новые способы, и в то же время умирают старые – несовместимые с новой эпохой.
Степень научной разработанности данной темы довольно высока. Жанр интервью в прессе изучали: В.Н. Вакуров, И.В. Иванова, Н.В. Ковальчук, Л.Е. Кройчик, И.В. Фадеева и др.
Объект исследования - жанр интервью в современном медиапространстве.
Предмет – стратегии, тактики и ходы, используемые телеведущими в рамках конфликтного и кооперативного интервью.
Цель работы заключается в выявлении особенностей трансформации жанра интервью.
Достижение цели требует решения ряда задач:
-рассмотреть понятие жанра интервью;
-изучить историю происхождения и развития жанра интервью;
-исследовать трансформацию жанра интервью в эпоху цифровых медиа
-выполнить анализ программы в жанре интервью «Познер»;
-сделать анализ жанра интервью на платформе YouTube на примере канала «Вдудь»;
-провести сравнительный анализ коммуникативного поведения В. Познера и Ю. Дудя.
Методы исследования. В данной работе использован метод сравнительного анализа, общенаучные методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, абстрагирования и конкретизации, сравнения, а также описательный объяснительный методы.
Эмпирической базой ВКР послужили работы журналистов на ТВ и платформе YouTube на примере телевизионной программы «Познер» и YouTube канала «вДудь»
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТРАНСФОРМАЦИИ ЖАНРА ИНТЕРВЬЮ
1.1 Понятие жанра интервью
Если обратиться к семантике слова, то оно состоит из приставки inter, которая имеет значение взаимодействия, взаимной ориентации, и слова view, одним из значений которого является взгляд, мнение. Итак, интервью - это обмен мнениями, фактами, информацией. Процесс жанрообразования, то есть приобретения будущими публикациями характеристик, позволяющих отнести эти публикации к определенному жанру, следует отличать от процесса появления жанровых названий. Процесс выделения новой заявившей о себе группы изданий, которая еще не получила жанрового определения, не имеет строгих фундаментальных оснований, не опирается на какую-либо закономерность [2].
Иногда название возникает в результате сосредоточения внимания субъекта, дающего название жанру, на каком-то жанрообразующем факторе. Так, например, назвав определенный вид публикации названием "интервью", его основатели присвоили жанру название определенного когнитивного метода, который используется в журналистике для сбора информации и в какой-то степени закреплен в самих материалах, относящихся к этой группе (в виде вопросно-ответныхформа ответа на изложение материала) [20].
Термин "интервью" (в смысле интервью как жанра) определяется в словарях как "предназначенная для публикации беседа известного деятеля с корреспондентом по вопросу, представляющему общественный интерес". Современные авторы немного уточняют эту формулировку, отмечая расширение группы интервьюируемых (от "известной фигуры" до любого человека): "Этот жанр представляет собой беседу журналиста с одним или несколькими лицами, представляющими общественный интерес, предназначенную для передачи по каналам средств массовой информации", а также расширение из всего спектра тем: "Это беседа, предназначенная для средств массовой информации и инициированная журналистом с любым лицом на любые темы, представляющие интерес для широкой общественности" [12].
Жанр интервью традиционно входит в группу информационных жанров журналистики. Однако в последнее время возник серьезный вопрос о месте интервью в системе жанров. Таким образом, авторы “Основ творческой деятельности журналиста” выделяют, в отличие от традиционных схем, пять групп текстов: 1) оперативно-новостные; 2) оперативно-исследовательские; 3) научно-новостные; 4)
Фрагмент для ознакомления
3
1. Антонова, Ю.А. Жанр интервью в газетном дискурсе // Политическая лингвистика. – 2020. – № 18. – С. 235.
2. Бобкова, О.В. О лингвостилистических особенностях речевого жанра «интервью-комментарий» // Вестник Московского государственного лингвистического университета. – 2019. – № 560. – С. 314.
3. Вакуров В.Н. Стилистика газетных жанров: учеб. пособие. – М.: Высшая школа, 2019 – 817 с.
4. Гаранян, О.А. Языковые средства реализации коммуникативных стратегий в жанре неформального интервью // Вестник Самарского государственного университета. - 2020. – № 5 (79). – С. 314.
5. Дубских, А.И. О некоторых аспектах изучения речевого жанра интервью // Сборник научных трудов SWorld. – 2021. – Т. 29. – № 3. – С.89.
6. Иванова, И.В. Реализация жанра интервью в современном языке СМИ // Гуманитарные исследования. – 2019. – № 1 (29). – С. 50-57.
7.Ильченко, С.Н. Интервью в журналистском творчестве. Учебное пособие./С.Н. Ильченко. - СПб.: Питер, 2020. – 178 с.
8. Исакова, Т.Н. Функционирование жанра интервью на современном этапе // Система ценностей современного общества. – 2019. – № 5-2. – С. 345.
9. Ковальчук, Н.В. Прагматические особенности интервью как речевого жанра // Гуманитарные и общественные науки. – 2021. – № 7-2. – С. 354.
10.Колесниченко, А.В. Практическая журналистика: учеб. пособие– М.: Московского университета, 2021. – 521 с.
11. Кошкарова, Н.Н. Пространство конфликтного дискурса в жанре политического интервью // Вестник Челябинского государственного университета. – 2020. – № 17 (198). – С. 257.
12.Красноперова, Ю.В. Интервью как речевой жанр // Амурский научный вестник. – 2022. – № 2. – С. 368.
13.Краснопёрова, Ю.В. Сложные речевые события и речевой жанр интервью // Амурский научный вестник. – 2021. – № 3. – С. 158.
14.Кройчик, Л.Е. Система журналистских жанров. – СПб.: Наука, 2020. – 168 с.
15.Кутний, А.И. Интервью: типология и специфика жанра // Известия высших учебных заведений. – 2022. – № 6 (172). – С. 200.
16.Пичугин, А.В., Смирнов, В.Б. Беседа: разновидность интервью или самостоятельный жанр? // Вестник Волгоградского государственного университета. – 2022. – № 4. – С. 281.
17.Тертычный, А.А. Жанры периодической печати: учеб. пособие - М.: Аспект Пресс, 2020. – 243 с.
18.Фадеева, И.В. Стилистика, композиция и классификация интервью как жанра // Вопросы лингвистики. – 2021. – № 1. – С. 347.
19.Халиуллин, А.Г. Диалогическая природа жанра интервью в современной прессе // Вестник Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета. – 2020. – № 3 (21). – С. 265.
20.Чистякова, И.Ю. Интервью как аналитический жанр современной публицистики // Гуманитарные исследования. – 2021. – № 4 (48). – С. 201.
21.Шостак, М.И. Журналист и его произведение. – М.: Глобол, 2019. – 327 с.