Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В начале XX века религиозная политика императора Павла I рассматривалась в трудах российских исто-риков по частям и не получила общей проработки и понимания. За по-следние три десятилетия интерес к религиозным взглядам и политике Пав-ла I в историографии значительно возрос.
Религиозную политику следует понимать в широком смысле этого слова как совокупность церковно-государственной и церковно-общественной деятельности, осуществляемой как во внутренней, так и во внешней политике государства.
Во внутренней политике России при Павле I можно выделить следу-ющие области: церковное управление, духовное положение, отношение к конфессиям и различным религиозным и философским учениям; во внеш-ней политике - налаживание отношений с католиками и униатами за преде-лами России.
На протяжении большей части XVIII века власть самодержавия до-вольно успешно боролась за подчинение светской власти церкви и вклю-чение ее в государственный аппарат. Необходимо вспомнить уничтожение системы патриаршества и установление Синода Петром I, секуляризацию церковной собственности и определение Екатериной II начисления возна-граждение монашеству из казны государства. В то же время монархия не хотела разрушать церковную организацию, поскольку нуждалась в идео-логической поддержке своей власти. В этом контексте краткое правление Павла I, охватывающее рубеж XVIII-XIX веков, особенно привлекательно для исследователей.
Религиозные взгляды Павла при детальном рассмотрении способ-ствуют лучшему пониманию духовной жизни российского общества на рубеже 18-19 веков, поскольку религиозное мировоззрение императора развивалось в прямой связи с религиозно-философскими идеями и поиска-ми этого времени.
Мировоззрение и личность императора была сформирована за мно-го лет до его восшествия на престол. Без учета традиций православия в воспитании Павла, лежащих в основе его религиозных взглядов, сформи-ровавшихся в этот период, без учета религиозно-философских основ лич-ности царя, сложно дать оценку религиозной политике императора.
Изучение павловской эпохи важно для осознавания места современ-ной религии в социуме. Проект Павла I по объединению христианских церквей, который можно рассматривать как одно из решений проблемы многоконфессиональности, исторически сложившейся в Российской импе-рии, а также как предшественник современных экуменических идей, пред-ставляет здесь несомненный интерес.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы ис-следования.
Изученность темы. В ходе своего исследования было установлено, что в настоящее время существует множество интересных и аналитических работ различных авторов, включая ученых, преподавателей, посвященных этой теме, что позволило мне подробно проанализировать их, выделить наиболее важные аспекты по этому вопросу и систематизировать получен-ные данные.
Проблема исследования – выявить особенности религиозной поли-тики Павла I.
Объектом исследования является процесс формирования религиоз-ной политики Павла I.
Предметом исследования являются основы и принципы формиро-вания религиозной политики Павла I.
Цель исследования. Целью данной исследовательской работы явля-ется выявление условий формирования религиозной политики Павла I.
Задачи работы. Для достижения цели курсовой работы необходимо решить несколько задач:
- рассмотреть роль императора Павла I в русской истории;
- изучить деятельность императора Павла I как покровителя Русской Церкви;
- детально проанализировать деятельность Синода в царствование императора Павла I (1796-1801);
- проанализировать религиозную политику императора Павла I в со-временной историографии.
Методология исследования. При написании этой курсовой работы были использованы следующие методы исследования: анализ литературы, изучение документов, наблюдение, описание, сравнение, обобщение, стати-стический анализ данных, моделирование.
Источниковая база. В качестве источников были использованы научные статьи, учебники по истории, статистика и интернет-ресурсы.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, четырех параграфов, заключения и списка использованных источников.
§1. Роль императора Павла I в русской истории
Император Павел 1 был коронован и стал императором с хорошо продуманной программой действий, с четким, хорошо продуманным пла-ном, который он немедленно претворил в жизнь, как будто предвидел, как мало времени было ему отведено. Об энергии Павла можно судить хотя бы по тому факту, что за время его правления было принято более двух тысяч законов. В среднем он принимал 42 закона в месяц. Эту активную законодательную деятельность нельзя было сравнить ни с правлением Екатерины, ни с правлением Петра Великого.
При Павле была начата военная реформа, которая подготовила ар-мию к военным событиям 1812 года, был пересмотрен Закон о праве наследования престола, сделаны первые шаги по ограничению власти по-мещиков и сделан первый шаг к отмене крепостного права. Он заложил основы всей законодательной власти Российской империи. Его преобразо-вания оказали значительное влияние на государственную структуру бу-дущей России .
Павел стал первым российским императором, смягчившим церков-ную политику, в отличие от своего суверенного прадеда. До него, начиная с Петра I, это было направлено на ослабление позиции Церкви с целью усиления государственных интересов. С воцарением Павла Русская цер-ковь обрела конкретные надежды на возрождение религии. Император не был равнодушен к православию. При Павле были созданы духовные ака-демии в Казани и Санкт-Петербурге, а также открываются несколько но-вых семинарий.
Православная церковь, которая обычно объединяла русский народ в трудные времена, со времен Петра Великого практически не имела воз-можности серьезно влиять на развитие событий и политику государствен-ной власти. Кроме того, она не пользовалась авторитетом среди просве-щенного сообщества. В середине XIX века монастыри были фактически от-странены от дела образования и науки и переданы новым, «светским» структурам, а в середине века государство отобрало богатейшую землю, населенную зажиточными крестьянами. Это было сделано с той целью, чтобы обрести обновленный ресурс для совершенствования политики не-прерывного распределения земель военно-дворянского общества, которая растет не по дням, а по часам. Но если первые, маргинальные распределе-ния и передел земель действительно укрепили государство, то мгновенное разрушение десятков старейших центров культурного земледелия и тор-говли в неземной России (большое количество ярмарок было организова-но с ориентацией на праздники православных монастырей) привело одно-временно к созданию центров обособленного мелкого кредитного базиса, благотворительности и широкого социального обслуживания населения. Товары, оказавшие помощь, привели только к продолжению подрыва ло-кальных рынков и финансовой силы государства .
Русский язык и национальная культура, которые когда-то позволяли сохранять культурную целостность России от раздробленности на княже-ства, также не пользовались почетом при дворе. Оставалось государство, обширное усиление которого было определено Петром в завещании всем его наследникам. Бюрократическая машина, запущенная Петром, облада-ла такой мощью, что в будущем была способна сокрушить словесные при-вилегии и перегородки. Более того, в ее основе лежал единственный древ-ний принцип, не нарушенный Петром и почитаемый большинством насе-ления России, - принцип самодержавия (абсолютного суверенитета власти верхов). Однако большое количество последователей Петра были черес-чур слабыми или нерешительными, чтобы использовать этот принцип в полном объеме. Они послушно следовали политике дворянства в фарвате-ре и «умело использо
Фрагмент для ознакомления
3
1. Анисимов, Е.В. Императорская Россия / Е. Анисимов. - СПб. : Питер, 2008. - 639 с.
2. Верховской, П.В. Очерки по истории русской церкви в XVIII и XIX ст.: Вып. 1 / П.В. Верховской. - Варшава : Тип. Варш. учеб. окр., 1912. - 148 с.
3. Волков, Е.В., Конюченко, А.И. Русские императоры XIX века : В свидетельствах современников и оценках потомков / Е. Волков, А. Ко-нюченко. - Челябинск : Аркаим, 2003. - 335 с.
4. Знаменский, П.В. История русской церкви : Учеб. рук. / Проф. П.В. Знаменский; Редкол.: к. иск., доц., протоиерей Валентин Чаплин и др. - М. : Крутиц. Патриаршее подворье и др., 2000. - 461 с.
5. Казанский, П.Е. Власть Всероссийского Императора. Одесса, 1913. С. 162, 253.
6. Карташёв, А.В. Очерки по истории Русской Церкви в 2-х томах. – Москва : Абышко, 2004. - 1192 с.
7. Клибанов, А.И. Русское православие: вехи истории. / Под ред. А.И. Клибанова. - М.: Политиздат, 1989. - 719 с.
8. Ключевский, В. О. Сочинения. В 9 т. Т. 5. Курс русской исто-рии. / Под ред. В. Л. Янина. - М.,1989. – 893 с.
9. Левченко, И.В. Русская православная церковь и государство : Учеб. пособие / И.В. Левченко ; М-во общ. и проф. образования Рос. Фе-дерации. Иркут. гос. экон. акад. - Иркутск : Изд-во ИГЭА, 1997. - 159 с.
10. Милюков, П.Н. Очерки по истории русской культуры : В 3 т. / Авт. предисл. Н.Г. Думова. - Т. 2 : Вера. Творчество. Образование - М. : Прогресс. Культура : Газ. «Труд», 1994. - 415 с.
11. Павленко, Н.И. История России с древнейших времен до 1861 года : Учебник для студентов вузов / Н.И. Павленко, И.Л. Андреев, В.А. Федоров; Под ред. Н.И. Павленко. - Изд. 4-е. - Москва : Высшая школа, 2007. - 535 с.
12. Порошин, С.А. Недописанный дневник обучения будущего им-ператора Павла I, который вел его учитель С.А. Порошин / С.А. Поро-шин; Предисл. В. Десятерика. - М. : Фонд развития отечеств. книгоизда-ния, 1996. - 237 с.
13. Пыпин, А.Н. Масонство в России. М., 1997. 213 с.
14. Резник, Е.В., Чудина, Ю.Ю. Религии мира. Православие / Е.В. Резник, Ю.Ю. Чудина. - М. : ООО «ТД «Издательство Мир книги»«, 2007. - 192 с.
15. Смолич, И.К. История Русской церкви : В 9 кн. - Кн. 8. - Ч. 2 : 1700-1917 / И.К. Смолич. - М. : Изд-во Спасо-Преображ. Валаам. мона-стыря, 1997. - 798 с.
16. Сорокин, Ю.А. Павел I. Личность и судьба. - Омск, 1996. – 256 с.
17. Федоров, В.А. Русская православная церковь и государство : Синодальный период. (1700-1917) / В.А. Федоров; Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. - М. : Рус. панорама, 2003. - 479 с.
18. Цыпин, В.А. История Русской Православной Церкви : Сино-дальный и новейший периоды : (1700 - 2005) / Протоиерей Владислав Цыпин ; Учеб. ком. при Свящ. Синоде Рус. Православ. Церкви, Моск. ду-хов. акад., Сретен. духов. семинария. - 3-е изд., испр. - Москва : Издание Сретенского монастыря, 2007. - 815 с.
19. Шильдер, Н. К. Император Павел Первый. Историко-библиографический очерк. - М., 1996, 93 с.
20. Шильдер, Н.К. Император Павел I / Н.К. Шильдер. - Москва : Мир книги : Литература, 2007. - 461 c.
21. Эйдельман, Н. Грань веков / Натан Эйдельман. - Москва: Машиностроение, 2004. - 462 c.