Фрагмент для ознакомления
2
1.2. Перспективы развития дистанционного банковского обслуживания клиентов в России
В ходе изучения возможностей и перспектив развития дистанционного банковского обслуживания клиентов в России мы предложили модель для подтверждения актуальности развития этого направления, которая отражает зависимость количества открытых банковских счетов от количества офисов, действующих на территории Российской Федерации, а также количество кредитных карт, выпущенных банками в Российской Федерации.
Модель показывает зависимость количества открытых банковских счетов от количества офисов, работающих в России, и количества кредитных карт в российских банках [1]. В течение этого периода данные будут предоставляться в начале каждого квартала с 2019 по 2022 год.
Таблица 1.4
Статистика по России по количеству счетов, открытых через удаленный доступ, и филиалов существующих
банковских организаций (составлена автором [1])
Год Квартал Y X1 X2
2018 II 151937.3 558 259 662
III 188025.1 837 269 573
IV 235523.4 763 280 584
2019 I 247936.2 723 264 552
II 183841.6 673 274 404
III 223482.3 643 283 586
IV 248727.4 687 288 344
2020 I 243323 638 284 733
II 223526.4 564 277 435
III 247339.1 587 267 803
IV 266203.8 544 284 388
2021 I 287 483.0 545 308 733
II 235 843.5 524 322 319
III 273 252.3 483 324 634
IV 297 539.8 464 338 071
2022 I 331 146.6 483 324 764
II 279 803.6 473 367 137
III 318 331.4 465 384 262
IV 351 231.4 489 313 866
Можно утверждать, что дистанционные банковские услуги востребованы и обеспечивают банковскую организацию клиентской базой. Это обусловлено интересами клиентов, наличием доступа к банковским услугам, которые они могут получать в любое время и в любом месте (при наличии подключения к Интернету). На следующем этапе банковскому бизнесу необходимо будет сосредоточиться на поддержании своей клиентской базы и привлечении новых клиентов путем переосмысления концепции дистанционного банковского обслуживания.
Любой клиент банка старается сократить время, проводимое в отделении, стараясь сэкономить небольшое количество свободного времени. Для некоторых клиентов критерий доступности системы дистанционного банковского обслуживания стоит на первом месте.
Вот перспективы развития цифровых банковских услуг в современных условиях. Основные влияющие факторы (рис. 1.1):
Рисунок 1.1 - Факторы, влияющие на перспективы развития цифровых банковских услуг в современных условиях
Источник: [4].
1. Увеличение использования смартфонов и проникновения Интернета.
С растущим акцентом на использование смартфонов и массовым проникновением Интернета спрос на онлайн-банкинг продолжает расти и, как ожидается, сохранит свое доминирующее положение на рынке. Кроме того, клиенты все чаще используют онлайн-банкинг, поскольку банки предоставляют платежные решения в режиме реального времени, позволяющие осуществлять обычный онлайн-банкинг, функции оплаты счетов и многое другое. Кроме того, банковская отрасль стала свидетелем массового расширения и стандартизации продуктов и услуг, предлагаемых с помощью мобильных приложений, и повышения лояльности потребителей к бренду, что способствовало росту рынка онлайн-банкинга.
2. Удобство и наилучшие процентные ставки.
Кроме того, онлайн-банкинг не имеет филиалов для обслуживания, и в конечном счете снижаются другие транзакционные издержки, что еще больше повышает его экономическую эффективность в бизнес-операциях.
Таким образом, банки предоставляют своим клиентам возможности экономии по более высоким процентным ставкам за счет снижения этих дополнительных расходов. Кроме того, потребители пользуются онлайн-банкингом без приобретения какого-либо программного устройства, хранилища или резервной копии данных, поскольку вся информация о транзакциях хранится в терминале банка. В результате эти факторы делают использование онлайн-банкинга более удобным для потребителей, тем самым стимулируя рост рынка.
3. Инновационные банковские услуги и увеличение числа корпоративных инвесторов.
Ожидается, что рост цифровизации и расширение корпоративного банкинга будут способствовать росту рынка. Более того, онлайн-банкинг позволил инвесторам отслеживать свой инвестиционный портфель в режиме реального времени во время инвестирования или торговли онлайн с мгновенным доступом к своим средствам.
Таким образом, ожидается, что эти функции онлайн-банкинга ускорят рост рынка и улучшат инновационные банковские услуги для увеличения числа корпоративных инвесторов в ближайшем будущем.
Кроме того, ожидается, что увеличение числа корпоративных инвесторов и расширение услуг онлайн-банкинга предоставят рынку выгодные возможности в ближайшие годы.
Таким образом, были выявлены факторы, определяющие перспективы развития цифровых банковских услуг Альфа банк в современных условиях. Была предложена следующая стратегия формирования цифровой культуры Альфа банк:
Рисунок 1.2 - Стратегия формирования цифровой культуры
Источник: разработано автором
Нуждаясь в капитале для инвестирования в цифровые инициативы, Альфа банк начал с сокращения часов работы ночных отделений, используя сэкономленные деньги для разработки цифровых приложений.
Столкнувшись с будущим, которое будет сильно отличаться от прошлого, многие сотрудники должны принять решение остаться и овладеть новыми навыками с помощью внутреннего или онлайн–обучения - или двигаться дальше.
В Альфа банк произошел культурный разрыв между некоторыми сотрудниками, что привело к общему сокращению численности персонала. “Большинство сотрудников не были наняты в эпоху цифровых технологий. Они не использовали большое количество мобильных устройств и приложений. Они не использовали мобильные платежи или удаленный депозит. Отсутствие знаний в области цифровых технологий подорвало их уверенность и способности. Это должно было быть решено” [16].
По словам Кларка из Forrester, в то время как сотрудников, обладающих навыками работы с данными и искусственным интеллектом, следует нанимать по мере необходимости, трансформация рабочей силы выходит далеко за рамки найма нескольких цифровых суперзвезд. “Если [компании] думают, что им не нужно менять свою культуру и просто привлекать пару ключевых людей, запуски часто терпят неудачу”, - сказал аналитик [8]. Кларк говорит, что для успеха сотрудников важно гибкое обучение – способность быстро осваивать новые навыки для новых ролей – позволяет сотрудникам адаптироваться к новым бизнес-миссиям и методам.
Кларк сказал, что навыки работы с людьми очень важны. Способность конструктивно разрешать разногласия с коллегами из неиерархических команд будет незаменима в любом цифровом путешествии [9].
Альфа банк уделяет особое внимание навыкам видеосъемки с камеры у новых сотрудников.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бурлов Д.Ю., Раднаева Э.Б. Анализ современной ситуации развития альтернативных каналов обслуживания и дистанционного банковского обслуживания корпоративных клиентов в ПАО «СБЕРБАНК» // В сборнике: Молодые финансисты XXI века. Сборник материалов научно-практической конференции . 2019. С. 11-18.
2. Бурлов Д.Ю., Раднаева Э.Б. Развитие банковских продуктов ПАО «Сбербанк» для корпоративных клиентов на основе дистанционного банковского обслуживания // В сборнике: Молодые финансисты XXI века. Сборник материалов научно-практической конференции . 2019. С. 18-26.
3. Ванюхина И.В. Внедрение российскими банками инноваций в сфере дистанционного банковского обслуживания клиентов // В сборнике: Архитектура финансов: иллюзии глобальной стабилизации и перспективы экономического роста. Сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции. Под научной редакцией И.А. Максимцева, В.Г. Шубаевой, И.Ю. Евстафьевой. 2019. С. 11-15.
4. Варламова Т.П. Дистанционное банковское обслуживание клиентов в России: возможности и риски // В сборнике: Актуальные проблемы экономической деятельности и образования в современных условиях. Сборник научных трудов Четырнадцатой Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор О.С. Лазарева. 2019. С. 160-164.
5. Варламова Т.П. Риски дистанционного банковского обслуживания клиентов и пути их снижения // Математическое и компьютерное моделирование в экономике, страховании и управлении рисками. 2019. № 4. С. 126-130.
6. Дубченко М.С. Подсистема дистанционного банковского обслуживания «интернет-клиент» // В сборнике: Информационные технологии. межвузовский сборник научных трудов. Рязанский государственный радиотехнический университет имени В.Ф. Уткина. Рязань, 2022. С. 90-96.
7. Зернова Л.Е. Совершенствование организации обслуживания клиентов - физических лиц с использованием банковских карт и дистанционных технологий // В сборнике: Тенденции и тренды в сфере бизнес-аналитики. сборник научных трудов по итогам проведения круглого стола. Москва, 2022. С. 50-56.
8. Климова Н.Н., Тикбиюкова С.С. Об организации дистанционного банковского обслуживания корпоративных клиентов в АО «Юникредитбанк» // В сборнике: Интеллектуальный потенциал общества как драйвер инновационного развития науки. Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. 2020. С. 67-70.
9. Курзенева Ю.Н. Дистанционное банковское обслуживание клиентов // В сборнике: Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития. Сборник материалов IX Международной научно-практической конференции. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. 2018. С. 257.
10. Левкова В.А. Дистанционное банковское обслуживание розничных клиентов в РФ: формы и направления развития // В сборнике: фундаментальная и прикладная наука: актуальные вопросы теории и практики. сборник статей II Международной научно-практической конференции. Пенза, 2023. С. 110-113.
11. Минин И.Л., Облыгина Л.А. Риски дистанционного банковского обслуживания клиентов // В сборнике: наука молодых: вызовы и перспективы. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. 2019. С. 53-58.
12. Обыденнова В.И. Повышение качества организации обслуживания клиентов с помощью совершенствования дистанционных технологий и использования банковских карт // В сборнике: Формирование эффективной системы финансово-кредитных отношений в российской экономике. Сборник материалов Всероссийской (национальной) научно-практической конференции. Редколлегия: С.П. Федосова [и др.]. 2020. С. 101-103.
13. Рагимова Р.И. Современные тренды дистанционных банковских технологий по обслуживанию клиентов-физических лиц // В сборнике: Всероссийская научная конференция молодых исследователей с международным участием, посвященная Юбилейному году в ФГБОУ ВО «РГУ им. А.Н. Косыгина «Экономика сегодня: современное состояние и перспективы развития» (Вектор-2020). сборник материалов Всероссийской научной конференции молодых исследователей с международным участием, посвященной Юбилейному году в ФГБОУ ВО «РГУ им. А.Н. Косыгина». Москва, 2020. С. 4-7.
14. Рейхерт Н.В. Механизм функционирования дистанционного банковского обслуживания клиентов в ПАО «Сбербанк России» // Финансовый бизнес. 2023. № 7 (241). С. 209-212.
15. Сугарова И.В., Сугаров А.А. Система дистанционного банковского обслуживания частных клиентов российских банков // В сборнике: Потенциал банковского кредитования: факторы расширения, принципы использования, влияние рисков, социальная значимость. сборник научных статей. Владикавказ, 2020. С. 36-50.
16. Сурина А.И. Развитие дистанционного банковского обслуживания в сфере обслуживания корпоративных клиентов // В сборнике: инновации как инструмент развития и модернизации экономики. сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. 2019. С. 93-95.
17. Тимин А.Н., Швецов Д.А. Дистанционное банковское обслуживание: привлечение новых клиентов и управление рисками // В сборнике: Общество. Наука. Инновации (НПК-2018). сборник статей XVIII Всероссийская научно-практическая конференция: в 3 томах. Вятский государственный университет. 2018. С. 1748-1753.
18. Тынянкина Я.А. Современные проблемы дистанционного банковского обслуживания клиентов // В сборнике: Актуальные теории, концепции, прикладной характер современных научных исследований. Сборник научных статей по итогам Международной научно-практической конференции. 2019. С. 191-192.
19. Хоменко П.М. Экосистема банковских технологий дистанционного, комплексного обслуживания клиентов в АО «АЛЬФА-БАНК» // В сборнике: Трансформация банков в условиях цифровой экономики. Сборник научных трудов студентов и аспирантов. Под редакцией В.Е. Косарева. Москва, 2018. С. 37-42.
20. Шай В.С., Михальская Л.С. Дистанционное банковское обслуживание клиентов / В книге: Финансовый и банковский менеджмент: опыт и проблемы. Тезисы докладов и выступлений XХ международной научной конференции молодых ученых. Под общей редакцией П.В. Егорова. 2018. С. 255-258.
21. Шматков А.А. Возможности и перспективы развития дистанционного банковского обслуживания клиентов в России // Актуальные проблемы и перспективы развития экономики: российский и зарубежный опыт. 2023. № 2 (44). С. 129-132.