Фрагмент для ознакомления
2
Данная работа посвящена изучению возрождения народных традиций средствами социально-культурных технологий.
Актуальность рассматриваемой темы определяется тем, что народные традиции на сегодняшний день угасают в своем естественном существовании, а это является объективной исторической данностью. Старинные песни и свадьбы, танцы и припевы, праздники и обряды, ремесло и искусство - все это стремительно уходит из коллективной этнической памяти и из культурного актива.
Однако, как показали многие исследования, сегодня народная традиция актуальна, жизненно необходима обществу, независимо от природных условий бытования. С помощью традиций народных культур решается большой круг проблем: социально-экономический, воспитательный, образовательный. Процессы возрождения, восстановления, сохранения и освоения народных традиций, даже их отдельных элементов, могут стимулировать активную жизнь и деятельность отдельного индивида, поднять село, поселок и повысить качественно жизнь населения в целом районе, регионе.
Степень разработанности проблемы. В работах Т.Г. Киселёвой, Ю.Д. Красильникова, И.С. Кона раскрывается природа социально-культурной деятельности, её роли в воспитании подрастающего поколения, анализируется общественное значение по созданию, освоению, сохранению, распространению и развитию ценностей традиционной народной культуры.
Работы A.C. Каргина, Б.Н. Путилова посвящены различным аспектам современного бытования и регенерации традиционных форм культуры, в том числе, её региональных вариантов.
В процессе анализа используемой литературы выявилось противоречие между тем, что необходимо с одной стороны возрождать народные традиции, а с другой стороны наличие недостаточной включенности средств практического внедрения социально-культурных технологий.
Данное противоречие позволило обозначить проблему исследования: каковы потенциальные возможности социально-культурных технологий в возрождении народных традиций?
Цель работы – изучение возрождения народных традиций средствами социально-культурных технологий.
Задачи исследования:
Дать понятие народных традиций и их возрождение;
Определить особенности социально-культурных технологий;
Выявить из практики возрождение народных традиций средствами социально-культурных технологий
Объект исследования – процесс возрождения народных традиций.
Предмет исследования – использование средств социально-культурных технологий в возрождении народных традиций.
По структуре работа состоит из введения, основной главы, состоящей из трех параграфов, заключения, списка использованной литературы и электронных ресурсов и приложений.
1.Возрождение народных традиций средствами социально-культурных технологий
1.1. Понятие народных традиций и их возрождение
Академик Д. С. Лихачев сказал: «Культура – это огромное целостное явление, которое делает людей из простого населения народом, нацией» [10].
У российского народа есть своя традиционная культура, которая является огромным миром духовного опыта, важнейшей частью культурной среды, основой формирования национального сознания. В культуре народное творчество является неотъемлемой частью. В этом широком понятии воплощены разнообразия духовных обрядов, обрядов народа, национальных традиций, ритуала, праздника, костюма, ремесла.
В течение многих лет народ стремился выразиться в любой художественной форме, посредством декоративного и прикладного искусства, фольклора, танца и пр. Он проявлял творческие способности и умения создавать предметы, необходимые для работы и жизни.
Ю.М. Лотман рассматривал культуру как память народа, поэтому она всегда связана с историей, всегда подразумевает непрерывность нравственной, интеллектуальной, духовной жизни человека, общества и человечества. Размышляя о современной культуре, мы, сами того не подозревая, говорим и об огромной пути, который прошла эта культура [3, с. 47].
Традиционная народная культура - это глубинная основа всего разнообразия направлений, форм и видов современной культуры.
Народная культура хранит представления человека о мире, систему образов и языков, веры, знаний и умений, обычаев, форм трудовых и праздничных обрядов, системы фольклора. Основой традиционности является не только фиксация всего опыта практической работы человеческого общества, но также регулирование норм социальной жизни - семейных, общинных, трудовых, межпоколенных, половых, принимающих упорядоченный характер многообразие отношений и связей этнических целостностей в окружающем мире.
Фрагмент для ознакомления
3
Антонова, Е.Л. Народная художественная культура: учебное пособие / Е.Л. Антонова. – Белгород, 2006. – С. 18
Ариарский М. А., Ивлиева И. А. Общекультурное развитие личности в системе непрерывного профессионального образования : монография / Российская академия образования, Институт педагогики и психологии профессионального образования. – Казань : Данис, 2007. – 155 с
Байтуганов В.И. Народная художественная культура. Теория. История. Современность: методические материалы к лекционному курсу / В.И. Байтуганов. – Новосибирск: Издательство НГОНБ, 2018. – 124 с.
Бакланова, Т.И. Народная художественная культура в универсальной гуманитарной образовательной системе // Народная художественная культура России: перспективы развития и подготовки кадров / Т.И. Бакланова. – М., 1994. – 254 с.
Баландина Г.А. Основы социально-культурного проектирования: учебное пособие [для вузов искусства и культуры] / Г. А. Баландина; рец. А. В. Дубровский, А. А. Лисенкова ; Перм. гос. ин-т культуры. –2-е изд., [испр. и доп.]. – Пермь : [б. и.], 2016. –122 с.
Беляева Л. А., Беляева М. А. Социально-культурная деятельность: структурно-функциональная модель // Вестник ЧГАКИ. 2013. №1 (33). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-kulturnaya-deyatelnost-strukturno-funktsionalnaya-model (дата обращения: 12.09.2023).
Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии. / В.П. Беспалько. – М.: Вагриус, 2017. – 241 с.
Бирженюк Г. М. Научная школа педагогической культурологии // Вопросы культурологии. – 2008. – № 12. – С. 32.
Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса / Ю.В. Бромлей. – М.: Наука, 1983. – 412 с.
Григорьева Е. И. Возрождение народной художественной культуры миф или реальность? // МНКО. 2009. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozrozhdenie-narodnoy-hudozhestvennoy-kultury-mif-ili-realnost (дата обращения: 12.09.2023).
Жарков, А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: учебник. – М., 2007
Каргин А. С. Народная художественная культура : учеб. пособие / А. С. Каргин М: : Гос. республ; центр русского фольклора, 1997. - 288 с.
Каргин А.С. Фольклор в современном социокультурном пространстве: от повседневной практики до элитарного досуга // Прагматика фольклора: Сб. статей, докладов, эссе. – М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 2008. – С. 142.
Карташов А. А. Изучение социально-культурных условий возрождения традиций народной художественной культуры средствами режиссерско-постановочных технологий (на примере свадебного обряда) // Социально-экономические явления и процессы. 2013. №12 (058). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-sotsialno-kulturnyh-usloviy-vozrozhdeniya-traditsiy-narodnoy-hudozhestvennoy-kultury-sredstvami-rezhissersko (дата обращения: 12.09.2023).
Киселева Т. Г. Социально-культурная деятельность: учеб. для студентов вузов / Т. Г: Киселёва, Ю. Д, Красильников. М., 2004. -539 с.
Кон И. С. Постоянство и изменчивость личности / И. С. Кон ./ Психологический журнал. 198.7. № 4. С. 126-13.6.
Кормилина Ж.В. Рекрутский обряд: структура и семантика (на материалах севера и северо-запада России XIX-XX вв.) Автореферат дисс... кандидата культурологических наук. М., 2000.
Маджидова Бибихафиза. Народные традиции и обычаи как средство формирования нравственных качеств детей в семье : автореферат дис. ... доктора педагогических наук : 13.00.01 / Тадж. гос. пед. ун-т им. К.Ш. Джураева. - Душанбе, 2004. - 50 с.
Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука / Э.С. Маркарян. – М.: Мысль, 1983. – 284 с.
Марков А. П. Культурологическая парадигма образования как методологическая основа совершенствования педагогической практики // Вестник Балтийской педагогической академии. – 2012. – № 105. – С. 7–12.
Новикова Г. Н. Технологические основы социально-культурной деятельности : учебное пособие. – Москва : МГУКИ, 2004. – 175 с.
Новикова, Г.Н. Особенности и уровни развития социально- культурных технологий. / Г.Н. Новикова. // Технологические основы социально- культурной деятельности. - М.: МГУКИ, 2014. - С. 24- 34.
Плохих Н.В. Народные традиции воспитания и сохранения народной культуры // Культура. Духовность. Общество. 2013. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/narodnye-traditsii-vospitaniya-i-sohraneniya-narodnoy-kultury (дата обращения: 12.09.2023).
Путилов Б. Н. Фольклор и. народная культура / Б. Н. Путилов. -СПб., 1994.- 150 с.
Рябков, В. М. Функции культурно-просветительной и социально-культурной деятельности: их анализ в педагогической литературе (вторая половина ХХ – начало ХХI в.) / В. М. Рябков // Вестн. Моск. гос. ун-та культуры и искусств. – 2007. – № 1. – С. 61–66
Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 2018. – 256 с.
Сенчук А. И. Традиции как ценности народной художественной культуры // Вестник науки и творчества. 2021. №3 (63). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/traditsii-kak-tsennosti-narodnoy-hudozhestvennoy-kultury (дата обращения: 12.09.2023).
Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия)
Смирнов А. В. Сущность и явление // Новая философская энциклопедия : в 4 томах / Институт философии Российской академии наук, Национальный общественно-научный фонд ; науч.-ред. совет. : В. С. Степин [и др.]. – Москва : Мысль, 2000–2001. – Том 3. – 2001. – С. 682.
Современные технологии социально- культурной деятельности. / под ред. Е.И. Григорьевой. - Тамбов: Изд- во ТГУ, 2012. - 504 с.
Соколов, А. В. Феномен социально-культурной деятельности / А. В. Соколов. – СПб.: СПбГУП, 2003. – 204 с.
Соловьева Е.З. Патриотическое воспитание молодёжи и его значение для возрождения национальной культуры (педагогический аспект) // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2017. №1 (74). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/patrioticheskoe-vospitanie-molodyozhi-i-ego-znachenie-dlya-vozrozhdeniya-natsionalnoy-kultury-pedagogicheskiy-aspekt (дата обращения: 16.09.2023).
Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года [Текст] : распоряжение Правительства РФ от 29 февраля 2016 г. N 326-р // Правительство России: официальный сайт. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: – URL: https://gov.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm/, свободный (дата обращения: 14.09.2023).
Терехов, П. П. Специалист социокультурной сферы: педагогическая компетентность: [Монография] / П. П. Терехов. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2002 (ООП РМБИЦ МЗ РТ). - 142, [2] с.
Харламов И.Ф. Педагогика. 4-е изд. - М.: Гардарики, 2003. - 519с.
Шарковская Н. В. Модусы глобализации в социально-культурной деятельности: антропологический аспект // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2019. – № 5 (91). – С. 102–110.
Шарковская Н. В. Педагогика досуга как интегративная отрасль современного знания // Социально-культурная деятельность : векторы исследовательских и практических перспектив : материалы международной электронной научно-практической конференции, посвящённой 50-летию Казанского государственного института культуры. – Казань : КазГИК, 2019. – С. 230–234.
Шарковская Н. В. Сущность и специфика понятия «социально-культурная технология»: теоретико-методологический аспект // Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. 2020. №4 (39). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-i-spetsifika-ponyatiya-sotsialno-kulturnaya-tehnologiya-teoretiko-metodologicheskiy-aspekt (дата обращения: 14.09.2023).
Щербакова, О. С. Этнокультурное воспитание детей и подростков на региональных народно-певческих традициях в условиях досуга: [моногр.] / О. С. Щербакова; Алт. гос. акад. культуры и искусств. – Барнаул: Изд-во Алт. гос. акад. культуры и искусств, 2013. – 220 с.
Цапенко, Л.М. Социально- культурные условия реализации культуротворческих технологий в воспитательной работе негосударственных образовательных учреждений: автореф. дис. канд. пед. наук. / Л.М. Цапенко. - Тамбов: ТОИКРО, 2016. - 27 с.
Ярошенко Н. Н. История и методология теории социально-культурной деятельности: учебник. – Издание 2-е, испр. И доп. – Москва: МГУКИ, 2013. – 456 с.