Фрагмент для ознакомления
1
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
1. Форма государства. Развитие федерации, как формы государства 5
1.1. Понятие формы государства 5
1.2. История развития федерации, как формы государственного устройства 9
2. Федерация: современное понимание и актуальные вопросы 13
2.1. Понятие и характеристика федерации, как формы государственного устройства 13
2.2. Актуальные вопросы федерации, как формы государственного устройства 23
Заключение 29
Библиографический список 31
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обусловлена тем, что в период всего существования политически организованного общества вопросы формирования государственных органов и осуществления государственной власти не утрачивают своей актуальности. Стабильность политической ситуации во многих странах напрямую зависит от правильного выбора формы государства и формы правления в том или ином государстве с учетом традиций и менталитета народа. От того, как организована и как реализуется государственная власть, зависит эффективность государственного руководства, действенность управления, престиж и стабильность правительства, состояние законности и правопорядка в стране.
Принципы федеративного устройства, объективно существующие как в качестве теоретической концепции, так и непосредственно в виде обособленной системы правовых норм, находят свое выражение соответственно в научно-доктринальном и легальном (нормативном) измерениях. Применительно к настоящей статье нами будет рассмотрено второе. При этом отметим, что в любом случае для функционирования федеративного по своей сущности государства необходимо отражение научно-доктринальных принципов федеративного устройства в действующих конституциях государств. Равным образом для признания какого-либо государства федеративным необходимо формально-юридическое закрепление федеративной формы государственно-территориального устройства в основном законе государства, что само по себе является, как правило, одной из основ конституционного строя в федеративных государствах.
Форма государства является основополагающим фундаментом для формирования и функционирования правовых институтов, взаимоотношений личности и государства, эффективности правового регулирования.
Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с существованием формы государства.
Предметом работы являются нормы действующего законодательства, устанавливающие форму государства, практика их применения, а так же научная и учебная литература по теме исследования.
Целью работы ставится изучение формы государства.
Задачами работы ставится:
• рассмотреть понятие формы государства;
• исследовать историю развития федерации, как формы государственного устройства ;
• изучить понятие и характеристика федерации, как формы государственного устройства;
• проанализировать актуальные вопросы федерации, как формы государственного устройства.
Методологическая основа работы - для достижения поставленных целей и решения задач использовались как общенаучные, так и частнонаучные методы познания правовых явлений.
B работе применяются общие и частные методы исследования, в том числе описательный, исторический, системно-правовой, формально-юридический, метод сравнительного анализа.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
1. Форма государства. Развитие федерации, как формы государства
1.1. Понятие формы государства
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти). Форма государства характеризует отношения между людьми и государством в процессе управления ими, способы организации высших органов государственной власти, административно-территориальную организацию государства. Все эти правоотношения, взятые вместе, образуют публичный правопорядок, который называется государственным устройством.
Термин «устройство государства» в общей теории государства и права понимается в различных смыслах. Речь может идти об устройстве государства как о форме государства, об устройстве как о форме правления, об устройстве как административно-территориальной организации. Во всех этих случаях речь идет об устройстве государства (организации государственной власти), но только в разных аспектах: политико-правовом, структурно-функциональном, административно-территориальном. Государство - это структурированная организация, строящая свою деятельность на основе права.
Форма государства неразрывно связана с его сущностью. Однако последняя предопределяет форму государства не непосредственно, а через его содержание, обусловливаемое уровнем культуры, традициями, характером развития экономических отношений, внешнеполитическими отношениями, существующими в определенных исторических условиях. Поэтому содержание государства отражает не только то, что свойственно ему как специфическому явлению общества в любых исторических условиях, но также и то, что присуще тем или иным государствам в силу особенностей конкретно-исторических условий их возникновения и развития.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
2. Федеральный закон Российской Федерации от 2 мая 2012 г. N 40-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // СЗ РФ. 2012. N 19. Ст. 2274.
3. Конституция (Основной Закон) РСФСР от 10 июля 1918 г. / Собрание узаконений РСФСР. 1918. N 51. Ст. 582. Ч. 2. Ст. I.
4. Аникин С.Б. Административно-правовое регулирование предметов совместного ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов России: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Саратов, 2012. С. 15.
5. Временная Конституция Объединенных Арабских Эмиратов 1971 г. // Конституции государств Азии: в 3 т. Т. 1. Западная Азия / под ред. Т.Я. Хабриевой. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации; Норма, 2010. 544 с. С. 430 - 456.
6. Духновская З.А. Исполнительная власть в Российской Федерации и федеративных государствах Европы: конституционно-правовое исследование: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012. С. 9 - 10.
7. Забелина М.В. Конституционно-правовое регулирование установления и изменения границ субъектов Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013. С. 3.
8. Ившина И.Н. Федерализация как способ изменения формы государства // История государства и права. 2014. N 19. С. 32.
9. Ившина И.Н. Федеративная форма государственного устройства: от идеи до конституционной нормы // Конституционное и муниципальное право. 2016. N 1. С. 26.
10. Исаева Н.В. Федерализация и конституционное право народов на самоопределение в дискурсе правовой идентичности // Конституционное и муниципальное право. 2010. N 2. С. 15 - 19.
11. Калугина Т.В. Конституционно-правовой статус законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации: на примере Дальневосточного федерального округа: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012. С. 10.
12. Конституции зарубежных государств: Великобритания, Франция, Германия, Италия, Европейский Союз, Соединенные Штаты Америки, Япония: учеб. пособие. - 8-е изд., исправл. и доп.- М.: Инфотропик Медиа, 2012. С. 559.
13. Конституция Боснии и Герцеговины от 14 декабря 1995 г. // Конституции государств Европы: в 3 т. Т. 1 / под общ. ред. Л.А. Окунькова. М.: НОРМА, 2001. С. 434 - 444.
14. Конституция Республики Кипр от 16 августа 1960 г. // Конституции государств Европы: в 3 т. Т. 2 / под общ. ред. Л.А. Окунькова. М.: НОРМА, 2001. С. 210 - 290.
15. Кузнецова С.С. Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации и штатов Индийского Союза: сравнительно-правовое исследование: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2013. С. 9.
16. Мотин С.В. Братья К.С. и И.С. Аксаковы о славянофильской теории государства // Вестник ВЭГУ. 2010. N 5 (49). С. 24 - 27.
17. Муллагалеева Р.Р. Влияние федерализма на развитие института взаимодействия представительных органов власти в России // Российский юридический журнал. 2014. N 4. С. 23.
18. Страшун Б.А. Вводная статья к Союзной конституции Швейцарской Конфедерации // Конституции государств Европы: в 3 т. Т. 3 / под общ. ред. Л.А. Окунькова. М.: Норма, 2001. С. 533 - 536. С. 534 - 535.
19. Филиппова Н.А. Представительство субъектов Российской Федерации: доктринальные основы и особенности конституционно-правового регулирования: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 2012. С. 18.
20. Цечоев В.К., Швандерова А.Р. Теория государства и права: учебник. М.: Прометей, 2017. С. 102.
21. Чепунов О.И. Системное взаимодействие органов государственной власти в Российской Федерации: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2012. С. 43.
22. Шарифов М.Ш. Влияние этнократизма на обеспечение государственного суверенитета и федерализма // Конституционное и муниципальное право. 2016. N 7. С. 24.
23. Шрам В.П. Вводная статья к Конституции Боснии и Герцеговины от 14 декабря 1995 г. // Конституции государств Европы: в 3 т. Т. 1 / под общ. ред. Л.А. Окунькова. М.: НОРМА, 2001. С. 427 - 433. С. 427 - 428.
24. Шустров Д.Г. Учредительная функция конституции // Конституционное и муниципальное право. 2012. N 9. С. 10 - 15.