Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1 Понятие международной антитеррористической деятельности
1.1 Понятие и основные черты международной антитеррористической деятельности
Прежде чем обратиться к вопросу о том, что представляет собой "международная контртеррористическая операция", необходимо отметить, что основными механизмами в современном мире, в том числе и в международных отношениях, являются активный диалог, активное сотрудничество между государствами и поиск компромиссов. Государствам в лице своих компетентных органов необходимо искать точки соприкосновения, видеть друг в друге не только конкурентов, но и партнеров, налаживать сотрудничество между различными государствами, между их союзами и между интеграционными механизмами..
Как справедливо отмечает А. Бибилашвили, "вопрос о противодействии глобальному терроризму перешел из стадии теоретической в стадию практического сотрудничества государств, стремящихся сохранить стратегическую стабильность и не допустить подрыва основ функционирования общественных и гражданских институтов".
Законодатели считают, что международное сотрудничество является одним из основных условий эффективного противодействия терроризму, а его укрепление - важным элементом национальной и социальной безопасности.
"Международное сотрудничество в борьбе с терроризмом" - сложное и специфическое понятие, которое, хотя и используется в международно-правовых документах и российском законодательстве, не имеет четкого определения в законе.
Вероятно, это связано с уникальным положением данного понятия в научном понимании и его нахождением на стыке международного и национального права.
Например, появление и рост влияния террористических организаций, называющих себя "Исламским государством", является следствием политики двойных стандартов, проводимой некоторыми государствами в области борьбы с терроризмом.
В позитивном смысле отметим, что законодателям следует изменить эту концепцию. Ведь, как указывает В.В. Бараненков отмечает, что "неразвитость понятийного аппарата не только порождает ошибки в нормотворчестве и несогласованность нормативных правовых актов, но и, как следствие, затрудняет правовое регулирование отношений в соответствующих сферах" .
Итак, сотрудничество стран, имеет ряд характерных особенностей, которые составляют основное содержание данного определения.
Среди этих особенностей можно выделить следующие:
1. Сотрудничество государств направлено на противостояние общему врагу.
2. В этом международном сотрудничестве участвуют как государства, являющиеся субъектами международного права, так и негосударственные акторы, которые относятся к субъектам внутренних отношений государств.
3. Правовое регулирование антитеррористического сотрудничества включает в себя как международное, так и национальное законодательство сотрудничающих стран.
4. Это сотрудничество принимает определенные формы, предусмотренные международным и национальным законодательством.
5. Главная цель - обеспечение защиты таких категорий, как личность, в целом общество от угроз, исходящих от террористов.
1.2 Правовое регулирование антитеррористической деятельности государств
Сегодня терроризм остается одной из главных угроз для современного мирового общества. Однако, в отличие от прошлого, он приобрел множество характерных черт, обусловленных глобализацией этого процесса. В частности, были созданы специализированные криминальные структуры, разработана система их финансирования, подготовки кадров и обеспечения другими ресурсами. Террористические акции стали все сложнее и организованнее.
Поскольку подобные международные проявления терроризма существуют в значительной степени, то и правовая база нуждается в совершенствовании прежде всего на международном уровне. Являясь постоянным членом ряда международных организаций, Россия активно участвует в создании единого правового поля для борьбы с терроризмом.
В настоящее время Россия является участником 21 международного многостороннего соглашения в области борьбы с терроризмом, из них 13 - с ООН, 3 - с Советом Европы и 2 - с ШОС. Большинство из них ратифицировано.
В 2001 году Россия ратифицировала Конвенцию ООН против бомбового терроризма от 15 декабря 1997 года и Конвенцию ООН против незаконных актов, направленных против безопасности морского судоходства, от 10 марта 1988 года; в 2002 году ратифицирована Международная конвенция ООН о борьбе с финансированием терроризма от 9 декабря 1999 года; в 2004 году ратифицирована Конвенция 2000 года против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2004 года.
В рамках Совета Европы Россия ратифицировала Европейскую конвенцию о выдаче от 13 декабря 1957 года, Европейскую конвенцию о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 20 апреля 1959 года и Дополнительный протокол к ней от 17 марта 1978 года, а также Конвенцию об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности от 8 ноября 1990 года, Россия присоединилась к Европейской конвенции о борьбе с терроризмом от 27 января 1977 года и дополненному протоколу к ней от 15 мая 2003 года, Конвенции о борьбе с терроризмом от 16 мая 2005 года и Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма от 16 мая 2005 года.
В рамках ШОС Россия является активным участником Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15 июня 2001 года и Соглашения о региональных антитеррористических структурах государств-членов ШОС от 7 июня 2002 года.
Правовое поле борьбы с терроризмом также активно развивается в рамках СНГ и ОДКБ на постсоветском пространстве; эффективной формой сотрудничества государств - участников СНГ является принятие модельных законов, способствующих гармонизации и унификации законодательства. В этой области в качестве модельных законов были приняты Закон "О противодействии терроризму" от 8 декабря 1998 года и Закон "О противодействии терроризму" от 4 декабря 2004 года, направленные на борьбу с организациями и лицами, преследующими цель совершения террористических актов на территории других государств.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные законодательные акты
1. Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма (принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 9 декабря 1999 г.) // СПС "КонсультантПлюс".
2. Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма, принятая резолюцией № 49/60 Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1994 г. П. 5–8. URL: http://www.un.org/ru/ documents/decl_conv/ declarations/terrdec1 (дата обращения: 12.10.2023).
3. Федеральный закон от 20 апреля 2006 г. N 56-ФЗ "О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма" // СЗ РФ. 2006. N 17 (часть I). Ст. 1785.
4. Документ ООН A/74/151, 12 July 2019.
5. Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации; Указ Президента Российской Федерации "Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации" от 30 ноября 2016 г. N 640; Федеральный закон "О противодействии терроризму" от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ.
Литература
6. Бараненков В.В. Юридическая личность военных организаций: Моногр. М., 2008. С. 98.
7. Бибилашвили А. Некоторые аспекты внешней политики Грузии в свете борьбы с терроризмом // Институт политологии. Ежегодник 2002. Тбилиси, 2002. С. 73.
8. Волеводз А.Г. К вопросу об установлении уголовной ответственности за акт международного терроризма: что не учел законодатель в ст. 361 УК РФ // Библиотека уголовного права и криминологии. 2016. N 5(17). С. 75 - 90.
9. Волеводз А.Г. Международно-правовая криминализация международного терроризма // Вестник МГИМО-Университета. 2014. N 2. С. 150 - 160.
10. Концепция развития национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (утв. Президентом РФ 30.05.2018)
11. Липкина Н.Н. Универсальная юрисдикция: международно-правовые основания и проблемы установления в отношении преступлений террористической направленности / Н.Н. Липкина // Lex russica (Русский закон). 2018. № 6 (139). С. 92–105.
12. Литвишко П.А. Передача уголовного преследования и признание иностранных процессуальных решений в уголовном судопроизводстве России // Библиотека криминалиста. Научный журнал. 2018. № 2(37). С. 279–296.
13. Москалькова Т.Н. Международно-правовое регулирование борьбы с терроризмом в Российской Федерации. Юридический мир, 2007, N 5.
14. Устинов В.В. Предисловие. Актуальные проблемы борьбы с международным терроризмом // Борьба с международным терроризмом: сб. док. М., 2005. С. 6 - 7.
15. Президент Российской Федерации. Совещание послов и постоянных представителей России. URL: http://www.kremlin.ru/news/46131 (дата обращения: 12.10.2023).