Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Основой в системе российского права является Конституция. Конституция гарантирует свободу мысли и слова, идеологический плюрализм (статья 13), беспрепятственное движение информации, запрещает цензуру (статья 29).
На основе Конституции строится система отраслевого права. Так, в декабре 1991 года был принят Закон РФ «О средствах массовой информации». Этот Закон формулирует права и обязанности журналистов, регулирует взаимоотношения редакций с учредителями, издателями, массовой аудиторией, источниками информации и т. д. Периодически в него вносятся некоторые дополнения и изменения
Объектом курсовой работы являются общественные отношения в сфере прав и обязанностей журналиста.
Предметом работы выступают нормы права, регулирующие прав и обязанностей журналиста.
Целью курсовой работы является анализ прав и обязанностей журналиста согласно Закону о СМИ.
Задачами курсовой работы являются:
– рассмотреть общую характеристику правового статуса журналиста;
– исследовать права журналиста;
– раскрыть обязанности журналиста.
Методологическую основу работы составили общенаучные методы познания, такие как анализ, синтез, системный подход.
Структура работа обусловлена целью и задачами исследования и включает в себя введение, две главы, заключение и список использованной литературы.
Глава 1. Общая характеристика правового статуса журналиста
Под журналистом согласно ст. 2 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее – Закона о СМИ) понимается лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию.
Аккредитация в переводе с латинского языка – это оказание доверия. Именно аккредитация выступает регулятором отношений между средствами массовой информации (СМИ) и структурами, которые эту информацию предоставляют.
Журналисты, имеющие аккредитацию, наделены определенными правами, которые позволяют им, например, присутствовать на некоторых мероприятиях и освещать определенные события.
В Законе РФ «О средствах массовой информации» понятие «аккредитация» не дается, при этом институту аккредитации отведена специальная статья под номером 48 , согласно которой редакция имеет право подать заявку в государственный орган, организацию, учреждение, орган общественного объединения на аккредитацию при них своих корреспондентов.
Заявленные журналисты аккредитуются при условии соблюдения редакциями правил аккредитации, установленных этими органами. Таким образом, правовое регулирование аккредитации осуществляется на основе Закона о СМИ и правил аккредитации, утверждаемых аккредитующими субъектами.
Институт аккредитации призван регулировать взаимоотношения СМИ с организациями, являющимися источниками информации, создавая более благоприятные условия для осуществления профессиональной деятельности журналистов. Так аккредитация позволяет журналисту:
– право присутствовать на всех заседаниях, совещаниях и иных мероприятиях, проводимых аккредитовавшим их органом, за исключением случаев, когда было принято решение о проведении закрытого заседания или мероприятия;
– заблаговременно узнавать о проведении различных мероприятий, а также иметь условия для аудио- и видеозаписи, фото- и киносъемки.
Работа журналиста в условиях ЧС и ЧП регулируется российским законодательством, наравне с правами и обязанностями сотрудников МВД, МЧС и служб здравоохранения. Основными правовыми актами, регулирующими работу журналистов при ЧС и ЧП являются Конституция РФ, УК РФ и Закон о СМИ. Кроме того, работа сотрудников СМИ в экстремальных условиях предполагает руководство рядом федеральных законов: «О противодействии терроризму», «О противодействии экстремистской деятельности» «О внутренних войсках МВД РФ».
Этические правила журналистики предписывают ряд правил, в частности:
– проявлять тактичность и внимательность по отношению к жертвам терактов и их близким;
– воздерживаться от показа излишне натуралистичных (шокирующих) аудиовизуальных материалов, а также описания подробностей в печати;
– не допускать избегать идентификации членов семьи и близких людей заложников, а также военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, принимающих участие в контртеррористических операциях .
К рекомендуемым этическим нормам при освещении тер
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. № 31. Ст. 4398.
2. Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» // Российская газета. № 32. 08.02.1992.
3. Апелляционное определение Московского городского суда от 10 сентября 2014 г. № 33-34248 // СПС «КонсультантПлюс».
4. Апелляционное определение Московского городского суда от 4 марта 2016 г. по делу № 33-6780/2016 // СПС «КонсультантПлюс».
5. Боцман Е.С. Актуальные проблемы защиты прав журналистов, осуществляющих свою профессиональную деятельность во время вооруженных конфликтов // Теоретические и практические аспекты развития современной науки: материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. 2017. С. 138-144.
6. Кашарина В.В. Правовые аспекты журналистского творчества // Язык. Культура. Коммуникации. 2015. № 1 (3). С. 22.
7. Кирпичникова А.В. Основные права, свободы и обязанности журналиста, как субъекта конституционно-правовых отношений // Актуальные проблемы юриспруденции и пути решения сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Инновационный центр развития образования и науки. 2014. С. 8-10.
8. Пешков Д.В. Некоторые вопросы о воспрепятствовании законной профессиональной деятельности журналистов // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2015. № 10 (65). С. 88-91.
9. Тараканова Л.А., Годаль А.И. К вопросу о правовом регулировании поведения журналистов в чрезвычайных ситуациях // Естественно-гуманитарные исследования. 2017. № 18 (4). С. 83-89.
10. Тимошенко В.А., Смушкин А.Б. Комментарий к Закону РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2015.