Фрагмент для ознакомления
2
1. ИЗУЧЕНИЕ ТИПА БИЗНЕСА И ПРОДУКЦИИ (УСЛУГ)
Для увеличения прибыли службе такси необходима грамотная маркетинговая стратегия. Это позволит привлечь больше клиентов и привлечь новых водителей, ведь количество клиентов зависит от количества водителей, и наоборот. Для размещения большего количества заказов необходимо соответственно большее количество водителей. Возможно привлечь новых водителей и удержать существующих, создав комфортные условия работы:
- удобный график работы;
- системы стимулирования: например, снижение комиссии за заказы при выполнении плана, повышение приоритета в заказах;
- удобные системы оплаты: картой или наличными, в конце смены или в выбранный период.
Если водителю комфортно работать в организации, он даже не подумает о переходе в другую службу [5].
Маркетологи не раз доказывали, что люди будут чаще пользоваться услугами, если им предложат скидку, бонус или другие выгодные условия. Подобные программы лояльности разрабатываются и для служб такси.
Скидки – система скидок предусматривает снижение стоимости заказа за уже совершенную поездку. Скидки привлекают больше клиентов, но не стимулируют их пользоваться услугами компании в будущем.
Бонусы: Бонусная система дает клиенту право использовать накопленные баллы при оплате последующих поездок. Это повышает лояльность клиентов, а доход с одного такси будет выше, чем при использовании системы скидок;
Реферальная система: совершая поездку, клиент получает реферальный код, который может передать друзьям и знакомым. Клиент получит бонус за приглашение друга. Друг, воспользовавшийся услугой такси, получит бонус за регистрацию. Такая система привлечет больше клиентов и побудит их чаще путешествовать и приглашать друзей.
Акции помогают в продвижении – прямом взаимодействии с потенциальными клиентами. Данные мероприятия будут способствовать популяризации услуг такси. Например:
- раздача листовок с указанием бонусов или скидок;
- раздача визиток с информацией о компании;
- бесплатная первая поездка.
Такси Ситимобил исторически является традиционным офлайн-оператором такси в Москве.
Полное наименование компании: Общество с ограниченной ответственностью «Сити-Мобил». Краткое наименование: ООО «Сити-Мобил».
Юридический адрес: г. Москва, ул. Архитектора Власова, д. 55.
Руководитель: временно исполняющий обязанности Генерального директора Бедарев Виталий Евгеньевич.
Основные коды организации: ИНН – 7728697453, КПП – 772801001, ОКПО – 60530750, ОГРН – 1097746203785.
В 2018 году таксопарк занял второе место по количеству поездок в Москве в количественном отношении. По итогам 2018 года, согласно отчету Аналитического центра при правительстве РФ, «Ситимобил» занял около 1% общероссийского рынка. Доход управляющей компании в 2018 году составил 1,07 млрд руб. Убытки составили 3,63 миллиарда рублей [11].
В 2019 году таксопарк был переформатирован в агрегатор услуг по перевозке и доставке еды с расширенной географией деятельности. В середине 2019 года ВК и Сбербанк инвестировали в «Ситимобил». 9 декабря 2019 года было объявлено о завершении сделки, в результате которой «Ситимобил» стал частью совместного предприятия в пищевой и транспортной сфере, созданного ВК и Сбербанком. 5 марта основатель «Ситимобила» Арам Аракелян вышел из капитала компании.
21 апреля 2021 года «Ситимобил» добавил в свое приложение сервис аренды автомобилей YouDrive, который был переименован в Citydrive. Приложение совмещает в себе заказ такси, аренду автомобиля и аренду электросамокатов URent. В августе 2021 года «Ситимобил» запустил первый финансовый продукт и начал предоставлять таксомоторным компаниям кредиты на сумму до 50 млн рублей на ремонт, покупку шин, страхование и другие расходы.
11 марта 2022 года акционеры объявили о закрытии сервиса.
15 апреля 2022 года вышло обновление приложения Ситимобил (версия 4.92) с описанием «Все работает. Едем дальше», — продолжила работу служба. При этом СМИ сообщили, что холдинг Сбербанк и ВК (юрлицо ООО «О2О Холдинг»), владеющий сервисом, договорились о продаже части активов «Ситимобила» управляющей компании People&People. У последнего есть такие сервисы, как Грузовичкоф, Таксовичкоф и некоторые другие. Соглашение будет закрыто во втором квартале 2022 года, его сумма не разглашается.
1 мая 2022 года завершилась передача активов «Ситимобила» новым владельцам. С этого момента сервис «Ситимобил» официально принадлежит ООО «Транс-Миссия» (служба заказа такси «Таксовичкоф», входит в компанию People&People Management Company) [14].
4 декабря 2022 года транспортный тариф стал доступен на устройствах iOS и Android в 30 городах России. На данный момент на выбор доступны 4 тарифных плана: «Мини» (до 500 кг), «Маленький» (до 700 кг), «Средний» (до 1,5 т), «Большой» (до 1,5 т с увеличенные габариты автомобиля). В 2023 году к услуге добавятся еще два тарифа: «Сверхбольшой» (до 5 тонн) и «Открытый» (платформа до 1,5 тонн). В сервис также добавлены грузовые перевозки. Они доступны всем пользователям «СитиГрузовой».
23 июня 2023 года в приложении Ситимобил появилась функция «Ускоритель заказов». Функция работает по следующему алгоритму: когда клиент оформляет заказ, но не может его получить сразу, он может немного подождать и начать увеличивать его стоимость самостоятельно в приложении.
2. SWOT-АНАЛИЗ И КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА
Построим матрицу SWOT-анализа исследуемой компании.
Таблица 1 – Матрица SWOT-анализа «Ситимобил»
Факторы внешней среды Факторы внутренней среды
Силы
1. Степень реализации внедренных инноваций
2. Уровень качества товаров, работ, услуг Слабости
1. Себестоимость
2. Рентабельность
3. Уровень квалификации персонала
Возможности
1. Рост спроса
2. Политика патернализма
3. Рост квалификации персонала в отрасли высокая степень реализации внедрения инноваций и высокий уровень качества услуг далут возможность полностью удовлетворять растущий спрос рост спроса увеличит объемы продаж, что будет сокращать долю постоянных издержек в общем их объеме;
рост объемов продаж и доли рынка с учетом сокращения суммарных издержек даст рост прибыльности деятельности компании
Угрозы
1. Санкции, введенные против России некоторыми странами
2. Высокий уровень конкуренции в отрасли
3. Последствия экономичеcкого кризиса применение инновационных методов организации производства позволяют выйти на новый уровень;
акцент на качество товаров позволяет привлечь потенциальных покупателей внедрение гибкой ценовой политики
Матрица SWOT-анализа, представленная в таблице 1, показывает основные стратегические реакции, которые может предпринять «Ситимобил» для улучшения своего положения на рынке. Рассмотрим полученные стратегические реакции более подробно.
Для рассматриваемой компании характерны высокий уровень технологической оснащенности и высокая степень внедрения и реализации инноваций в свою деятельность, что обеспечивает высокое качество предоставляемых потребителю товаров [13].
Таким образом, «Ситимобил» является активно развивающейся организацией, действующей на рынке. На данный момент компания испытывает трудности с прибыльностью, что говорит о необходимости модификации ее стратегии.
Приведем анализ пяти сил М. Портера в таблице 9 ниже на основе следующих показателей:
- угроза появления аналогичных услуг;
- конкуренция в отрасли;
- возможность появления сильного конкурента.
Таблица 2 - Угрозы товаров-аналогов
Оценка Балл
3 2 1
Появление аналогичных товаров есть с высокой долей влияния есть, но не имеют сильного влияния + нет
Итого 2
Таблица 3 - Угрозы конкуренции
Оценка Балл
3 2 1
Число конкурентов большое количество + среднее количество небольшое количество
Рост рынка низкий средний быстрый +
Разнообразие товаров и услуг в отрасли у каждой компании свой вид услуг все товары компаний различаются по характеристикам, но они одинаковы полное различие товаров и услуг +
Рост цен жесткая ценовая политика есть возможность повышения цен, но ограниченная + всегда можно повысить цены
Итого 7
Таблица 4 - Появление новых игроков
Оценка Балл
3 2 1
Экономия при производстве товара нет возможна + есть
Влияние игроков нет крупных игроков имеется, но мало + есть
Разнообразие товаров и услуг в отрасли у каждой компании свой вид услуг имеются микро-ниши + ниши заняты
Уровень затрат и инвестиций низкий + средний высокий
Возможность каналов распределения есть + есть, но ограничен нет
Работа государства не ставит ограничения вмешивается ставит ограничения +
Итого 13
Таблица 5 - Потеря клиентов
Оценка Балл
3 2 1
Клиенты с объемом продаж имеется большая доля клиентов с большим объемом продаж небольшое количество клиентов держит продажи объем продаж распределен равномерно +
Возможность перехода на товары и услуги-аналоги есть аналоги имеется, но мало + нет аналогов
Чувствительность к цене есть + возможна нет
Итого 6
Таблица 6 - Оценка поставщиков
Оценка Балл
2 1
Число поставщиков небольшое большой выбор +
Ограниченность ресурсов есть нет +
Издержки перехода на других поставщиков есть небольшие +
Итого 3
Соответственно, использование вышеизложенных возможностей будет возможности при следующих стратегиях:
- концентрированный рост произойдет посредством ввода новых товаров и услуг, вследствие чего некоторые конкуренты будут устранены;
- интегрированный и целенаправленный рост осуществится с использованием увеличения объёмов производства и пересмотра кадрового резерва, вследствие чего вырастет прибыль и рентабельность фирмы;
- конкурентный рост будет наиболее эффективным в последствии расширения дифференциации товаров и услуг.
В качестве инструмента совершенствования конкурентной стратегии «Ситимобил» необходимо разработать новые стратегические цели. Основной будущей конкурентной стратегии является миссия компании. Миссия: «достижение лидерства путем предоставления потребителям высокого качества услуг» (рис. 1) [8].
Рисунок 1 – Дерево целей «Ситимобил», детализирующих миссию
Для повышения обоснованности предлагаемой системы целей необходимо осуществить ее экспертную оценку (табл. 7). Было приглашено восемь экспертов, которые являются специалистами. Была использована шкала от 1 до 3 [7].
Таблица 7 – Экспертная оценка целей
Цели Эксперты Важность цели Коэффициент относительной важности
1 2 3 4 5 6 7 8
Повышение качества продукции 2 3 3 2 2 2 3 3 20 0,36
Повышение рентабельности
3 2 2 3 3 3 3 3 22 0,39
Повышение информированности потенциальных потребителей 1 2 1 2 3 2 2 1 14 0,25
Итого 56 1,00
Для оценки уровня согласованности экспертов необходимо рассчитать коэффициент:
V=S/S_max =14/22=0,66
Коэффициент согласованности равный 0,66 означает высокий уровень согласованности экспертов. Вторая цель (повышение рентабельности) является самой приоритетной, поэтому, прежде всего, изменения должны коснуться финансовой стратегии, которая является частью общей стратегии организации. Следующей по приоритетности целью является первая цель (повышение качества работ и услуг), что предполагает совершенствование системы менеджмента качества.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Басовский, Л.Е. Экономический и маркетинговый анализ (Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности): Учебное пособие / Л.Е. Басовский. — М.: Инфра-М, 2020. – 479 c.
2. Веснин, В. Стратегическое управление: учебник. / В. Веснин – М.: Проспект, 2019. – 328 с.
3. Гаршин, А. С. Особенности стратегического управления // Молодой ученый. – 2019. – №26. – С. 99-102.
4. Григорьева, Т.И. Маркетинговый анализ для менеджеров: оценка, прогноз: учебник / Т.И. Григорьева – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 486 с.
5. Иванова, И. А. Менеджмент: учебник и практикум / И. А. Иванова, А. М. Сергеев. – М. : Издательство Юрайт, 2022. – 305 с.
6. Казакова, Н. А. Современный стратегический анализ: учебник и практикум для магистратуры / Н. А. Казакова. – М. : Издательство Юрайт, 2019. – 386 с.
7. Лавринович, А.А. Анализ рисковых факторов внешней среды при разработке методики повышения эффективности деятельности при выпуске товаров (на основе PEST-анализа) // БИТ. – 2022. – №1 (5). – С. 27-31
8. Павлов, С. О. Факторы и методы повышения конкурентоспособности современной компании // Международный журнал прикладных наук и технологий Integral. - 2020. - № 5. - С. 24.
9. Плахотникова, М.А. Стратегия процессной трансформации бизнеса на российских предприятиях // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. – 2019. – №1(31). – С. 45-50.
10. Портер, М. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость / М. Портер. – М. : Альпина Паблишер, 2019. - 716 с.
11. Розанова, Н. М. Конкурентные стратегии современной фирмы : учебник и практикум / Н. М. Розанова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 343 с.
12. Россия в цифрах. Росстат. Электронный ресурс: https://rosstat.gov.ru/
13. Семенихина, А. В. Интегрированный подход к изучению внутренней среды организации в условиях цифровой экономики // Современные тенденции и инновации в науке и производстве : материалы IX Международной научно-практической конференции. - 2020. - С. 2631-263-6.
14. Сидоров, М.Н. Стратегический менеджмент: учебник для прикладного бакалавриата / М.Н. Сидоров. – М.: Юрайт, 2020. – 145 с.
15. Сысоева, Е. В. Стратегия, как инструмент развития и оружие против конкурентов // Юридическая наука. - 2019. - № 3. - С. 20-26.
16. Тебекин, А.В. Стратегический менеджмент: учебник для СПО / А.В. Тебекин. – М.: Юрайт, 2020. – 333 с.
17. Трифонов, Ю. В. Выбор конкурентной стратегии развития и функционирования предприятия // Креативная экономика. - 2019. - Т. 11. - № 4. - С. 457-466.
18. Хакимов, А. Х. Методология формирования конкурентных стратегий предпринимательских организаций // Журнал правовых и экономических исследований. - 2019. - № 4. - C. 114-126.
19. Luping S., Xiaona Z. Intention–Behavior Discrepancy of Foreign Versus Domestic Brands in Emerging Markets // Journal of International Marketing: March. – 2019. - Vol. 25. - № 1. - Р. 91-109.
20. Porter, M.E., Kramer, M.R. Creating shared value. In Managing Sustainable Business // Springer, Dordrecht. – 2022. - № 2. – Р. 44-59.