Фрагмент для ознакомления
2
§5. Рекомендации по преодолению возможных голосовых напряжений вследствие стресса
Конечно, человеку, не посвященному в тонкости владения вокальным искусством, очень сложно сохранить свой голос, но и певцам иногда по-лезно знать, как обезопасить себя от проблем нездорового голоса.
Во-первых, научиться сохранять спокойствие и хладнокровие в лю-бой ситуации, но не только сохранять свой великолепный тембр (такое от-ношение грозит черствостью и фанатизмом), но и оставаться человеком - добрым, чутким, внимательным к мнению других, справедливым и все-прощающим.
Нужно помнить, что каждый имеет право на свое мнение.
Нужно научиться чувствовать внутреннюю свободу. Не зависеть от ситуации, быть легким в общении с людьми, находить общий язык, не за-мыкаться в себе.
Следует стараться не повышать голос, особенно если нервничаете или взволнованы. Твой крик не принесет облегчения ни тебе, никому-либо еще. Напротив, он может вызвать только волну ответного гнева, ярости или отчаяния. К тому же крик не убедит людей в правоте. Слово, произне-сенное спокойно и уверенно, намного сильнее, чем слово, произнесенное вслух.
Кроме того, нужно научиться контролировать свое дыхание. Обра-тить внимание на моменты, когда задерживаете дыхание, о чем думали в тот момент или что встревожило. Эти ассоциации побудят задуматься о своем прошлом, возможно, вспомните давно забытые моменты, которые когда-то пугали вас, и теперь сможете относиться к ним более спокойно.
Нужно постараться расслабить мышцы живота, медленно и спокойно выдохнуть, как бы до конца, а затем также медленно и спокойно вдохнуть, не поднимая плеч, и снова медленно выдохнуть. Это поможет успокоиться, почувствовать себя уверенным и сильным.
Кроме того, не нужно занимать оборонительную позицию в отноше-ниях с другими. В такой ситуации человек мысленно переносится в поло-жение бойца или воина, когда тело готово отразить удар. Мышцы напря-жены, вены на шее вздуты, ладони сжаты в кулак, даже непроизвольно. На подсознательном уровне ваши противники почувствуют исходящее от вас напряжение и воздвигнутый вами барьер, а в ответ вы сразу получите та-кое же напряжение, и не дай Бог вы услышите хруст надеваемого на вас мешка и лязг направленных на вас копий. Постарайтесь быть более откры-тым и дружелюбным. Улыбайтесь искренне, потому что натянутая и не-естественная улыбка также мешает общению.
Нужно защитить себя от болезней. Но это не значит, что нельзя есть мороженое или пить холодную воду. Пейте и ешьте на здоровье! Просто не болейте, чтобы вызвать жалость, или чтобы привлечь внимание своих близких, или из жалости к себе, или чтобы оправдать свое несовершенство или лень. В этом и кроются истинные причины болезней человека.
Эпидемия гриппа - это, прежде всего, реклама, которая затрагивает многих, коллективное бессознательное и прекрасную возможность отдох-нуть от всего, что скучно. Заботиться о других тоже очень приятно. Когда еще мы будем заваривать чай в постель? Если человек одинок, то болезнь - прекрасная возможность пожалеть себя, пожаловаться на черствость дру-гих или пожаловаться на мир в целом.
И, например, отсутствие голоса из-за болезни поможет вам избежать ответственной речи, которой вы боитесь, но от которой зависит ваша карь-ера. Или ответственный разговор, который, по вашему мнению, может как-то повлиять на вашу судьбу. Но они предпочтут болезнь, а не избавление от собственных бесполезных страхов, и они потеряют вероятный рост сво-их позиций в театре, положительный результат переговоров. Или вам проще оставаться незаметным и спокойным человеком, которого никто не замечает и не требует большего?
Разве не нужны слава и почести? Или просто не нравится работать? Иногда человек совершает большие ошибки из-за собственной трусости, лени и глупости. Но если вы действительно больны, врач поставил вам ди-агноз и прописал лекарства, не скромничайте и не радуйтесь раньше вре-мени. Вам все равно станет лучше и придется вернуться к нормальной дея-тельности. Позже или раньше, зависит от вас. В этот период певцам лучше помолчать и не искушать судьбу. Голос - это дар от Бога. Позаботься о нем. Скорее всего, вынужденное молчание вызовет сильное желание про-явить себя в творчестве, открыться и поделиться своими мыслями с людь-ми. Используйте время своего лечения как период накопления энергии, умственной и физической, как период, необходимый для понимания своего внутреннего состояния, приведения мыслей и чувств в порядок.
Кроме того, в этот период восстановления желательно слушать как можно больше хорошей музыки. Нужно выполнять упражнения, которые способствуют естественному звучанию вашего голоса. Это и дыхательные упражнения, и вокальные упражнения. Не пытайтесь спеть что-нибудь особенно красивое.
Прежде всего, нужно чувствовать легкость во время пения. Если чув-ствуете себя некомфортно, это означает, что делаете что-то не так или вы застряли. Если полностью доверяете учителю, помните, что он не всеви-дящее око и не всегда может найти время, чтобы указать вам на все ваши недостатки, поскольку их, вероятно, слишком много. Не обижайтесь на учителя за его эмоциональные всплески, так как он искренне заботится о вас и желает вам только самого лучшего. Старайтесь прислушиваться к своему внутреннему голосу, радуйтесь удачным отрывкам и вспоминайте правильные ощущения в данный момент. Направляйте тембр своего голо-са не на стресс, а на чувство удовлетворения от звучания своего голоса. Но не обманывайте себя раньше времени, так как на улучшение уйдет вся ва-ша жизнь.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Вокальный словарь/ Сост. И. Кочнева, А. Яковлева, - Л.: Му-зыка, 1986
2. Вопросы вокальной педагогики: Сб. статей. – М., 1962-1984. – Вып.1-7.
3. Вопросы физиологии пения и вокальной методики: Вып. 25 / Сост. О.М. Агарков, Л.Б. Дмитриев, А.Д. Кильчевская. – М.: МГПИ им. Гнесиных, 1975
4. Голубев П.В. Советы молодым педагогам-вокалистам. – 2-е изд. М.: Музгиз,1965.
5. Григорьев В.Ю. Исполнитель и эстрада. М., 2006.
6. Далецкий О.В. Обучение пению: Учебное пособие. – М.: МК РФ, МГУКИ, 1999; 3-е изд., 2003.
7. Далецкий О.В. Школа пения: из опыта педагога. – М.: МГУКИ, 2007.
8. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. – М.: Музыка, 1968; 1996; 2004.
9. Доливо А.Л. Певец и песня. – М.; Л.: Музгиз, 1948.
10. Дрындин В.А. Самоконтроль и волевая регуляция как приемы, направленные на преодоление сценического волнения // Самарская госу-дарственная академия культуры и искусства. URL: http://smrgaki.ru/8/4/1.htm (дата обращения: 11. 12. 2012).
11. Ермакова – М.: Медицина, 1990
12. Земцова Т.Н. Влияние эстрадного волнения на качество пуб-личных выступлений // Среднее профессиональное образование. 2010. № 1. С. 63–65.
13. Иванов А.П. Искусство пения: Практические советы вокалистам и оперным певцам. – М.: Музыка, 2012.
14. Кантарович В.С. Гигиена голоса. – М.: Музгиз, 1955.
15. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. Психологическая ан-тропология стресса. М., 2009.
16. Комарович Г.Л. Практические советы начинающему певцу. – М.; Л.: Музыка, 1965.
17. Луканин В.М. Обучение и воспитание молодого певца. – 2-е изд. – Л.: Музыка, 1977.
18. Малышева Н.М. О пении: Из опыта работы с певцами. – М.: Музыка, 2001.
19. Пряшников И.П. Советы обучающимся пению. – М.: Музгиз, 1958.
20. Психология совладающего поведения: Материалы Междунар. науч.-практ. конференции / Отв. ред. Е.А. Сергиенко, Т.Л. Крюкова. Ко-строма, 2007.
21. Психология стресса и совладающего поведения в современном Российском обществе: Материалы II Междунар. науч.-практ. конференции, Кострома, 23–25 сентября 2010 г.: В 2 т. Т. 2 / Отв. ред. Т.Л. Крюкова, М.В. Сапоровская, С.А. Хазова. Кострома, 2010.
22. Станиславский К.С. Работа актера над собой. Ч. 1,2. – М., 1951
23. Фониатрия и фонопедия / Л.Б. Дмитриев, Л.М. Телеляева, С.Л. Таптапова, И.И.
24. Фучито С., Бейер Б. Искусство пения и вокальная методика Эн-рико Карузо. – Л.: Музыка, 1967.
25. Цагарелли Ю.А. Психология музыкально-исполнительской де-ятельности: Учеб. пособие. СПб., 2008.
26. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции: Учеб. пособие. СПб., 2006.