Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Термине «субкультура» приставка суб- (под-) определяет факт подчинения, принадлежности чему-либо или кому-либо, т. е. субкультура дословно означает подкультуру, часть культуры общества. Поэтому большинство дефиниций субкультуры отталкивается от содержания понятия «культура». В свою очередь культура — одно из наиболее противоречивых понятий. Так как эта категория имеет множество значений, дефиниций понятия «субкультура» также много. Однако в течение длительного времени пространство дефиниций делилось между двумя главными полюсами: с одной стороны, это описание субкультуры через содержание культурно-символических комплексов, с другой — через сообщества ее носителей.
Примером для первого направления может служить определение Т. Б. Щепанской, согласно которому субкультура рассматривается как «коммуникативная система, самовоспроизводящаяся во времени»1. Детализируя это определение, она представляет его в виде матрицы «субкультура — коммуникативная система». Сюда входят каналы коммуникации как социальный уровень культуры, т. е. связи и сообщества (синхронные и диахронные связи), средства коммуникации как знаковый уровень культуры (целостная картина мира и составляющие ее знаки и символы), специально знаковые объекты (вербальные (арго, фольклор), числа, идеограммы, карты, деньги и др.), ситуативно-знаковые (объекты окружающего мира, играющие в данной культуре знаковую роль). В том числе к ним относятся их комплексы или коды (пространственный, временной, предметный, телесный, актуальный)2.
Ко второму направлению можно отнести определение в рамках теории субкультурной стратификации К. Б. Соколова, в которой субкультуры рассматриваются в соответствии с типами общностей их носителей. Согласно этой точке зрения, именно в рамках отдельных страт социума возможно формирование субкультур, поэтому страты в контексте этого исследования называются как «порождающие группы». Субкультурами, по мнению В. С. Жидкова и К. Б. Соколова, являются «не какие-либо социальные группы, связанные одинаковой профессией, имущественным положением или образом жизни, и даже не субкультурные общности (порождающая среда). Субкультура — это общность именно картин мира, свое-образный сгусток норм, идей, ценностей и идеалов в общем поле культуры, к которому, как к магниту, притягиваются и отдельные личности, и целые группы, разделяющие эти ценности»3.
Наиболее часто объектом исследований становятся молодежные субкультуры. Во многом это объясняется спецификой порождающей группы — молодежи. По мнению С. И. Левиковой, молодежная субкультура — это «эзотерическая, эскапистская, урбанистическая культура, созданная молодыми людьми для себя; это культура, нацеленная на включение молодых людей в общество; это частичная культурная подсистема внутри системы „официальной", базовой культуры общества, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет ее носителей».
Субкультурный дискурс в отечественной науке появился в конце 80-х гг. ХХ в., когда в стране стремительно возникали многочисленные молодежные субкультуры, вошедшие в историю под общим названием «неформалы». Так, по данным социологического опроса Высшей комсомольской школы, в марте 1987 г. в Москве к разным неформальным группам причисляли себя 52,7 % молодых инженерно-технических работников, 65,1 % молодых рабочих, 71,4 % студентов, 71,7 % десятиклассников и 89,4 % учащихся ПТУ5. Когда факт существования неформальных молодежных объединений в СССР был официально признан, вокруг проблем этого феномена стали разворачиваться дискуссии, в которых неформальные молодежные объединения воспринимались большинством исследователей в качестве формы девиантного поведения.
Предмет: молодежная мода в контексте субкультуры.
Объект: молодежная мода в контексте субкультуры мегаполиса: журналистский аспект Китая.
Цель: рассмотреть особенности молодежной моды в контексте субкультуры мегаполиса: журналистский аспект Китая.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие субкультуры и основные подходы к ее изучению
2. Проанализировать особенности уличной моды как социального феномена
3. Выделить особенности мегаполисов Китая
4. Провести анализ молодежной моды мегаполисов Китая
1 Обзор литературы по проблеме изучения молодежной моды в контексте субкультуры мегаполиса
1.1 Понятие субкультуры и основные подходы к ее изучению
Понятие субкультуры было введено в научный оборот относительно недавно, во второй половине XX века. Хотя изучение самого феномена начинается несколько раньше, с позиции социальных наук и этнографии, в контексте исследования маргинальных и периферийных, социальных и этнических образований, являющихся частью более крупных общностей. Сам термин субкультура происходит от слияния понятия культуры и приставки «суб», из латинского языка означающей подчиненность, нахождение «под чем-либо», то есть в дословном понимании субкультура переводится как «подкультура», некий ее сегмент. [15, с. 245]
Для того чтобы раскрыть понятие субкультуры и выделить главные факторы и принципы ее формирования, необходимо рассмотреть основные теории субкультур, среди которых выделяются различные, зачастую противоположные трактовки данного феномена. Если систематизировать основные социологические подходы к рассмотрению субкультуры, то можно их сгруппировать в несколько категорий, исходя из того, какой фактор берется за основу при выделении субкультуры среди других явлений:
Субкультура как феномен городской жизни;
Субкультура как форма девиантного поведения;
Субкультура как явление молодежной культуры;
Субкультура как продукт общественного мнения;
Субкультур как социолингвистическое явление;
Субкультура в контексте общества потребления и постиндустриального общества.
Разработке теории субкультур в социологической науке предшествовали социальные, антропологические и психологические исследования социального взаимодействия и девиантного поведения в условиях роста городов. [22, с. 175]
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Вирт Л. Избранные работы по социологии: Сб. переводов / РАН ИНИОН. Центр социал. науч.-информ. исслед. Отд. социологии и социальной психологии; Пер. с англ. – Николаев В.Г.; Отв. ред. Гирко Л.В. – М., 2005.
2. Гидденс, Э. Социология / Э. Гидденс; науч. ред. В. А. Ядов. — Москва: Эдиториал, 1999. С.67-116.
3. Коен С. Народные бесы и моральные паники: возникновение модов и рокеров. В: Омельченко, Е., Молодежные культуры и субкультуры. М.: Ин- т социологии РАН; Ульяновск: НИЦ «Регион», 2000.
4. Левин К. Разрешение социальных конфликтов. СПб. 2000.
5. Мангейм К. Диагноз нашего времени // Хрестоматия по социологии / Сост. Аверьянов К. М. М., 2009.
6. Мертон Р.К. Социальная структура и аномия // Социология преступности (Современные буржуазные теории). — М.: Прогресс, 1966.
7. Мид Дж. Избранное: Сб. переводов / Дж. Мид // РАН. ИНИОН. Центр социал. научн.-информ. исследований. Отд. социологии и социал. психологии; Сост. и переводчик В. Г. Николаев. Отв. ред. Д.В.Ефременко. – М., 2009.
8. Мид М. Культура и мир детства: Избранные произведения. М., 1988. С. 322- 361.
9. Парсонс Т. Система современных обществ / Т. Парсонс; Пер. с англ. Л.А. Седова и А.Д. Ковалёва; Науч. ред. пер. М.С. Ковалёва. - М.: Аспект Пресс, 1998.
10.Смелзер Н. Социология. «ФЕНИКС», Москва. 1994.
11.Тоффлер Э. Шок будущего. М.: ООО «Издательство ACT», 2002. С. 309- 326.
12.Фромм Э. Бегство от свободы. Человек для себя. - Мн., 2000. - С. 101.
13.Cohen A.K. Delinquent Boys. N.Y., 1955. P. 28.
14.Fischer C. S. The Urban Experience. New York , 1984.
15.Labov W. Sociolinguistic patterns. Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 1972.
16.Labov, W. The logic of non-standard English. In F. Williams (Ed.), Language and property. Chicago: Markham, 1970.
17.McDavid R.I., Jr. and V. MсDavid. The relationship of the speech of American Negroes to the speech of Whites. "American Speech", 26, 1951, P. 3-17.
18.Mead M. Culture and Commitment. Natural History Press. N.Y., 1970, P. 113
19.Miller W. Lower class culture as a generating milieu of gang delinquency // Journal of social issues. 1958. V. 14. P. 5-19.
20.Warren. R. and Warren D. The neihborhood Organizer's Handbook. Notre Dame, IN: Notre Dame University Press. 1977.