Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Налоговое администрирование в целом является наиболее важной частью налоговой системы. Сумма поступающих в консолидированный бюджет Российской Федерации средств во многом зависит от эффективности налогового администрирования. Данный процесс напрямую связан с взаимодействием налоговых органов с налогоплательщиками, поэтому необходимо выстраивать доверительные отношения между сотрудниками налоговых органов и налогоплательщиками. В большинстве стран акцент делается именно на установление «партнёрских отношений». Налогоплательщики должны понимать необходимость уплаты налогов и обладать высоким уровнем налоговой культуры.
Феномен постоянной модернизации российского налогового законодательства отражает стремление налоговых органов использовать наиболее эффективные контролирующие инструменты.
Это порождает следующую проблему налогового администрирования: появление негласной конкуренции контролирующих органов и подконтрольных предприятий, стремящихся к первенству в вопросе извлечения наибольшей выгоды из формирующихся налоговых взаимоотношений.
Налогообложение считается одним из основных средств регулирования экономического роста. В рамках налогового контроля контролируется соблюдение налогового законодательства со стороны всех участников налоговых правоотношений. Одна из основных проблем России в сфере налогового администрирования связана с отсутствием четких законодательных определений по некоторым вопросам, которые далее будут нами рассмотрены. В связи с этим от руководителя организации требуется особая внимательность при соблюдении налогового законодательства, следование таким принципам налогового планирования и оптимизации, которые ни в коей мере его не нарушают.
Еще одна проблема налогового администрирования заключается в неэффективности инструментов налоговой оптимизации для конкретной компании, поскольку проверка эффективности используемых инструментов возможна только на заключительном этапе путем сравнения фактических данных с плановыми. Иными словами, для внедрения наилучшей модели налогового планирования в организации требуется глубокий всесторонний анализ его хозяйственной деятельности, однако даже это не может гарантировать запланированный результат.
Цель исследования: Изучить проблемы налогового администрирования.
Объектом исследования является налоговое администрирование в Российской Федерации.
Предметом исследования выступает совокупность экономических отношений между налогоплательщиками и налоговыми органами.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие налогового администрирования в России.
2. Выделить особенности международного сотрудничества России в сфере налогового администрирования.
3. Изучить проблемы налогового администрирования в России.
4. Выделить цифровизацию, как один из методов налогового администрирования малого и среднего предпринимательства в России.
Методы исследования: При исследовании основных элементов налогового администрирования - налогового планирования, оптимизации налогообложения - применен общий прием сравнительного анализа, широко используемый в научных экономических исследованиях.
Глава 1. Актуальные проблемы налогового администрирования в России
1.1. Понятие налогового администрирования в России
Налоговое администрирование на сегодняшний день не определено на юридическом и научном уровнях, хотя некоторые предпосылки формирования такого термина - применительно к крупным предприятиям - уже можно найти, например, в документах тогда еще Министерства по налогам и сборам РФ [10].
Под налоговым администрированием обычно понимается процедура проверки прозрачности всех операций и уплата всех применимых налогов и сборов с учетом финансовой политики предприятия, в чем задействована регулирующая функция налогового контроля [11, 12].
Механизм налогового администрирования можно представить схематически, разделив его на следующие этапы:
1. Формирование долгосрочной налоговой политики;
2. Сбор и анализ информации;
3. Мониторинг налоговой отчетности;
4. Налоговое планирование и прогнозирование;
5. Налоговое регулирование и корректировки;
6. Государственная поддержка в области налогов и сборов;
7. Налоговый контроллинг;
8. Поиск налоговых нарушений;
9. Выявление ответственных лиц за налоговые правонарушения.
Названные нами этапы более подробно характеризуют 3 основных элемента налогового планирования: планирование, контроль и регулирование [13, 14]. Этим в очередной раз подчеркивается первенство в налоговом администрировании такого элемента, как планирование [15].
Налогообложение является одним из основных средств регулирования экономического роста страны. Одна из основных задач налоговой реформы в настоящее время - развитие налогового администрирования, на что неоднократно указывал Президент Российской Федерации в ежегодных посланиях Федеральному Собранию. Налоговое администрирование напрямую влияет на экономический рост и социальное развитие государства через сбор налогов.
Нормы Налогового кодекса Российской Федерации определяют налогоплательщиком юридическое лицо (организацию), обязанное уплачивать соответствующий налог вследствие извлечения дохода от различных источников в России.
Согласно гл. 25 НК РФ , определяется основная налоговая ставка налога на прибыль, равная 20% с прибыли, полученной организацией. Ставка налога 20% регулирующая и распределяется следующим образом:
- 3% - в федеральный бюджет,
- 17% - в бюджеты субъектов Российской Федерации.
В свою очередь, каждый субъект может понизить на 3,5% свою часть налоговой ставки в 17% для отдельных категорий налогоплательщиков - до 13,5%. В основном это делается для стимулирования предпринимательской деятельности и привлечения бизнеса в субъект.
Может быть также установлена пониженная налоговая ставка для участников региональных инвестиционных проектов в размере не превышающем 10% в течение первых 5-ти налоговых периодов, и ещё в размере не менее 10% для 5-ти последующих периодов. В ряде случаев также возможна ставка 0%. Сельхозпроизводитель, получающий не менее 70% выручки от реализации собственной сельхозпродукции, может применить 0% ставку налога на прибыль организаций (за исключением рыбохозяйственных организаций). Все установленные льготные ставки законодательством субъектов РФ контролируются налоговыми органами.
В России налоговое администрирование возлагается только на налоговые органы, которые проводят налоговый контроль в виде налоговых проверок - выездных и камеральных. Если налоговому органу необходима дополнительная информация по налогоплательщику, проводятся дополнительные контрольные мероприятия в виде встречных проверок: запросы в банки, контрагентам налогоплательщика.
Налоговое администрирование - это управление, осуществляемое на государственном уровне, то есть администрирование обеспечивает организацию исполнения законодательных и нормативных актов, выявляет обстоятельства, препятствующие эффективному функционированию налоговой системы [2, с.171 ].
Таким образом, можно сказать, что налоговое администрирование выступает как функция управления процессом взаимодействия между участниками налоговых правоотношений, возникающих в ходе исполнения обязательств перед бюджетами различных уровней.
Налоговое администрирование включает в себя ряд подсистем (рис.1.).
*Рис.1 - Подсистемы налогового администрирования*
[Источник: составлено авторами]
Анализ доли доходов, поступающих в федеральный бюджет от налоговых сборов, позволяет определить неэффективность налогового администрирования России (табл.1, рис.3).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абакарова З. Г., Таилова А. Г. Основные направления совершенствования системы налогового контроля в России на основе учёта передового опыта зарубежных стран // Вестник научных конференций. 2019. № 4-2 (44). С. 8-9.
2. Агапова А.А., Кудряков Л.В. Особенности налогообложения игорного бизнеса на отдельных территориях России // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2019. - № 11-3 (57). - С. 5-12
3. Артемова, М.А., Дмитриева А.Б. Проблема оффшорных зон в мировых финансах // Финансовая жизнь. - 2017. - № 2. - С. 66-71.
4. Ахмадеев Р.Г., Быканова О.А., Агапова А.А. Налоговое регулирование инвестиционных процессов в экономике//Азимут научных исследований: экономика и управление. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 38-41
5. Бархатов А.П., Бухарева Л.В., Городецкая М.И. и др. Бухгалтерский Финансовый учет. Учебник / Под ред. И.М. Дмитриевой, 2-е изд., пер. и доп. - Сер. 68, Проф. образование, Москва, 2017. С. 495
6. Белых О. И. Совершенствование налогового администрирования: очередной этап // Молодой учёный. 2022. № 20. С. 266-269.
7. Бойко Н. Н. Опыт иностранных государств в сфере налогового администрирования // Политика, государство и право. 2015. № 4. С. 72-75.
8. Бухгалтерский финансовый учет: учебник / Бухарева Л.В., Чиркова М.Б. и др. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 495с. Сер.58 Бакалавр. Академический курс. (2-е изд. пер. и доп.)
9. Ващекин А. Н., Хрусталёв М. М. Исследование устойчивости экономико-математической модели неантогонистической игры субъектов оптового рынка // Автоматика и телемеханика. - 2022. - № 10. - С. 161-174.
10. Вергейчик М. А. Технологии налогового администрирования как клиентоориентированные технологии предоставления государственных услуг // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. 2017. № 1 (14). С. 29-30.
11. Водопьянова В.А. Совершенствование налогового контроля как основной формы налогового администрирования в РФ / В.А. Водопьянова // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2020. - Т. 9. - № 3(32). - С. 127-130.
12. Гоголев А. М. Современное состояние и проблемы развития налогового администрирования // Публичное и частное право. 2014. № 3. С. 211-216.
13. Голубцова Е.В. Роль налогов в экологическом развитии России // Российское предпринимательство. 2012. № 21. С. 184-190.
14. Гончаренко Л. И., Малкова Ю. В., Адвокатова А. С. Актуальные проблемы налоговой системы в условиях цифровой экономики // Экономика. Налоги. Право. 2018. № 2. С. 166-172.
15. Гончарова Н. А., Артюх В. Е. Проблемы налогового планирования //Электронный научный журнал. - 2017. - №. 3-2. - С. 196-200.
16. Груздева В. Г. Взаимодействие элементов налогового механизма в контексте системного подхода / В. Г. Груздева // Дайджест-Финансы. - 2023. - № 11. - С. 47-52.
17. Гусейнова Г. М. Актуальные проблемы налогового администрирования // Налоги и финансы. 2022. № 3. С. 16-18.
18. Дмитриева А.Б., Илюхина С.С. Особенности уплаты налога на добавленную стоимость при международных перевозках // Налоги (журнал). 2016. № 1. С. 23-26.
19. Зверева А.О. В коммерсанты б я пошел.. Подготовка персонала для розничной торговли как фактор обеспечения конкурентоспособности предприятий отрасли//Российское предпринимательство. 2022. № 7 С. 102-107
20. Иващенко М.Н. Международное сотрудничество в области противодействия финансовым преступлениям в налоговой сфере // Глобальная экономика в XXI веке: роль биотехнологий и цифровых технологий. - 2022. - С.132 - 136
21. Казалова М.А., Глубокова Н.Ю. Анализ использования специальных налоговых режимов в Ярославской области // Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. № 11-1 (57). С. 218-223.
22. Колчин С.П., Глубокова Н.Ю. Особенности федерального бюджета на 2020 год // Финансовая жизнь. 2020. № 1. С. 109-112.
23. Кузнецов Л.Д. Налоговое администрирование как элемент налоговой системы России / Л.Д. Кузнецов // Вестник Московского университета МВД России. - 2022. - № 1. - С.170 - 172.
24. Куреневский А.С. Некоторые аспекты современной налоговой политики Российской Федерации / А.С. Куреневский // Молодой ученый. - 2020. - № 25 (315). - С. 181- 183.
25. Лабинская Е. Н., Павлушкова О. А. Повышение эффективности налогового администрирования как способ оптимизации внутренних финансовых ресурсов в условиях экономического кризиса // Развитие общественных наук российскими студентами. - 2022. - №. 5.
26. Месхия Д.О. Налоговое администрирование в Российской Федерации // Молодой ученый. - 2021. - № 18 (360). - С.432 - 435.
27. Морозова Т.В., Ахмадеев Р.Г., Протасов М.В. Особенности оценки биологических активов в сельскохозяйственных организациях // Экономика и управление: проблемы, решения. 2018. Т. 2. № 12. С. 82-87.
28. Понкратов В.В., Воронцов А.Н. Бюджетно-налоговая политика России как контрциклический инструмент прокризисного развития // Экономика и предпринимательство. 2016. №12-2. С. 830-834.
29. Понкратов В.В., Поздняев А.С., Воронцов А.Н. Анализ налогового режима в рамках соглашений о разделе продукции в России // Финансовая жизнь. 2018. №4. С. 27-31.
30. Салькова О.С., Рада А.О., Гавриленко И.В., Костин А.И. Совершенствование налоговых отношений в условиях цифровизации налогового администрирования / О.С. Салькова, А.О. Рада, И.В. Гавриленко, А.И. Костин // Финансовая жизнь. - 2021. - № 1. - С.74 - 81.
31. Черноусова К.С., Макаров М.Ю. Проблемы международного сотрудничества в налоговой сфере // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2020. - № 5-2(44). - С.141 - 145
32. Чикалина Н.А., Попова Н.Ф. Международное сотрудничество как механизм против уклонения от уплаты налогов // Colloquium - journal. - 2019. - № 25-8(49). - С.163 - 165
33. Яковенко С.М. Проблемы двойного налогообложения в международном праве // Актуальные проблемы налоговой политики. - 2023. - С.359 - 361