Фрагмент для ознакомления
2
Теоретические основы сегментирования рынка гостинич-ных услуг
1.1. Понятие и определение критериев сегментации
Идея сегментации рынка была впервые предложена У. Смитом в 1956 году. Подчеркивая важность сегментации для практической деятель-ности на рынке, маркетологи утверждают, что компетентная конкуренция начинается с квалифицированной сегментации рынка.
Сегментация рынка – разделение потребителей с их многочисленны-ми и сложными потребностями на узкие, единые требования группы. Сег-мент рынка – это сектор рынка, группа потребителей с определенными аналогичными характеристиками, которые существенно отличаются от всех других секторов рынка и групп потребителей [11].
Необходимость сегментации определяется давлением рынка:
когда происходит экономический рост, процесс сегментации усложняется, что обусловлено растущими потребностями и возможностя-ми для их удовлетворения;
по мере ухудшения экономической ситуации процесс сегмента-ции сокращается, что объясняется более низким уровнем удовлетворенно-сти большинства потребителей.
Целью сегментации является выявление относительно однородных потребностей в продуктах у каждой группы покупателей и организация их в соответствии с деятельностью компании в области товаров, ценообразо-вания и распределения. Целью анализа при сегментации является выявле-ние ниши, ее развитие и дальнейшее развитие в борьбе с конкурентами. Эффективность анализа сегментации оценивается на основе следующих факторов:
возможность сопоставимой рыночной оценки по сравнению с другими рынками, адекватность и идентифицируемость рынков;
значительные размеры перспективного рынка, позволяющие выделить как минимум два типа потребительского поведения, и емкость сегмента, достаточная для того, чтобы целевая маркетинговая программа, разработанная для этих сегментов, имела реальный смысл;
существование средств стимулирования сбыта, пригодных для воздействия на сегменты рынка;
способность потребителей реагировать на внешние воздей-ствия.
Для определения сегментов используются различные критерии, сег-мент, выбранный в ходе исследования рынка, должен открывать хорошие перспективы для дальнейшего развития компании. В этом контексте сег-ментация обусловлена стратегическими целями производителя[ 4].
Критерии, определяющие эффективность проводимой сегментации, включают:
размер рынка производителя соответствует потребностям про-изводителя;
связь между сегментами;
низкая конкурентоспособность продуктов и услуг, предлагае-мых конкурентами;
устойчивые различия между сегментами;
низкие дополнительные расходы на техническое обслуживание для данного сегмента;
значительная потребность сегмента в продуктах и услугах это-го производителя.
Основные преимущества сегментации рынка:
создание новых продуктов, отвечающих требованиям рынка;
определение эффективных стратегий стимулирования продаж;
оценка конкуренции на рынке;
объективная оценка существующих маркетинговых стратегий.
Основные недостатки сегментации рынка:
выводы, сделанные относительно сегментации рынка, характе-ризуют лишь усредненную тенденцию поведения потребителей;
разнообразие «образа жизни» потребителей затрудняет сег-ментацию на многих рынках;
сегментация не позволяет решать проблемы, связанные с недо-статочным вниманием к другим элементам маркетинга. Даже самая точная сегментация не имеет ценности, если организация не разработала страте-гии по формированию ассортимента, стимулированию продаж, ценообра-зованию и обороту товаров [3].
В России сегментация потребителей в зависимости от их платежеспо-собности очень распространена. Общее правило сегментации таково: она может быть выполнена на основе одного критерия и путем одновременно-го применения нескольких критериев. Оптимальным считается наличие сегмента, в котором присутствуют около 20% покупателей данного рынка, покупающих около 80% товаров, предлагаемых конкретной фирмой.
1.2. Требования для эффективной сегментации
Несомненно, существует множество способов сегментирования рын-ка, но не все из них эффективны. Например, потребителей поваренной соли можно разделить на брюнетов и блондинок. Но цвет волос не влияет на потребность в соли. Таким образом, если потребители будут покупать соль каждый месяц по одинаковой цене и, вероятно, одинакового качества, сегментация этого рынка не принесет ощутимой выгоды [5].
Чтобы быть полезными, сегменты рынка должны соответствовать следующим характеристикам:
1. Измеримость - это степень, в которой можно измерить размер и покупательную способность рынка.
2. Доступность - это степень, в которой рынок может быть до-стигнут и обеспечен необходимым количеством продукции.
3. Реальность заключается в степени доходности и размере сег-мента. Компания должна ориентировать свою маркетинговую стратегию на самую большую группу потребителей.
4. Эффективность - это степень, в которой эффективная маркетин-говая программа может быть использована для привлечения потребите-лей.
Сегментация потребителей на основе кластерного анализа является «классическим» методом. В то же время существуют методы сегментации рынка, основанные на так называемой «сегментации продукта» или сег-ментации рынка по параметрам продукта. Это особенно важно при произ-водстве и продаже новых продуктов. Сегментация продукции, основанная на изучении долгосрочных рыночных тенденций, имеет особое значение. Процесс разработки и производства нового продукта, завершения круп-ных инвестиционных программ требует достаточно длительного периода времени, и здесь особенно важна правильность результатов анализа рынка и оценки его возможностей. В условиях, которые используются для тради-ционного рынка стандартных продуктов, расчет их емкости может быть выполнен с использованием метода суммирования рынка. В современных условиях для повышения своей конкурентоспособности и правильного определения емкости рынка недостаточно сегментировать рынок только в одном направлении - определение групп потребителей по определенным признакам. В рамках интегрированного маркетинга необходима также сегментация самого продукта по наиболее важным параметрам для его продвижения на рынок. Для этого используется метод составления функ-циональных карточек - своего рода двойная сегментация по продукту и потребителю [9].
«Функциональные карты» могут быть факторными (сегментация проводится по фактору и для однородной группы товаров) и многофак-торными (анализ того, для каких групп потребителей предназначена кон-кретная модель продукта и какие параметры наиболее важны для марке-тинга продукции). Составление функциональных карточек позволяет определить, на какой сегмент рынка рассчитан данный продукт и какие функциональные параметры соответствуют требованиям потребителей.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: учебное пособие / взфэи; под ред. Н. А. Нагапетянца. - М.: Университетский учебник, 2017. - 272 с.
2. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: учебное пособие / Под ред. Н.А. Нагапетянца. - 2-е изд., перепечатывать. и добавить. - М.: Университетский учебник: ИНФРА-М, 2018. - 282 С.
3. Маркетинг на предприятиях и в корпорациях: теория и практика: монография / К. А. Смирнов, Т. Е. Никитина; науч.ред. К. А. Смирнов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 166 С.
4. Маркетинг: Учеб. Пособие / А. М. Годин. - 9-е изд., перепечаты-вать. и доп.-М.: Дашков и к, 2017. - 656 С.
5. Маркетинг: Учеб. Пособие / В. П. Федько, Л. А. Чикатуев, Н.В. Федько. Третьяков; под ред. профессора В. П. Федько. - 2-е изд., Испр. и добавить. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 368 с.
6. Маркетинг: Учеб. пособие / А. В. Лукин. - 3-е изд., ПРОВАЙДЕР. и добавить. - М.: форум: НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 240 С.
7. Маркетинговые исследования: информация, анализ, прогноз: учебное пособие / И. К. Беляевский. - 2-е изд., перепечатывать. и добавить. - М.: Курс: НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 392 с
8. Маркетинговые исследования рынка: учебное пособие / О. А. Ле-бедева, Н.И. Лыгина. - М.: ИД форум: НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 192 С.
9. Маркетинговые исследования рынка: учебное пособие / Б. И. Гера-симов, Н.Н. мозгов. - М.: Форум, 2016. - 336с.
10. Маркетинговое исследование рыночных ниш инновационной продукции: монография / Б. Е. Токарев. - М.: Мастер: НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 272 с.
11. Маркетинговые исследования с SPSS: учебное пособие / г. Moosmuller, Н. Н. Rebik. - 2-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 200 с.
12. Маркетинговые исследования: Учеб. пособие / Н. Г. Каменева, В. А. Поляков; взфэи. - М.: Университет. учебник, 2016. - 439 С.
13. Маркетинговые исследования: учебное пособие / Б. Е. Токарев-2-е изд., перепечатывать. и доп.-М.: мастер: ИНФРА-М, 2017. - 512 С.
14. Маркетинговые исследования: учебное пособие / Б. Е. Токарев-2-е изд., перепечатывать. и доп.-М.: мастер: НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 512 С.
15. Маркетинговые исследования: учебное пособие / Н. Б. Сафроно-ва, И. Е. Корнеева. - М.: Дашков и к, 2017. - 296 С.
16. Организация и технология торговли: учебное пособие / С. Н. Ви-ноградова и др.; под ред. С. Н. Виноградовой. - 3-е изд., Испр. - Минск: Выш. ШК., 2018. - 464 С.
17. Организация производства на предприятии( фирме): Учеб.пособие / Под ред. О. И. Волкова, О. В. Девяткина. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 448 с.
18. Памбухчиянц О. В. Организация торговли: учебное пособие / О. В. Памбухчиянц. - М.: Издательско-торговая корпорация " Дашков и Ко.", 2017. -125 С.
19. Памбухчиянц, О. В. Основы коммерческой деятельности: учебное пособие / О. В. Памбухчиянц. - М.: Дашков и к, 2018. - 284 С.
20. Социальная функция предприятий в условиях рыночной эконо-мики: вопросы теории и практики / Г. А. Ахинов, Д. А. Камилов. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 280 С.
21. Технология розничной торговли: учебное пособие для начинаю-щих проф. образования по специальности "продавец, контролер-кассир" / О. В. Памбухчиянц. - 9-е изд.- перераб. и добавить. - М.: Дашков и к, 2015. - 288 с.
22. Экономика предприятия: учебное пособие / А. С. Паламарчук. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 458 С.