Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность.
Профессиональная компетентность специалиста по рекламе и PR, наряду с его личностными качествами, лежит в основе обретения лидирующих позиций. При этом самопрезентация не только поддаётся корректировке, но и подвержена изменениям как в положительную сторону, так и в отрицательную. Проанализировав свои физические данные, уровень образованности, знаний и навыков, важно поверить в себя и определить свой потенциал. Недаром про одного человека говорят, что он удивительно многогранная личность, а про другого – что у него проблемы в плане проявления индивидуальности.
Почему так? Обратимся к внешнему облику, поскольку это самая настоящая визитная карточка. В идеале каждый должен стремиться к тому, чтобы выглядеть подтянутым, аккуратным, уверенным в себе. Даже если нет финансовой возможности надеть что-то сверхмодное, вполне достаточно ограничиться классическим костюмом, блузкой или рубашкой и начищенной до блеска обувью. Однако требовательность к себе проявляется не только в гардеробе, но и в умении всё это носить, в стати и желании быть стройным. Поэтому как бы кто ни был занят, надо обязательно найти время для фитнеса, терренкура или хотя бы элементарной физической зарядки, чтобы фигура, как говорится, соответствовала платью. C одной стороны, излишний интерес к внешности вроде бы не приветствуется в деловых кругах, но, с другой – совершенное невнимание к причёске, макияжу и одежде, по чему, как говорится, встречают, бывает более опасным, так как потёртые джинсы или помятую футболку официальные лица могут расценить как неуважение к ним, даже когда человек приятен в общении и культурен. Чтобы в будущей профессиональной деятельности всё получилось, начинать работать над созданием собственного имиджа необходимо ещё со студенческих лет (и раньше), «контролировать свою жизнь так, как вы этого хотите... действовать настолько успешно, насколько вы сможете» . В книге «Закон Паркинсона» автор предлагает изучать видеозаписи собственных деловых встреч либо выступлений: «Понаблюдайте за выражением лица, движением бровей, пожатием плеч, поднятием пальцев. Какой из этих жестов был необходим? Убеждают эти жесты или отвлекают? Способствуют ли выразительности или просто раздражают?» . Возможно прибегнуть и к помощи обычного зеркала, используя его в качестве тренажёра. Глядя на своё отражение, можно оживить в воспоминаниях картину счастья давно минувших дней и увидеть радостного человека со светящимися глазами. Тогда и исходящая из зазеркалья сила окажет положительное воздействие.
Объект исследования – определение профессиональной культуры. Предмет исследования - профессиональная культура специалиста по связям с общественностью.
Целью данной работы является рассмотрение профессиональной культуры специалиста по связям с общественностью.
Задачи:
- описать основные категории профессиональной культуры;
- рассмотреть специфику профессиональной культуры коммуникатора, PR-специалиста;
- изучить коммуникативная компетентность PR-специалиста как часть профессиональной культуры;
- описать этические кодексы, разработанные под патронажем Международной ассоциации по связям с общественностью (IPRA);
- рассмотреть взаимодействие специалиста по связям с общественностью со СМИ;
- изучить взаимоотношения с заказчиком как элемент профессиональной культуры PR-специалиста.
Глава 1 Сущность профессиональной культуры. Профессиональная культура специалиста по связям с общественностью: специфика
1.1 Основные категории профессиональной культуры
Какой смысл мы вкладываем в профессиональную культуру? При всем многообразии определений профессиональной культуры, попытаемся сформулировать свой вариант, выявить существо. Можно согласиться с теми исследователями, которые в профессиональную культуру включают профессиональные знания, умения и приобретенные навыки в определенной сфере деятельности. Профессиональную культуру отличает мастерство, творческий подход к делу, эффективность труда, высокое качество произведенной продукции или организационного решения. Профессиональная культура имеет более высокий уровень и оценку при ярких личностных качествах. Здесь имеется в виду энциклопедические знания, оригинальное мышление, способность проявить лидерские качества .
У истоков исследования проблемы профессиональной культуры стояли Г. Спенсер , Э. Дюркгейм, М. Вебер, Т. Парсонс . Рассмотрение профессиональной культуры с точки зрения комплекса социальных ролей, выполняемых в системе общественного производства, присуще исследованиям Г. Минцберга, Д. Маккена, Ч. Марджарисона.
С развитием современных технологий изменились представления о профессиональной деятельности и компетенциях сотрудников масс-медиа, коммуникационных агентств, отделов по связям с общественностью, рекламных служб. Тенденции диджитализации сферы коммуникаций проявляются не только в новых формах деятельности, но и в том, как профессионал реализуется как личность, какие взаимоотношения выстраивает с целевой аудиторией и коллегами, какими общекультурными ценностями обладает, как воспринимает свою роль в обществе. В целом можно говорить о тенденции формирования новой концептуальной структуры профессии, которая объединяет дискурсивную ориентацию, коммуникативную модальность, коммуникативную активность и эмерджентную межличностную динамику — то есть такую, которая раньше была нехарактерна для данной среды.
Дефиниция «профессиональная культура» обсуждалась неоднократно с социологической, культурологической, психологической, педагогической, философской, исторической точки зрения. С какой бы позиции ни рассматривали данное определение исследователи, в любом случае основополагающим в нем является слово «культура».
Как считал Ю. М. Лотман, «культура» проявляется в том, что общности людей, связанные социальной организацией, проявляют общие признаки поведения и действия: «внешняя культура, для того чтобы вторгнуться в наш мир, должна перестать быть для него «внешней».
Она должна найти себе имя и место в языке той культуры, в которую врывается извне. Но для того чтобы превратиться из «чужой» в «свою», эта внешняя культура должна подвергнуться переименованию на языке «внутренней» культуры . Профессиональная культура также неотрывна от глобального культурного пространства и одновременно зависима от тех особых форм взаимодействия, которые приняты в узкой среде специалистов, от их образования, креативных возможностей, гуманитарной парадигмы, морально-этических норм и пр. То есть профессиональная культура является подсистемой общей культуры, транслируется на микроуровне, включается в индивидуальные культурные установки.
Важность формирования высокой профессиональной культуры несомненна. Очевидна и необходимость осознания того, каким образом цифровизация изменила профессиональную культуру коммуникаторов. Можно ли говорить об отдельной профессиональной культуре цифровых коммуникаторов и давать ответ на вопросы, каким должен быть вклад преподавателей высшей школы впрофессиональную культуру, где находятся границы их возможностей, какие компоненты профессиональной культуры поддаются трансформации в процессе получения знаний, а какие заложены семьей, обществом, формируются в микроколлективе.
При анализе профессиональной культуры традиционно выделяют три составляющих: аксиологическую (профессиональное сознание, мировоззрение, ценности и мотивы) технологическую (профессиональные навыки, умения, знания, технологические компетенции) и личностно-творческую (креативность, стремление к самореализации, коммуникационный интеллект, социальный интеллект, профессиональная эстетика) А. Лымарь указывает, что профессиональная культура имеет следующие функции:
1. «Селективную: сохраняет, выбраковывает ценности и нормы, необходимые для поддержания и развития профессиональной деятельности и группы.
2. Социальной памяти: передает социальный опыт от поколения к поколению.
3. Накопительную: накапливает эталоны соответствующего профессионального поведения, модели профессиональной деятельности группы.
4. Аксиологическую: формирует ценности профессиональной деятельности.
5. Регулятивную: регулирует, социальные отношения людей в процессе их профессиональной деятельности.
6. Инновационную: обновляет ценности и нормы, регулирует развитие профессиональной деятельности» .
Формирование конкретной профессиональной культуры возможно втом случае, если произошла институционализация профессии .
В случае с коммуникационными специальностями мы можем говорить о существовании общей профессиональной культуры для коммуникаторов, которые, с одной стороны, выполняют близкие задачи, например, доносят информационные сообщения, формируют общественные мнения и настроения, с другой стороны, их деятельность дифференцирована за счет неоднородности выполняемых функций.
Наличие множества специальностей в сфере коммуникаций позволяет предполагать наличие профессиональных субкультур. Подобные профессиональные субкультуры могут формироваться, например, в среде специалистов в области политических коммуникаций, организаторов специальных мероприятий или журналистов деловых медиа. Позиционируя себя как специалиста определенного профиля, человек признает ценности профессиональной субкультуры, принимает определенный социальный статус. Сформированная профессиональная субкультура имеет атрибуты: стиль взаимодействия, профессиональный язык, вплоть до стиля одежды иорганизации быта.
В глобальном пространстве интернета меняется представление о границах профессионального сообщества. Происходит технологическая культурная революция, диджитал-инструменты развиваются всоответствии со своей собственной логикой; это происходит быстрее, чем регулирующие ее правила.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Адухова А.Х., Дибирова М.М., Магомедов М.Ш. Социальная ответственность современных организаций. Российский и зарубежный опыт// Russian economic bulletin. 2021. № 3. С. 164-170
2) Алиева Б. Ш., Гуманитарное образование - ресурс развития человеческого капитала в условиях цифровой трансформации // Высшее образование сегодня. — 2022. — № 9. — С. 2-7
3) Аминов И.И. Психология делового общения. - М.: Омега-Л, 2020
4) Апатова, А. В. Особенности клиентского опыта в сегменте B2B / А. В. Апатова //Маркетинг и логистика в системе конкурентоспособного бизнеса: IV Научно-практическая конференция молодых ученых, аспирантов, студентов, Симферополь, 27 ноября 2019 года. – Симферополь: Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, 2019. – С. 137-140.
5) Бородай А. Д. Формирование профессиональной культуры у студентов, обучающихся в ВУЗе по направлению подготовки «Реклама в связи с общественностью»// II Моисеевские чтения: культура как фактор национальной безопасности России : доклады и материалы Общероссийской (национальной) научной конференции. Москва, 26 июня 2019 г. / под ред. А. В. Костиной, В. А. Лукова. — М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2019. С. 373-375
6) Бирюкова, Е. А. Роль PR-отделов в организационной структуре компании / Е. А. Бирюкова // Образование и наука без границ: социально-гуманитарные науки. – 2018. – № 10. – С. 9-11.
7) Кузнецов П. А., Public Relations. Связи с общественностью для бизнеса: практические приемы и технологии. - Москва : Дашков и К, 2022. — 296 с.
8) Виноградова К. Е. Профессиональная культура специалиста по коммуникациям в эпоху диджитализации// Профессиональные компетенции специалиста по коммуникациям XXI века. Коллективная монография. Санкт-Петербург, 2021. С. 73-81
9) Горкина, М. Б. Пять шагов от менеджера до PR-директора / Горкина М.Б. – Москва: Альпина Пабл., 2016. – 220 с
10) Енин Ю. И., Продвижение в социальных сетях // Маркетинг в России и за рубежом. — 2019. — № 1. — С. 39-47.
11) Карпова, А. А. Особенности PR-продвижения предприятия в сфере B2B / А. А. Карпова // Образование и наука в современных реалиях: сборник материалов XII Международной научно-практической конференции, Чебоксары, 27 марта 2020 года / ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова»; Актюбинский региональный государственный университет им. К. Жубанова; Кыргызский экономический университет им. М. Рыскулбекова. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью "Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс", 2020. – С. 145-147.
12) Касьянова Е.М. Профессиональная компетентность и личностные качества специалист по PR и рекламе// Реклама, маркетинг, PR: теоретические и прикладные аспекты интегрированных коммуникаций. Материалы I Международной научно-практической конференции. 2018. С. 191-197
13) Комарова, А. А. Использование инструментов CRM-маркетинга на B2B и сложных рынках / А. А. Комарова, Г. А. Степанков // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Естественные и технические науки. – 2020. – № 2. – С. 83-87
14) Косяцынская К. А. Медиавзаимодействие как процесс в современных условиях// Студент: наука, профессия, жизнь. Материалы VIII всероссийской студенческой научной конференции с международным участием. Том Часть 2. Омск, 2021. С. 347-352
15) Кузнецов П. А., Public Relations. Связи с общественностью для бизнеса: практические приемы и технологии. - Москва : Дашков и К, 2022. — 296 с.
16) Кутыркина Л. В., Ермилова А. А. Работа PR-отдела по расширению клиентской аудитории в консалтинговом агентстве//Реклама, PR и дизайн в бренд-коммуникациях. Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. Москва, 2022. С. 105-112
17) Лапаник, Е. Д. Анализ инструментов digital-маркетинга для эффективной лидогенерации в секторе В2В / Е. Д. Лапаник, Т. Н. Шушунова // Успехи в химии и химической технологии. – 2020. – Т. 34. – № 1(224). – С. 19-20.
18) Лотман Ю.М. Внутри мысли миров. Семиосфера.— СПб: Искусство — СПБ, 2000.
19) Лымарь А.Н. Профессиональная культура в системе культуры// Вестник ЮУрГУ. Серия: Социально-гуманитарные науки.— № 17. — 2006.— С.252–252
20) Михальская А.К., Профессиональная речь: культурная, публичная, деловая: Учебник. — Москва : ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2023. — 359 с.
21) Осипова Е.А. Организация работы отделов рекламы и связей с общественностью. Учебник. – М.: Инфра-М, 2020. – 381 с
22) Парсонс Т. О социальных системах / пер. с англ.; под ред. В.Ф. Чесноковой и С.А. Белановского. – М.: Академический Проект , 2002.
23) Пинзул, И. С. Повышение удовлетворенности клиентов в сфере B2B / И. С. Пинзул, О. В. Глинкина // Актуальные тренды в экономике и финансах: Материалы межвузовской научно-практической конференции магистрантов, Омск, 26 ноября 2019 года / Под редакцией В.А. Ковалева, А.И. Ковалева. – Омск: Омский филиал Финансового университетапри Правительстве РФ, 2019. – С. 219-222.
24) Спенсер Герберт. Научные основания нравственности: индукция этики. Этика индивидуальной жизни; [перевод с англ.; примеч. А. Федорова]. – Изд. 2-е. – М.: Издательство ЛКИ, 2008.
25) Спенсер Герберт. Система синтетической философии. М., 2007. 513 c.
26) Тауснева А. С., Легостаева Я. А. Особенности профессиональной лексики как компонент коммуникативной компетентности PR-специалиста// Гуманитарные технологии в современном мире. Сборник материалов VII Международной научно-практической конференции. 2019. С. 406-408
27) Щекотихина А.Ю. Этические кодексы PR-специалистов в современных условиях//ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СРЕДА. 2017. № 1. С. 94-97