Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1.Общая характеристика задач полиции общественной безопасности
1.1.Задачи обеспечения общественного порядка и безопасности
В любой период история сопровождается прогрессивным развитием и социальными изменениями, что наглядно демонстрируют реалии современной России. Поправки к Конституции РФ, инициированные Президентом В.В. Путиным, направлены на совершенствование демократических основ России как государства. С учетом долгосрочных тенденций развития ситуации в Российской Федерации и мире, ее национальными интересами на современном этапе являются, прежде всего, защита российского народа, защита российского народа, развитие человеческого потенциала и содействие развитию человеческого потенциала.
Следует отметить, что реализация потребностей и интересов граждан в той или иной сфере жизнедеятельности часто достигается в ситуациях, когда большое количество людей собирается в общественных местах на муниципальном, региональном, национальном и международном уровнях. Самые яркие оттенки нигилизма имеют деструктивные последствия как для общества и его безопасности, так и для участников общественно-политических событий, выраженных в форме политических протестов.
Цели, преследуемые нерегулируемыми или спланированными толпами, не всегда достигаются мирным путем. Более того, промежуточные этапы несанкционированных акций связаны с причинением вреда здоровью людей, повреждением или разрушением инфраструктуры населенных пунктов. Местами проведения таких несанкционированных шествий, демонстраций и митингов часто становятся общественные места, где физически может собраться большое количество людей, - парки, скверы, центральные улицы.
Такие масштабные мероприятия нередко перерастают в масштабные беспорядки, обусловленные:
1. столкновений между отдельными гражданами (группами) в ходе несанкционированного публичного мероприятия из-за разногласий по "обсуждаемых темах";
2. спланированная акция, направленная на переход от коллективного мероприятия к коллективным беспорядкам, сопровождающаяся определенными признаками (например, ритмичное движение или перемещение толпы в сторону государственных или муниципальных объектов, большое количество оскорбительных рифм и лозунгов у участников несанкционированной акции). Все эти признаки определяют определенный план, в рамках которого среди участников находятся различные роли - от провокатора до координатора.
Беспорядки, правонарушения против общественной безопасности представляют собой организованные действия, связанные с насилием, погромами, поджогами и уничтожением имущества, иногда с применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ и взрывных устройств. Масштабные массовые беспорядки и сегодня не редкость, поэтому для их предупреждения и подавления требуются специальные силы и средства.
На полицию РФ возложена обязанность по предупреждению возможных массовых беспорядков и подавлению их в случае возникновения, т.е. непосредственное участие в охране общественного порядка и безопасности. В соответствии с ч.1 ст.1 Федерального закона "О полиции" от 07.02.2011 № 3-ФЗ на полицию возложены обязанности по защите граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации, а также по охране общественного порядка и безопасности.
Применение специальных средств сотрудниками полиции регламентировано для случаев, перечисленных в п.1 ст.21 Федерального закона "О полиции". Следует отметить, что применение специальных средств сотрудниками полиции допускается во всех случаях, когда Федеральным законом "О полиции" разрешено применение огнестрельного оружия (ст.23).
Виды специальных средств, используемых сотрудниками полиции, весьма разнообразны: это и специальные палки, и специальные газовые средства, и спецсредства, и световые и ударные устройства.
К специальным средствам, используемым полицией для охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, относятся палки специальные ПР78 и щиты Витраж АТ.
Следует отметить, что ст.21 Федерального закона "О полиции" включает в себя также понятие световых и акустических специальных средств.
Акустические спецсредства, используемые полицией, предназначены для подавления психоэмоциональной устойчивости правонарушителей, удержания таких лиц с помощью акустического удара, пресечения массовых беспорядков и защиты охраняемых объектов. Полиция в праве использовать такие акустические спецсредства, как ручная светозвуковая граната «Заря2», ручная светозвуковая граната «ФакелС», ручная светозвуковая граната «Факел», ручная граната светозвукового действия РГК60СЗ, 40мм выстрел для травмобезопасного акустического воздействия на правонарушителя «Свирель» АСЗ40 и другие.
Для подавления массовых беспорядков посредством использования акустических спецсредств Ро сгвардия может использовать, как и полиция, ручные светозвуковые гранаты «Заря» с различными ее модификациями, такими как «Заря2», «Заря3», а также стационарные светозвуковые гранаты «Пламя», гранаты ослепляющего и оглушающего действия ГСЗ, звуковой упредительный барьер (ЗУБ: Установка ЗУБМ9, Установка ЗУБВ32, Установка ЗУБП103) и другие.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников и литературы:
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 04.08.2023) "О полиции" // Собрание законодательства РФ. – 2011. - № 7. - Ст. 900
3. Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ (ред. от 04.08.2023, с изм. от 12.10.2023) "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 05.12.2011, № 49 (ч. 1), ст. 7020
4. Постановление КС РФ от №27-П по делу о проверке конституционности абз. 2 ч. 6 ст. 28.3 КоАП РФ.
5. Постановление КС РФ от 17.03.2017г. №8-П по жалобе Владимира Сергиенко на неконституционность положения п. 13 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции о праве сотрудников правоохранительных органов принудительно доставлять граждан в отделение в целях защиты от непосредственной угрозы их жизни и здоровью.
6. Административная деятельность органов внутренних дел. Курс лекций; / Под ред. В.А Кудина. СПб: СПбУ МВД России, 2018.
7. Административная деятельность органов внутренних дел: учебное наглядное пособие. /Под ред. В.А Кудина. 4 - изд., перераб., и доп. СПб.: Изд-во СПбУ МВД России, 2016
8. Административная деятельность органов внутренних дел: учебник: в 2 ч. Домодедово: ВИПК МВД России, /Демидов Ю.Н., Костенников М.В., Куракин А.В. М, 2016.
9. Винокуров В.А. Толкование понятия органов внутренних дел в современной России // Административное право и процесс. 2019. № 3. С. 13 - 16.
10. Воронов, А. М. Роль правоохранительных органов в обеспечении общественной безопасности при сопровождении массовых мероприятий / А. М. Воронов // Вестник экономической безопасности. – 2021. – № 6. – С. 36-39. – DOI 10.24412/2414-3995-2021-6-36-39.
11. Дубровин А.К., Мельников В.А. Проблемы нормативно-правового регулирования административной ответственности за неповиновение законному требованию, распоряжению сотрудника полиции // Административное право и процесс. 2019. № 10. С. 49 - 52.
12. Кнаус, О. А. Применение комплексного подхода при обеспечении охраны общественного порядка и общественной безопасности: проблемы и пути решения / О. А. Кнаус // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. – 2018. – № 4(87). – С. 161-166.
13. Ярославский, М. А. Профессиональная готовность сотрудников полиции к правомерному применению физической силы в процессе охраны общественного порядка / М. А. Ярославский // Пробелы в российском законодательстве. – 2021. – Т. 14, № 3. – С. 94-97.