Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность проблемы функционирования прожиточного минимума и минимальной заработной платы чрезвычайно важна, исходя из приоритетов государства всеобщего благосостояния и искоренения бедности, установленных Конституцией Российской Федерации и целями устойчивого развития ООН. В работе анализируется функционирование величин прожиточного минимума и минимальной заработной платы с точки зрения их генезиса и функциональной роли, даются рекомендации по совершенствованию методики формирования этих величин с целью повышения их функциональной целесообразности и полезности.
При изучении современного правового регулирования нашего государства следует отметить, что Конституция Российской Федерации провозглашает Россию социальным государством, а политика социального государства направлена на создание необходимых условий, обеспечивающих достойную жизнь, а также свободное развитие человека, устанавливает различные механизмы поддержания и обеспечение населения. К таким механизмам относятся: прожиточный минимум, минимальная заработная плата и уровень жизни.
Вышеупомянутые механизмы, способствующие гармонизации интересов личности и общества, гарантирующие защиту интересов человека, его законных прав, свобод, реализуются социальной политикой государства. Таким образом, социальная политика в целом основана на установлении достойной минимальной заработной платы и прожиточного минимума для населения, которые должны обеспечивать нормальную жизнедеятельность человека, а, следовательно, и достойный уровень жизни.
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что с 2000-х годов долгое время минимальная заработная плата и прожиточный минимум не были равны. Например, с 1 июля 2000 года в Российской Федерации минимальная заработная плата составляла 132 рубля, поэтому, в свою очередь, размер прожиточного минимума для взрослого трудоспособного человека за первый квартал 2000 года составил 1232 рубля 28 копеек.
Следовательно, такая огромная разница в двух основных факторах, регулирующих жизнь человека, в основном затронула граждан Российской Федерации, до 2018 года существовал огромный разрыв между минимальной заработной платой и прожиточным минимумом, но следует добавить, что, как известно из последних данных, минимальная заработная плата и прожиточный минимум минимальные все же были доведены до единого значения (президент Российской Федерации Владимир Путин предложил уравнять минимальную заработную плату с прожиточным минимумом с 1 мая 2018 года). Итак, актуальность курсовой работы предполагает прояснение вопроса - в чем причина столь долгого пути по уравниванию двух важных составляющих социальной политики Российской Федерации.
Объектом исследования являются прожиточный минимум и МРОТ – как государственные гарантии в социальной политике РФ.
Предметом данного исследования – практическое применение прожиточного минимума и МРОТ в реализации социальной политики РФ на современном этапе.
Целью исследования является анализ оценки эффективности применения прожиточного минимума и МРОТ в социальной политике РФ на современном этапе.
Необходимо решить следующие задачи:
изучить сущность прожиточного минимума и МРОТ;
рассмотреть основные подходы к установлению прожиточного минимума и МРОТ;
дать оценку уровня бедности населения России;
раскрыть фактические и расчётные прогнозные значения прожиточного минимума и МРОТ на 2019–2030 гг.;0
представить прогноз прожиточного минимума и МРОТ.
Методической основой исследования стали методы анализа и синтеза теоретических источников, методы вербального и концептуального моделирования систем, статистико-экономические методы (сбора, анализа и обобщения социально-экономических данных), методы дедукции, индукции, аналогии (традукции), методы интерпретации результатов.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
1. Теоретические основы прожиточного минимума и МРОТ
1.1. Сущность прожиточного минимума и МРОТ
В настоящее время для функционирования государства как системообразующего института общества чрезвычайно важно в полной мере выполнять такую функцию, как роль государства всеобщего благосостояния. Российская Федерация в этом вопросе не является исключением. Как указано в статье 7 Конституции Российской Федерации, наша страна является социальным государством, политика которого направлена на создание условий для достойной жизни и полноценного развития человека, где осуществляется охрана труда и здоровья граждан, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда.
Среди целей устойчивого развития Организация Объединенных Наций (ООН) объявила искоренение нищеты первой в списке, что указывает на чрезвычайную важность этого вопроса для современного мирового общества и мировой экономики.
Таким образом, актуальность установления минимальной заработной платы, обеспечивающей нормальную жизнь, прямо закреплена как в российском конституционном, так и в международном праве [11, с. 35].
Как установлено Федеральным законом «О минимальной заработной плате», минимальная заработная плата не может быть меньше прожиточного минимума. В то же время, даже если расчетное значение прожиточного минимума уменьшилось, снижение минимальной заработной платы не может быть осуществлено.
Согласно научному определению этого термина, прожиточный минимум - это стоимостная оценка минимального набора продуктов и благ, необходимых индивиду для обеспечения процесса жизнедеятельности.
Тем не менее, несмотря на четко определенную функциональность прожиточного минимума, которая, на наш взгляд, определяет необходимость расчета его величины именно в соответствии с этой функциональной ролью, Правительство Российской Федерации отошло от так называемого физиологического подхода к определению прожиточного минимума, т.е. в соответствии с так называемой потребительской корзиной. Такой подход стал прямым отражением приведенного выше определения понятия «прожиточный минимум» как минимально достаточной суммы денежных средств для осуществления жизнедеятельности человека в государстве и обществе. Этот подход также упоминается в экономической литературе как «абсолютный».
Однако, как определено в действующей редакции Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», произошел переход к расчету этого значения на основе средней заработной платы. Этот подход также называется «относительным». Статья 4 этого нормативного правового акта гласит, что «соотношение величины прожиточного минимума на душу населения в Российской Федерации в целом и медианного среднедушевого дохода за предыдущий год с 2021 года устанавливается на уровне 44,2 процента» [9, с. 40].
Аналогичный метод сейчас используется для расчета минимальной заработной платы (МРОТ), которая согласно Федеральному закону «О минимальной заработной плате» установлена на уровне 42% от средней заработной платы.
1.2. Основные подходы к установлению прожиточного минимума и МРОТ
Как известно, медианная величина в статистике всегда представляет собой такое значение, которое разделяет ранжированный (т. е. представляющий собой перечисление значений признака в порядке возрастания) ряд на две равные части: у одной значение исследуемого признака «x» (в данном случае заработной платы) является меньшим или равным медианному значению, а у другой, количественной по составу равной первой – большим или равным медианному значению (у 50 % совокупности x ≤ Me, а у оставшихся 50 % совокупности x ≥ Me). Таким образом, медианная зарплата (доход) в стране – это уровень зарплаты (дохода), который является таким значением, зарплата (доход) половины населения меньше которого или равна ему, а другой половины больше или равна ему.
Рис. 1. Основные подходы к установлению прожиточного минимума и МРОТ
Рис. 2. Система основных статистических показателей, применяемых при изучении заработной платы на рынке труда страны [7, с. 80]
Такое изменение, на наш взгляд, вносит кардинальные изменения в функциональное значение прожиточного минимума, переводя его из разряда чисто социальных, социально-гарантирующих показателей нормативного функционального характера, обеспечивающих возможность достойной жизни людей, в показатели, которые по сути имеют чисто индикативный функциональный механизм определения генезис и расчет, отражающие только фактическую (существующую на данный момент фактически) ситуацию на рынке заработной платы.
На данный момент применение нового подхода приостановлено в соответствии с Федеральным законом «О приостановлении действия отдельных положений статьи 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», и соответствующие значения будут установлены на 2023-2024 годы федеральным законом о федеральном бюджете. Но, в целом, подход к определению с использованием медианного значения никто не отменял и остается в законодательстве
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бабурина, О. Н. Экономическая безопасность: учебник и практикум для вузов / О. Н. Бабурина. – Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 316 с.
2. Белый, Е. М. Введение в специальность: экономическая безопасность: учебное пособие для вузов / Е. М. Белый, И. Б. Романова, Е. В. Рожкова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 148 с.
3. Валько, Д. В. Экономическая безопасность: учебное пособие для вузов / Д. В. Валько. – Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 150 с.
4. Донченко, Л. В. Безопасность пищевой продукции: учебник для вузов / Л. В. Донченко, В. Д. Надыкта. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 452 с.
5. Ким, И. Н. Безопасность продовольственного сырья и продуктов питания. Морепродукты. В 2 ч. Часть 1: учебное пособие для вузов / И. Н. Ким, А. А. Кушнирук, В. В. Кращенко; под общей редакцией И. Н. Кима. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 229 с.
6. Кузнецова, Е. И. Экономическая безопасность: учебник и практикум для вузов / Е. И. Кузнецова. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 338 с.
7. Лихолетов, В. В. Стратегические аспекты экономической безопасности: учебное пособие для вузов / В. В. Лихолетов. – 2-е изд. – Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 201 с.
8. Меркулова, Е. Ю. Общая экономическая безопасность: учебник и практикум для вузов / Е. Ю. Меркулова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 528 с.
9. Милешко, Л. П. Экономика и менеджмент безопасности: учебное пособие для вузов / Л. П. Милешко. – Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 99 с.
10. Северцев, Н. А. Введение в безопасность: учебное пособие для вузов / Н. А. Северцев, А. В. Бецков. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 177 с.
11. Сергеев, А. А. Экономическая безопасность предприятия: учебник и практикум для вузов / А. А. Сергеев. – 3-е изд. – Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 275 с.
12. Уразгалиев, В. Ш. Экономическая безопасность: учебник и практикум для вузов / В. Ш. Уразгалиев. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 725 с.
13. Федотова, Ю. Г. Административно-правовое обеспечение национальной безопасности Российской Федерации: учебник для вузов / Ю. Г. Федотова. – Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 321 с.
14. Экономическая безопасность: учебник для вузов / Л. П. Гончаренко [и др.]; под общей редакцией Л. П. Гончаренко. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 370 с.
15. Правительство Российской Федерации: официальный сайт. – Москва. – URL: http://government.ru (дата обращения: 11.10.2023).