Фрагмент для ознакомления
2
На сегодняшний день деловая репутация является «добрым именем», «лицом» и «визитной карточкой» любого юридического лица. По своей природе деловая репутация относится к нематериальному благу. Ее особенность заключается в том, что она формируется на протяжении всей предпринимательской деятельности юридического лица. В XXI веке скорость, с которой постоянно отображается информация в социальных сетях, невероятна, как и количество пользователей, постоянно использующих эти платформы. Однако мы рассматриваем, что одна из проблем, связанных с использованием сети «Интернет», является злоупотреблением свободой слова в социальных сетях, дискуссионных форумах, страницах, блогах и электронных письмах.
Репутация является важным активом любой компании. Сведения, размещенные в социальных сетях или интернет-форумах, могут оказывать положительное или негативное влияние на общественное мнение о качестве товаров и услуг, предлагаемых компанией.
Проблема гражданско-правовой защиты деловой репутации является одной из актуальных проблем, так как именно в современных условиях бурного развития рыночной экономики и глобальной информатизации остро ощущается столкновение свободы слова, и права на защиту чести, достоинства, репутации. Прежде всего, это связано с активным развитием средств деловой коммуникации, глобальной информационной сети Интернет, так как ненадлежащая реклама товаров, работ и услуг, распространенная рекламодателем в СМИ, является одной из прямых угроз деловой репутации.
Целью исследования является комплексное изучение сущности деловой репутации и актуальных вопросов репутационного вреда. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. изучить понятие деловой репутации;
2. обозначить способы компенсации вреда чести, достоинства и деловой репутации по действующему законодательству Российской Федерации;
3. рассмотреть особенности доказывания репутационного вреда и проблемы правовой защиты чести, достоинства и деловой репутации в Российской Федерации;
4. определить пути совершенствования защиты чести, достоинства и деловой репутации.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие по поводу гражданско-правовой защиты чести, достоинства и деловой репутации граждан.
Предметом исследования выступает нормативно-правовая база, регулирующая защиту чести, достоинства и деловой репутации граждан.
Теоретическую основу исследования составляют положения, содержащиеся в исследованиях российских ученых и юристов – практиков таких, как: Шершеневич Г.Ф., Шретер В.Н., Покровский И.А., Флейшиц Е.А., Сергеева А.П., Власова А.А., Анисимова А.Л., Костюка В.Д., Малеину М.Н., Иваненко Ю.Г., М.Ю.Тихомирова, Астахова П. А., Володарского Ю. И., Данилова Е.П., Румянцева О.Г., Эрделевского А.М. и других.
Методологическую основу исследования составляет комплекс общенаучных методов, таких как сравнительно-правовой, системный, общенаучный, а также методы логического анализа, аналогии, обобщения.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
I. ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ
1.1 Понятие деловой репутации
Понятия честь, достоинство и репутация каждое в отдельности имеет специфику, определяемую характером этого нематериального блага и средствами правовой защиты, установленными в российском законодательстве. Каждому человеку, независимо от пола, расы, происхождения присущи нематериальные блага, в том числе честь, достоинство, деловая репутация гражданина, деловая репутация юридического лица. Российское законодательство не предусматривает отдельного понятия репутация, по умолчанию подразумевая только деловую, как характеристику профессиональных качеств гражданина или юридического лица
Как бы сам человек ни относился к себе и, как бы общество ни оценивало этого человека, он, как личность, имеет ценность в глазах общества и государства. Однако если интересы общества в целом требуют разумного ограничения прав и свобод конкретного человека в рамках закона, допускается ущемление интересов личности. Эти ограничения должны соответствовать международно-правовым стандартам таких ограничений, быть установлены национальным законодательством, должны проводиться в строго определенных критериях, применяться только в случаях, когда все другие методы и средства не способны решить какую – либо социальную задачу.
Деловая репутация гражданина – уровень его профессиональной квалификации, качество осуществляемой деятельности.
Деловая репутация юридического лица – оценка производственной или иной деятельности в соответствии с правовым статусом в предпринимательских, рыночных отношениях.
Понятия честь и достоинство отличаются от понятия деловая репутация. Соответственно изучаемой проблеме можно выделить три отличия понятия деловой репутации от двух предыдущих: это субъективный состав правоотношений. Носителем деловой репутации является субъект – производитель материальных благ (товаров, работ, услуг). Несмотря на то, что деловая репутация – общегражданский термин, прямо не относится только коммерческому праву, но подразумевает абсолютно конкретное понятие. В отличие от деловой репутации носителем чести и достоинства является каждый индивид.
- деловая репутация не личное, а только связанное с лицом благо. Честь и достоинство появляются с появлением (рождением) личности, приобретается любым человеком. Деловая репутация может возникнуть только с течением времени, мнение общества о профессиональных и деловых качествах человека или юридического лица складывается с момента начала осуществления какой – либо деятельности.
- нарушение деловой репутации строится на нематериальных объектах хозяйствующих субъектов в конкретной области и в конкретный момент деятельности.
Носителями деловой репутации, в отличие от носителей чести и достоинства являются:
- индивидуальные предприниматели;
- лицо, работающее по общегражданскому договору, причем неважно на какой основе осуществляется деятельность - это может быть как постоянный труд, так и разовое исполнение работ. Значение в данном случае будет иметь только известность такого работника в среде потребителей;
- лицо, работающее по контракту;
- юридическое лицо .
Оценить деловые качества неработающих пенсионеров, домохозяек, иногда лиц с ограниченными возможностями (в случае, если осуществление какой – либо деятельности невозможно в силу серьезных физических недостатков) не представляется возможным, так как о производимых ими действиях и работах в среде потребителей не представляется возможным.
Необходимо иметь ввиду, что такие понятия, как честь, достоинство и деловая репутация могут иметь положительную или отрицательную оценку. Честь и деловая репутация, как внешние оценки общества отношения к конкретной личности, прямо влияют на категорию достоинства. Что, как следствие, приводит к внутренним переживаниям человека, может повышать степень физических и нравственных страданий.
Право на честь, достоинство и деловую репутацию имеют значение для всех субъектов права и не только при его нарушении, но и независимо от него. Государство обязано обеспечить систему гарантий реализации и защиту этих прав в целях осуществления законности в Российской Федерации, а также предусмотреть ответственность обязанных лиц.
Таким образом, понятие деловой репутации в гражданско-правовом смысле может быть применимо к физическим и юридическим лицам, принимающим участие в деловом обороте, то есть имеет связь прежде всего с предпринимательской деятельностью, но необходимо учитывать и профессиональную, служебную репутацию гражданина или юридического лица. Репутация важна как для отдельных людей, так и для компаний. Сегодня считается, что это настоящий рыночный показатель и самый важный нематериальный актив любого предприятия. Достойное реноме в деловом мире является одним из главных факторов успешного развития.