Фрагмент для ознакомления
2
1. Правопорядок: понятие, характеристика, роль в жизни общества и государства
Понятие правопорядок включает два термина: «право» и «порядок». Право – категория сугубо юридическая. Порядок – категория социальная. В связи с данным обстоятельством обоснованным и правильным полагаем утверждение Денильханова А.Х. Муратшиной Ю.В. , о том, что синтез таких определений как «право» и «порядок») определяет новую категорию «правопорядок». Указанная категория имеет междисциплинарный характер.
Правопорядок соотносится с общественным порядком, под которым в теории права понимается упорядоченно существующая система отношений в обществе. Данные отношения основаны на строгом исполнении нормативных социальных регуляторов:норм права, морали, и иных. В то же самое время общественный порядок следует отличать от правопорядка. Последний – это результат реализации требований только правовых норм. Общественный порядок следует рассматривать как результат действия системы различных норм ( права, морали, религиозных норм и иных). Само по себе понятие общественного порядка шире понятия правопорядка, который является составной частью общественного порядка. Отсюда следует, что любое нарушение правопорядка (правонарушение) – это и нарушение общественного порядка.
Необходимым считаем определить правопорядок не только как установленный режим правовой жизни, но и как основу общественной жизнедеятельности людей. Правопорядок является конечным результатом действия права, что невозможно реализовать без государственной политики и самого государства как структуры реализации правовых социально-экономических и политических институтов.
Следовательно, наличие в государственном устройстве политических и правовых институтов определяет наличие правопорядка для их реализации. В процессе же установления государственного правопорядка особое влияние должно оказываться поддержке социальной политике. Чем выше уровень развития социально-экономического развития общества, что влияет на уровень жизни населения, тем ниже процент угрозы нарушения правопорядка в общественной жизни.
Необходимо отметить, система, определяющая становление самоорганизующегося правопорядка определяется совокупностью условий. К ним относятся экономические, политические, правовые, социальные и идейные условия. Юридические качества и свойства правопорядка зависят от правовых идей, деятельности и институтов, которые использует государственная власть. Одним из особенных свойств государственного правопорядка является ее публичность. Указанный признак раскрывает способ правового регулирования и состояние общественной среды. Публичное право строится на принципе субординации, что определяет также и принцип построения государственного правопорядка.
В содержание правопорядка включены как юридические, так и неюридические элементы, признаки и процессы. Все они напрямую способствуют поддержанию правомерности поведения субъектов. В теории права принято различать материальное и юридическое содержание правопорядка.
Материальное содержание включает систему упорядоченных экономических, политических, нравственно-духовных, правовых отношений, какие возникают в гражданском обществе, с правомерным поведением их участников – физических и юридических лиц.
Юридическое содержание определяется системой субъективных прав, а также юридических обязанностей, являющихся результатом установления законности, урегулированности общественных отношений, законного поведения их участников, что достигается с помощью правовых средств и определяется волей государства.
Правопорядок реализуется следующими принципами:
1. Определенность общественных отношений.
2.Системность.
3. Организованность.
4. Государственная гарантированность.
5.Устойчивость.
6.Единство.
Принцип определенности предполагает наличие условий к реализации правовых норм и предписаний.
Принцип системности основан единой сущностью права, господствующей в обществе форме собственности, системе экономических и политических отношений, которыми обеспечивается государственная власть.
Принцип организованности определяется наличием системы правопорядка, который не возникает стихийно, а организуется упорядоченно в деятельности государства и его органов.
Государственная гарантированность подразумевает обеспечение государством и охрану правопорядка от нарушений.
Устойчивость означает, что при наличии права и обеспечении его институтов в государстве правопорядок достаточно стабилен. Попытки нарушения правопорядка всегда пресекаются государством через систему правоохранительных органов К ним в частности относятся: полиция, прокуратура, суды и др.
Принцип единства подразумевает, что правопорядок определяется единством законности и государственной воли. Правопорядок един на территории РФ.
Следует особо отметить, что в рамках правовой системы, правопорядок имеет собственную определенность и значимость. Следовательно он выступает в качестве правового регулятора общественной жизни. Можно так же утверждать, что там, где установлены государственно - правовые механизмы, право определяется как основа существования государства, создавая основу правопорядка. Правопорядок воплощается в установленных государством нормах права. Нормы государственного права определяют силу юридического закона. Данные нормы направлены на упорядочение общественных отношений. Они обладают определенностью в пространственно-временном измерении, носят публичный характер, выступают условием правомерности и законности.
Юридическими нормами определяются действия властных органов и лиц, обеспечивающих юридическую защиту отношений, с участием власти и уполномоченных ею органов. Именно поэтому они и представляют мощный фактор правового порядка.
Направляющее значение юридических норм определяется особым авторитетом, который принадлежит в обществе власти.
Подведем итоги
Правопорядок обеспечивает стабильность, порядок и справедливость в обществе. Постоянная работа правоохранительных и исполнительных органов власти в части реализации правопорядка на территориях национальных государств позволяет людям работать и жить в безопасной и защищенной среде, где защищены их права и свободы. Правопорядок напрямую способствует развитию экономики и общественной жизни, поскольку он создает условия для законного предпринимательства и инвестиций.
Нарушение правопорядка влечет серьезные последствия. Подвергается угрозе безопасность общества и личности, происходит нарушение прав и свобод индивидов, а также под угрозу ставятся социальная и экономическая стабильность. Вот почему за нарушение правопорядка предусмотрены меры административной и уголовной ответственности.
Таким образом, защита правопорядка является общей задачей государства и граждан. Государство должно создавать и поддерживать эффективные институты правопорядка, а также обеспечивать доступность и справедливость правосудия. Граждане, в свою очередь, должны уважать права и свободы других людей, соблюдать законы и предписания, активно участвовать в поддержании порядка и соблюдении правопорядка.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Конституция Российской Федерации [Текст]: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. – М.: Юрист, 2005. 31 с.
2. Актуальные проблемы правопорядка. Сборник научных статей. Вып. 7 / Под ред.: Бобылев А.И., Духно Н.А. М., 2004.27с.
3. Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. М.,2001.742с.
4. Алексеев С. С. Частное право. – М.: «Статут», 1999. 158c.
Асланян Н.П.Григорьева М.А. О категории «гражданский правопорядок»//Теория и практика общественного развития.2016 №12 с.110-113
5.Баранов П.П. Проблемы теории правосознания и правового воспитания. Избранное. Ч. 2: Т. 2. Ростов-на-Дону, 2005.460 с.
6. Бержель Ж. Общая теория права. М., 2000.35 с.
7. Блинов В.М. Законность и правопорядок в советском обществе. М., 1971. Законность и правопорядок в советском обществе . М.: Правда, 1971. 96 с.
8. Бондарев И.М. Система международных судебных учреждений. М., 2002.328с.
9. Васильев A.M. Правовые категории. М.: Юрид. лит., 1976. 264 с.
10.Витрук Н.В. Законность: понятие, защита и обеспечение. Конституционная законность и конституционное правосудие.// Общая теория государства и права. ВВ 2 т./ Под ред. М.Н. Марченко. – Москва,- 1998г. С-23-36.
11. Герасимова Н.П., Юнусов А.А. Правоприменительная деятельность органов внутренних дел по обеспечению прав человека и гражданина. Челябинск : Челябинский юрид. ин-т МВД России, 2003 (УОП ин-та), 2003. 167 с.
12.Голованов В. Г. Суд Союзного государства: правовые проблемы становления и развития: Монография. - Мн.: "Светоч", 2001. 127 с.
13. Государство: многомерность восприятия (к 80-летию профессора Л.С. Мамута). М., 2009.198 с.
14.Григорьева А.Н. Гражданский правопорядок как форма организации гражданского быта // Современное право.2010 №3. – С.33-36.
15.Денильханов А.Х. Муратшина Ю.В. Правопорядок и институты правопорядка в современном социуме: социально философский анализ//Ценности и смыслы.2021. №5.С.43-63
16.Евинтов В. И. Международное сообщество и правопорядок: (Анализ современ. концепций) / АН УССР. Ин-т государства и права. - Киев: Наук. думка, 1990. - 127 с.
17. Еллинек Г. Общее учение о государстве. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2004 (Акад. тип. Наука РАН). 2004. 750 с.
18. Ильин И.А. О сущности правосознания. М.: ТОО "Рарог", 1993. 234 с.
19. Капитонов С.А. Право обеспечительная функция милиции. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2004. 336 с.
20. Кудрявцев В.Н. Законность: содержание и современное состояние// законность в РФ. М. 1998г.356 с.
21. Международное право в документах: Учебное пособие. М.: Юрид. лит., 1982.897 с.
22.Международное право в современном мире / Под ред. Ю.М. Колосова. М., 1991.187с.
23.Международное право и международная безопасность: военная и политическая области. Диалог советских и американских экспертов. М., 1991.257с.
24. Международное публичное право: Учеб. / Под ред. Бекяшева К. А. 2-е изд., перераб. и доп. - Мн.: Проспект, 1999. - 635 с.
25. Международное право: Учебник / Отв. ред. Ю.М. Колосов, В.И. Кузнецов. М., 1994. - 608 с.
26. Международное право в документах: Учеб. пособие для студентов высш. юрид. учеб. заведений / Сост. сб. Блатова Н. Т., Мелков Г.М. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: МЦУПЛ, 2000. - 822 с.
27.Назаров П.С. Некоторые общетеоретические вопросы правопорядка // Вопросы теории государства и права № 4 (13), Саратов: ГОУ ВПО СГАП, 2003г.
28. Назаров П.С. Пути и требования упрочения и совершенствования правопорядка в современной России // Вестник СГАП № 2, Саратов: ГОУ ВПО СГАП, 2004г..С
29. Назаров П.С. Правопорядок в современной России // Вестник СГАП № 1, Саратов: ГОУ ВПО СГАП, 2005г.
30. Соловьева А.Д. Международный правопорядок: понятие и сущность (теоретико-правовой аспект)//Вестник Московского университета МВД. 2016. №8 С.20-23.
31. Правопорядок в современном российском обществе: концептуальные обоснования и инновации / В. М. Артемов; Акад. упр. МВД России. – М., 1998. 143 с.
32. Чистое учение о праве: введение в проблематику науки о праве // Ганс Кельзен: чистое учение о праве, справедливость и естественное право. СПб., 2015. с. 400.
33.Юнусов А.А. Правопорядок, общественный порядок и права человека/Вестник ЮУрГУ.2007.№4.С.37-40.