Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования связана с текущими трудностями в Российской экономике, связанными с невозможностью использования части резервных фондов и накоплений, находящихся в зарубежных банках в виде финансовых активов. Данные средства в 2022 году были заморожены в результате введение санкций против Российского бизнеса и финансового сектора. Общий уровень замороженных активов составляет более 300 млрд. долл. США [15]. Российское правительство систематически накапливало в виде финансовых активов и эффективно использовало средства, полученные от реализации нефти и газа в течение последних 18 лет, однако в последнее время их использование стало затруднительным, а вывод невозможным. Современная государственная внешняя политика России стремится к изоляционизму, поэтому можно сделать вывод о том, что замороженные средства уже не будут возвращены, а руководству страны придется искать иные способы формирования и управления своими суверенными резервами, которые будут сформированы в дальнейшем. На данный момент такая политика сосредоточена на использовании собственных банков, а также банков Китая, Индии и стран ЕАЭС, которые дружественны по отношению к России и не прибегнут к подобным мерам воздействия на финансовый сектор российской экономики. Тем не менее конвертация в доллары США становится все более затруднительной, поэтому формирование суверенных резервов может быть осуществлено посредствам другой валюты или финансовых инструментов, таких как ГКО, акции, облигации и прочие ценные бумаги, а также венчурные инвестиции и крипто-инвестиции.
Объект исследования – суверенные фонды. Предмет исследования – методы формирования и управления суверенными фондами.
Целью работы является адаптация и практическое применение зарубежного опыта формирования и использования суверенных резервных фондов в Российской экономике на основе сравнительного анализа отечественного и зарубежного подхода.
Для реализации поставленной цели необходимо последовательно решить следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ выбранной научной области
2. Выполнить сравнительный анализ отечественного и зарубежного опыта формирования и управления резервными фондами.
3. Отразить основную проблематику выбранной области
4. Предложить рекомендации к совершенствованию формирования и управления резервными фондами
При подготовке исследования автором были использованы следующие методы: библиографический метод, анализ, синтез.
1. Теоретические положения формирования и управления суверенными резервными фондами
Суверенный стабилизационный фонд выступает государственным инвестиционным фондом, который применяется для стабилизации государственного бюджета в периоды сокращения государственных поступлений и/или для удовлетворения государственных потребностей в долгосрочной перспективе; государственные расходы, как правило, не могут быть быстро сокращены после снижения поступлений [1].
В результате в периоды неблагоприятной рыночной конъюнктуры это может привести к большому дефициту госбюджета, невыполнению обещанных социальных обязательств и дефолту по государственным долгам. Такие последствия гораздо разрушительное для экономики, чем колебания объема самого госбюджета [4]. Классификация суверенных фондов Е.А. Костина представлена в таблице 1.
Таблица 1 - Классификация суверенных фондов [6]
Критерии классификации Виды суверенных фондов
Цель создания стабилизационные фонды, направленные на краткосрочную и среднесрочную стабилизацию колебаний поступлений и расходов государственного бюджета, дополнительное финансирование государственных расходов; средства будущих поколений сосредоточены на снижении финансовой нагрузки на будущие поколения в течение более длительного периода, измеряемого десятилетиями
Источники формирования
доходы от экспорта сырья (нефти, газа, меди, алмазов, фосфатов и т.д.); профицит государственного бюджета, обеспечиваемый положительным торговым балансом за счет экспорта несырьевых товаров;
неиспользованные остатки бюджетных средств на конец финансового года,
поступления от приватизации,
иностранные фонды финансовой помощи
Механизм наполнения
, взносы в которые привязаны к ценам на сырье,
По организационно-правовой
форме фонды, взносы в которые не зависят от уровня цен на сырье
Степень интеграции в национальную бюджетную систему , фонды, существующие в форме независимых юридических лиц,
Суверенные фонды создаются в тех государствах, бюджет которых напрямую зависит от рыночных факторов, таких как мировые цены на сырье (нефть, газ) и другие промышленные товары. В условиях сырьевой экономики РФ, существует необходимость создания суверенных фондов, которые, хотя и являются своеобразной «подушкой безопасности», не допускать зависимости бюджета страны от колебаний мировых цен на сырье, снизить зависимость государственных расходов и инвестиций от нестабильных цен на сырье и обеспечить стабильное экономическое развитие страны [2].
Основными формами организации работы суверенного фонда являются модель контроля и управления и модель инвестиционной компании, которые представлены на рис. 1.
Рисунок 1 - Модели контроля и управления суверенными фондами [12]
В модели контроля и управления владелец пула финансовых ресурсов и прочих активов, создающего суверенный фонд (например, правительство или министерство финансов), предоставляет инвестиционный мандат управляющему активами.
В рамках этой модели существует три основных варианта [12].:
- управление активами осуществляется Центральным банком в соответствии с инвестиционным мандатом Министерства финансов;
- правительство создает отдельную организацию, призванную управлять ресурсами фонда;
- Министерство финансов непосредственно уполномочивает одного или нескольких внешних (частных) инвестиционных управляющих распоряжаться ресурсами фонда. В модели инвесткомпании правительство как собственник финансовых ресурсов и прочих активов учреждает инвесткомпанию, владеющую активами фонда.
Этот подход обычно применяется в случае прямых инвестиций фондов; когда помимо цели достижения рентабельности ставятся любые дополнительные цели, например, участие в проектах, дающих социально-экономический эффект. Важным фактором, который следует учитывать при выборе модели контроля и управления, выступает стоимость. Создание фонда в качестве отдельного юридического лица выступает более сложным и дорогостоящим делом; в то время как создание отдельного подразделения в рамках ЦБ позволяет использовать
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова М. А. Деньги, кредит, банки и денежно-кредитная система. Тесты, задания, кейсы. Учебное пособие. — М.: КноРус, 2021.
2. Абрамова М. А. Деньги, кредит, банки. Денежный и кредитный рынки. — М.: Юрайт, 2020. — 437 c.
3. Александрова, Д. Г. Суверенные фонды. Опыт России / Д. Г. Александрова, И. И. Фирулина // Проблемы развития предприятий: теория и практика. – 2020. – № 1-2. – С. 108-111.
4. Галина, Л. Л. Фонд национального благосостояния: понятие, сравнение с суверенными фондами других стран и перспективы развития / Л. Л. Галина // Право и правосудие в современном мире: актуальные проблемы теории, истории, государственного управления и правоохранительной деятельности: Сборник научных статей по результатам работы IX студенческой ежегодной научной конференции с международным участием, Санкт-Петербург - 2021. – С. 304-309.
5. Иванов, Д. С. Особенности развития бюджетных резервов, обеспечивающих долгосрочную устойчивость федерального бюджета / Д. С. Иванов // Экономика, политика, право: актуальные вопросы, тенденции и перспективы развития: Сборник статей II Международной научно-практической конференции, – Пенза - 2019. – С. 15-18.
6. Костина, Е. А. Суверенные фонды в национальной экономике: состояние и перспективы развития / Е. А. Костина, М. Г. Абилова // Инновации, кластеризация, информационная трансформация и экономическое развитие: региональный аспект: Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции, Магнитогорск, 29 марта 2018 года /– Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2018. – С. 124-131.
7. Пашихина, Е. В. Совершенствование управления средствами фонда национального благосостояния России на основе зарубежного опыта / Е. В. Пашихина // В МИРЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ науки: сборник статей Международного научно-исследовательского конкурса, Пенза, 10 мая 2021 года. – Пенза:, 2021. – С. 91-95.
8. Саидова Д.Х., Терехова Т.Б. Суверенные фонды, особенности их формирования и использования // Образование и право. 2020. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suverennye-fondy-osobennosti-ih-formirovaniya-i-ispolzovaniya (дата обращения: 11.11.2023).
9. Селищев А. С. Деньги. Кредит. Банки / А. С. Селищев. — СПб.: Питер, 2017. — 245 с.
10. Сергеева А. П. Деньги, кредит, банки (для бакалавров) / А.П. Сергеева. — М.: КноРус, 2019. — 448 c.
11. Сысоева Е. Ф. Финансы, деньги, кредит, банки. Учебное пособие. — М.: КноРус, 2021.
12. Цвирко, С. Э. Моделирование управления суверенными фондами / С. Э. Цвирко // Известия Волгоградского государственного технического университета. – 2019. – № 1(180). – С. 147-155.
13. Чернецов С.А. Деньги, кредит, банки: Учебное пособие / С.А. Чернецов.. — М.: Магистр, 2018. — 494 c.
14. Янкина И.А. Деньги, кредит, банки. Практикум: Учебник / И.А. Янкина. — М.: КноРус, 2018. — 190 c.
15. Forbes. Russia. [Электронный ресурс] – URL: https://www.forbes.ru/finansy/482079-analitiki-nato-ocenili-summu-arestovannyh-za-rubezom-valutnyh-rezervov-banka-rossii (Дата обращения