Фрагмент для ознакомления
2
1. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ
Процесс теоретического осмысления понятия «художественный образ» был основан античной эстетикой, ассоциируясь с именами Платона и Аристотеля. Платон дал первое определение художественного образа в сочетании с понятиями мимесиса, катарсиса и «калокагатии». Для него образы в искусстве - копии реальных объектов и косвенно вечных идей, весьма удаленных от истины. Поэтому эти образы не только лишены познавательной ценности, но и препятствуют познанию истинно сущего мира. Оба философа, рассматривая искусство как воплощение реальной жизни (мимесис), определяют его познавательную, эстетическую и воспитательную функции. Искусство возвышает человека над реальной действительностью, очищая (катарсис) от ложных страстей [21].
В книге «Художественный образ и его историческая жизнь» болгарский эстетик К. Горанов отмечает наличие органической связи между «катарсисом» и сложным, многогранным содержанием понятия «калокагатия» (от греческих слов «calos» (прекрасный) и «agathos» - хороший). Он приводит основную задачу искусства - воспитание общества в ориентации на определенный общественный идеал - целостное, всестороннее развитие личности и общества на основе доминантного этико-эстетического единства истины, добра и красоты.
Миметический характер искусства, а также то, что Аристотель назвал «узнаванием», способствуют раскрытию познавательного, а катарсис и калокагатия – индивидуально-психологичного и социально-эстетического аспектов художественного отношения человека к действительности. Неразрывное единство указанных аспектов подчеркивается выдающимися представителями мировой эстетической мысли. В частности, Г. Лессинг, Д. Дидро и Гете развили на этой основе одно из важнейших в современной эстетике понятие художественной правды [25].
Новая европейская классическая эстетика отразилась интерпретацией художественного образа как закономерного результата духовно-познавательной деятельности творческого субъекта. Ведь в художественном образе реализуется прежде всего продуктивный, отчетливо творческий момент: чувство, мысль, идеал, фантазия - вот в чем главным образом утверждает себя единичная субъективность художника или сборная субъективность человечества [25]. В условиях существующей дифференциации многочисленных видов социокультурной деятельности справедливо констатировать синтетичность художественного образа, слияния и согласованность в нем полярных начал. В соответствии с концепцией Канта, художественный образ («эстетическая идея») основывается на единстве чувств и разума: «дух в эстетическом смысле есть ничто иное, как способность изображения эстетических идей; под эстетической идеей я понимаю тот смысл воображения, что дает повод много думать, хотя ни одна определенная мысль, ни одно понятие не могут быть полностью адекватными ему... Собственно, только в поэзии эта способность эстетических идей может реализоваться в полном объеме» [26].
По мнению И. Канта, эстетическая идея является достаточно широким понятием, обладая многозначностью, а вся сфера эстетического выступает сбалансированным моментом ума и чувства. Философ закономерно озаботился вопросом преодоления рационалистической узости в трактовке художественного образа. Таким образом, можно выделить ряд существенных особенностей, присущих классическим концепциям интерпретации художественного образа: синтетизм и целостность подхода; акцентирование основных функций художественного образа (познавательной, оценочной, воспитательной, эстетической и т.д.); определение в художественном процессе взаимодействующих факторов: действительности как источника; одаренной личности художника как активного творческого начала; художественного произведения как художественной ценности; интерпретации художественной ценности, ее социального и индивидуального восприятия, а также критического осмысления как итога и задачи процесса творчества.
Анализируя дальнейшее развитие теории художественного образа в начале XX в., обратимся к некоторым ее направлениям в западной и отечественной науке. Существенное влияние на развитие теории художественного образа в западной эстетике оказали труды Ж. П. Сартра, Н. Гартмана и др. Искусство в них - не образ действительности, но именно особая реальность, которая находится в состоянии конфликта с «физическим порядком» природы и общества. Причем произведение искусства рассматривается как определенная данность, которая содержит всю сущность бытия, целостность человеческого существования, позволяет проникнуть в сущность жизни и в свою собственную сущность одновременно. Указанная концепция, по мнению К. Горанова, стала теоретической основой искусства модернизма [25].
Семиотическое направление в современной теории искусства интерпретирует художественный образ как особый знак, сигнал, носитель социально необходимой информации. Он лишь опосредует отношение подобия между идеальным образом в сознании воспринимающего и некоторых существенных аспектов жизни, сам оставаясь условной, только чувственно влияющей конструкцией. Искусство как социокультурная реальность выполняет уникальную художественную функцию: делает видимым невидимое, слышимым неслышное, способствует выявлению не выявленного и раньше не пережитого в человеческой жизни. Центральным понятием в концептуализации эстетической культуры личности издавна выступает феномен художественного образа и совокупной ему способности к продуктивному воображению.
С эстетической природой художественного образа органично связана его воспитательная функция. Он является главным средством идейно-эстетического воздействия искусства на ум, чувства и волю людей, целенаправленно пробуждая в них идейно-эмоциональное отношение к отображаемым фактам и явлениям и побуждая к сознательному преобразования действительности.
2. ВЫРАЖЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА В ПРИЧЕСКЕ
Творческий процесс создания стрижек и причесок подобен творчеству в любой другой деятельности человека. Прическа принимает непосредственное участие в создании художественного образа человека. При моделировании прически, прежде всего, необходимо учитывать ее эстетическое назначение и функциональность. В зависимости от этого процесс создания прически будет иметь некоторые особенности, поскольку назначение и условия использования прически во многом определяют ее форму.
Необходимо отметить, что парикмахер в процессе индивидуального моделирования работает с каждым человеком лично, поэтому, прежде чем начинать создавать определенную прическу, парикмахер раскрывает художественный образ конкретного человека объекта моделирования прически.
Прическа, наряду с костюмом, в современной визуальной культуре одна из самых ярких составляющих внешнего облика человека. В современных прическах можно проследить устойчивое проникновение
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Aксeнoвa М., Дукeльскaя E., Eвсeeвa Т. Сoврeмeннaя энциклoпeдия «Мoдa и стиль». Мoсквa: Aвaнтa, 2002. 482 с.
2. Бeляeвa A.A. Эстeтикa: Слoвaрь/Пoд oбщ. рeд. A. A. Бeляeвa и др. — М.: Пoлитиздaт, 1989.— 447 с.
3. Бeрдичeвский E. Г. Симвoликa линий, фoрм и фигур в дeкoрaтивнo-приклaднoм и ювeлирнoм искусствaх / E.Г.Бeрдичeвский // Дизaйн. Тeoрия и прaктикa – 2011. – №8. – С. 71-78.
4. Бaрaбaнoв A.A. Сeмиoтикa прoстрaнствa: Сбoрник нaучных трудoв Мeждунaрoднoй aссoциaции сeмиoтики прoстрaнствa / Пoд oбщ. рeд. A. A. Бaрaбaнoвa — Eкaтeринбург: Aрхитeктoн, 1999 – С. 312-323
5. Гoттeнрoт Ф. Иллюстрирoвaннaя истoрия стиля и мoды с дрeвнeйших врeмён. М.: Эксмo, 2009. 256 с.
6. Рудигeр Дaлькe. Тeлo –зeркaлo души/ РудигeрДaлькe. – М.: Питeр, 2009.— 42 с.
7. Иoвлeвa В.И. Кoмпoзиция aрхитeктурнoй срeды. Глaвa 5 // Aрхитeктурнo-кoмпoзициoннoe фoрмooбрaзoвaниe: учeб. пoсoбиe / пoд рeд. В.И.Иoвлeвa. – Eкaтeринбург: Aрхитeктoн, 2000. – Гл.5. С. 191-248.
8. Рaдугин A.A. Культурoлoгия: Учeбнoe пoсoбиe / Сoстaвитeль и oтвeтств. рeдaктoр A.A. Рaдугин. — М.: Цeнтр, 2001. — 304 с.
9. Кaндинский, В.: O духoвнoм в искусствe. В: Психoлoгия цвeтa. Сб. Пeр. с aнгл.-М.: “Рeфл-бук”, К.: “Вaклeр” 1996. — 282 с.
10. Кoрнeeв В.Д. Мoдeлирoвaниe причeски : учeб. пoсoб/ В.Д. Кoрнeeв – М.: Лeгпрoмиздaт, 1989.— 196 с.: ил.
11. Oбухoв Я.Л. Oбрaз-рисунoк-симвoл / Я.Л. Oбухoв // Журнaл прaктичeскoгo психoлoгa. – 1996, № 4 – С. 44-54
12. Сырoмятникoвa И.С. Истoрия причёски. – 4-e изд-e, дoп. и пeрeрaб. М.: РИПOЛ клaссик, 2008. 304 с.
13. Свeтличнaя Т.Ю. Срaвнитeльныe лингвoкультурныe хaрaктeристики цвeтooбoзнaчeния и цвeтoвoсприятия в aнглийскoм и русских языкaх : aвтoрeф. дис. кaнд. филoлoг. нaук: 10.02.20 / Т.Ю. Свeтличнaя. – Пятигoрск, 2003. – 17 с.
14. Трeсиддeр Дж. Слoвaрь симвoлoв / Джeк Трeссидeр. – М.: ФAИР-ПРEСС, 1999. – 448 с.
15. Цeсeвичeнe O.A. «Свoe – чужoe» в русскoй мoдe XVII – XX вeкoв: филoсoфскo-культoрoлoгичeский aнaлиз: aвтoрeф. дис. кaнд. филoсoф. нaук: 24.00.01 / O. A. Цeсeвичeнe. – Oмск, 2011. – 23 с.
16. Фрэзeр Д. Д. Зoлoтaя вeтвь/ Д.Д. Фрeзeр – М.: Издaтeльствo пoлитичeскoй литeрaтуры, 2012.— 854 с.
17. Эрeнгрoсс Б.A., Бoтвинник E.A., Кoмaрoв В.П. и др.; Пoд рeд. Эрeнгрoсс Б.A. Мирoвaя худoжeствeннaя культурa. В 2 т. Т. 1. Учeб. пoсoбиe. 2-e изд., пeрeрaб. и дoп. М.: Высш. шк., 2005. 447с.
18. Энциклoпeдия симвoлoв, знaкoв, эмблeм.-М.: ЭКСМO-СПб.: Мидгaрд, 2005.-306 с.
19. Дeцюк A.Р. Трaнсфoрмaция oбрaзa Рoдины – кaк нeoтъeмлeмoгo элeмeнтa нaциoнaльнoй идeи Рoссии // Пeдaгoгикa и прoсвeщeниe. 2013. 3. C. 253 257. DOI: 10.7256/2306-434X.2013.3.10511.
20. A.М. Кoвaльчук Симвoл и симвoлизaция: стaтичнoсть явлeния, динaмичнoсть прoцeссa // Филoсoфия и культурa. 2013. 9. C. 1281 1287. DOI: 10.7256/1999-2793.2013.9.9284
21. Аристотель. Сочинения в четырѐх томах / Аристотель. Т.1. Ред. В. Ф. Асмус. –М. : «Мысль», 1976. – 550 с.
22. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин / Сост. С.Г. Бочаров. – М.: Искусство, 1979. – 424 с.
23. Боровик О. В. Развитие воображения: Метод. реком. / О. В. Боровик. – М.: ООО «ЦГЛ «Рон»», 2000. – 112 с.
24. Гегель Г. В. Ф. Лекции по эстетике. В 2-х тт. / Г. В. Ф. Гегель. – М. : Наука, 2007. – 622 с.
25. Горанов К. Художественный образ и его историческая жизнь / К. Горанов. – М. : Искусство, 1970. – 520 с.
26. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Позд- ний эллинизм / А. Ф. Лосев // История античной эсте- тики. – Т. VI. – М.: Искусство, 1980. – 737 с.