Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Конституция РФ устанавливает, что Россия является правовым государством. Эти конституционные положения определяют содержание деятельности всех ветвей и уровней власти как обеспечение и защиту прав и свобод человека и гражданина.
Положения Конституции РФ о правах человека определяются аксиоматическими предпочтениями людей и являются важным достижением государства.
Обеспечение и защита прав человека, прав и свобод граждан осуществляется как государственными, так и негосударственными организациями, в том числе органами государственной власти и местного самоуправления, другими государственными и негосударственными организациями.
Правозащитная деятельность, как правило, осуществляется негосударственными организациями и их представителями, однако институциональная поддержка правозащитной деятельности может опираться на широкий круг государственных учреждений, обладающих соответствующими полномочиями в данной предметной области и необходимым правозащитным вооружением.
В современных условиях качественная правозащитная деятельность требует плодотворного сотрудничества между представителями органов власти, других государственных и негосударственных организаций.
Объектом исследования выступает правовые отношение в области исследования особенностей формирования детских правозащитных организаций.
Предметом исследования являются правовые нормы, характеризующие особенности формирования детских правозащитных организаций.
Целью исследования является анализ особенностей формирования детских правозащитных организаций.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1.дать понятие правозащитной деятельности и детских правозащитных организаций;
2.рассмотреть гражданско-правовые особенности взаимодействия детских общественных правозащитных организаций с государством;
3.исследовать гражданско-правовые особенности развития правозащитной деятельности в отношении детей;
4.проанализировать проблемы формирования детских неправительственных правозащитных организаций.
Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также следующие общие, специальные и частные методы исследования: формально-юридический, системный, комплексный, нормативный.
Нормативную и эмпирическую базу исследования составили: Конституция РФ; федеральное законодательство и иные материалы юридической практики.
Теоретическая основа исследования. Теоретической основой исследования являются труды российских ученых, такие как: Авдонина Ю.Н., Бойко Н.Н., Болтовская Т.В., Ветчинников Д.В., Дергунова В.А., Зыков С.В., Коновалов В.А., Костина С.Н., Майстренко Г.А., Нарутто С.В. и другие авторы.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в ней теоретические положения могут быть использованы в целях дальнейшего изучения и решения актуальных проблем формирования детских правозащитных организаций.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав основного текста, заключения, списка литературы.
Глава 1.Детские правозащитные организации как правовой институт в процессе политики формирования гражданского общества в РФ
1.1.Понятие правозащитной деятельности и детских правозащитных организаций
В современной отечественной юридической литературе нет единого подхода к определению понятия "правозащитная деятельность".
Деятельность по защите прав - это систематическая деятельность государственных органов, взаимодействующих с институтами гражданского общества, направленная на создание режима защиты прав личности". Суть этой деятельности заключается в благоприятном изменении ситуации в области защиты прав человека, ориентации на личность, общество и государство, восстановлении нарушенных прав".
Это связано с тем, что, осуществляя нормативно-правовое регулирование общественных отношений и обеспечивая исполнение норм действующего права, укрепляющих законность и правопорядок, государство делает реальными нормы права об охране и защите прав личности.
Обращаясь к другому определению категории "правозащитная деятельность", Чуксина В.В. определяет рассматриваемое явление в двух смыслах: В общем смысле - это законодательная и правоприменительная практика государства в области прав человека, отражающая историко-культурные традиции и уровень социально-экономического развития, характерные для конкретной страны. Это отражение исторических и культурных традиций и уровня социально-экономического развития самого государства.
В более узком смысле - различные организационные структуры (например, суды, правоохранительные и надзорные органы, органы по рассмотрению заявлений и обращений граждан), специализированные органы, спецификой деятельности которых является защита прав личности (комиссии по правам человека, уполномоченные по правам человека), а также механизмы, процедуры, способы и порядок рассмотрения окончательных процессуальных решений по жалобам и обращениям.
Данное определение представляется полным и широким, поскольку уточняет характер и содержание правозащитной деятельности.
Исходя из приведенного определения категории "правозащитная деятельность" и анализа других подходов, дадим самостоятельное определение рассматриваемому явлению. Иными словами, правозащитная деятельность - это систематическая и широкомасштабная деятельность общественных и не общественных организационных структур и институтов, направленная на защиту и обеспечение прав и свобод человека и гражданина, а также восстановление прав лиц, чьи права были нарушены.
Суть и значение данной категории заключается, прежде всего, в том, что правозащитная деятельность осуществляется в соответствии с действующим национальным законодательством и с соблюдением всех государственных норм, направленных на соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина. В случае нарушения таких норм любым субъектом правоотношений и наступления неблагоприятных правовых последствий, речь идет о механизмах правовой защиты со стороны государства для восстановления нарушенных прав, пресечения и предупреждения подобных проявлений в будущем.
Следует отметить, что в данной работе будут рассмотрены лишь некоторые публичные правозащитные механизмы, действующие в Российской Федерации.
Количество обращений в адрес уполномоченного по правам ребёнка в России Марии Львовой-Беловой в 2023 году выросло на 2% по сравнению предыдущим периодом, следует из ежегодного доклада.
«В 2023 году в адрес федерального уполномоченного поступило на 2% больше обращений, чем в прошлом. В 2023 году количество обращений составило 9 475, тогда как в 2022 году их было 9 291. Обращения направлялись из всех субъектов Российской Федерации. Наибольшее количество обращений 16,5% направлено из Москвы. Из Московской области в 2023 году поступило 10,4% обращений», — следует из доклада детского федерального омбудсмена.
В докладе отмечается, что в 2023 году на 7,9% выросло количество обращений, направленных в адрес федерального уполномоченного, которые затрагивают реализацию права на получение содержания от своих родителей и других членов семьи. В 2023 году количество жалоб на неуплату алиментов составило 464. Кроме того, на 9,8% выросло количество обращений в защиту от насилия, в 2021 году их число составило - 965. Также детскому федеральному омбудсмену было направлено 1 008 обращений, где затрагивалась тема охраны здоровья и реабилитации, рост обращений по сравнению с прошлым годом рост составил 16,4%. Количество обращений, касающихся вопросов образования в 2021 году составило 1 324, их число выросло на 18,7%.
Кроме того, 5,6% обращений поступило из Краснодарского края и 3,1% обращений направлено из Санкт-Петербурга.
По информации региональных уполномоченных, количество обращений, направленных в их адрес в отчётный период, возросло на 4,1%, в 2023 году региональным омбудсменам поступило 77 002 обращения. Таким образом, институтом уполномоченных по правам ребёнка рассмотрено 86 477 обращений.
Как сообщается в докладе, в 2023 году федеральным уполномоченным по подведомственности в органы власти для рассмотрения вопросов по существу направлено 2 686 обращений, даны разъяснения и юридическая консультация по 3 082 обращениям. Из 3 288 обращений 25,2% разрешено положительно.
Больше всего обращений 63,4% детский федеральный омбудсмен получила по электронной почте, посредством Почты России направлено 29,8% обращений. Кроме того, 4,4% обращений поступило через социальные сети, а на личный приём к уполномоченному пришли 2% граждан.
Особое место в системе и структуре защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации занимает деятельность Президента Российской Федерации.
По мнению О.В. Виноградова, "реализация полномочий Президента Российской Федерации в рассматриваемых областях осуществляется во многих сферах деятельности и во взаимоотношениях с различными государственными и общественными институтами". По сути, указанные положения играют важную роль, поскольку определяют одно из направлений деятельности Президента Российской Федерации в сфере реализации, защиты, обеспечения и восстановления нарушенных прав и свобод человека и гражданина в нашей стране.
По мнению Е.А. Крючковой, "такая деятельность Президента Российской Федерации заключается в содействии беспрепятственной реализации Конституции Российской Федерации ее субъектами (соблюдение, исполнение, использование и применение) и защите гарантий прав и свобод граждан при наличии угрозы". Это связано с тем, что глава государства, выступая гарантом Конституции Российской Федерации, не только осуществляет свои личные и самостоятельные полномочия в сфере защиты прав и свобод личности, но и целостно и комплексно взаимодействует с другими органами государственной власти, в полномочия которых также входит правозащитная деятельность.
Как отмечает М.А. Краснов, "любой орган государственной власти обязан в пределах своих полномочий надлежащим образом выполнять свои функции, направленные не только на защиту прав и свобод личности, но и на реализацию основного закона государства - Конституции. Тем не менее, каждый такой орган государственной власти реализует лишь часть актов основного закона государства. Глава государства несет ответственность только за обеспечение защиты общей стабильности и целостности государства, и только когда эти условия эффективно реализуются, государственные органы и государственные служащие могут выполнять свои должностные обязанности в нормальном конституционном стиле".
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 24.07.2023) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, № 32, ст. 3301
3. Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 24.07.2023) // Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, № 5, ст. 410
4. Федеральный закон от 19.05.1995 №81-ФЗ (ред. от 21.11.2022) "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" // СЗ РФ. – 1995. - № 21. - Ст.1929
5. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 04.08.2023) "О защите прав потребителей" // Собрание законодательства РФ, 15.01.1996, № 3, ст. 140,
Литература
6. Авдонина Ю.Н. Правовая политика в сфере защиты прав несовершеннолетних: опыт Российской Федерации и зарубежных правопорядков // Арбитражный и гражданский процесс. 2023. N 4. С. 17 - 21.
7. Бойко, Н. Н. Правозащитные организации и их роль в защите прав человека в современной России / Н. Н. Бойко, Л. С. Стуколова // Вестник университета (Российско-Таджикский (Славянский) университет). – 2018. – № 1(61). – С. 34-41.
8. Болтовская, Т. В. Защита прав и интересов детей органами опеки и попечительства / Т. В. Болтовская // Актуальные исследования. – 2021. – № 51(78). – С. 73-75.
9. Ветчинников, Д. В. Правозащитные организации в условиях цифровой экономики / Д. В. Ветчинников // Теория права и межгосударственных отношений. – 2020. – № 2(12). – С. 46-57.
10. Дергунова, В. А. Соотношение прав родителей и детей и их защита при исполнении решений судов о воспитании детей / В. А. Дергунова // Семейное и жилищное право. – 2020. – № 3. – С. 8-10.
11. Зыков С.В. О государственной правовой семейной политике в Российской Федерации / С.В. Зыков // Семейное и жилищное право. 2020. № 1. С. 13 - 17.
12. Жилина, Е. А. Защита прав детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, находящихся в воспитательных учреждениях / Е. А. Жилина // Студенческий форум. – 2019. – № 36-2(87). – С. 28-30.
13. Каирова, А. И. Неправительственные правозащитные организации: понятие, функции и правовое регулирование / А. И. Каирова, Э. Ф. Ханышова // Вопросы устойчивого развития общества. – 2020. – № 7. – С. 317-321.
14. Касаткина А.Ю. Семья в Российской Федерации: проблемы теории и практики / А.Ю. Касаткина // Семейное и жилищное право. 2021. № 5. С. 7 - 9.
15. Коновалов, В. А. Неправительственные правозащитные организации в становлении и развитии гражданского общества Российской Федерации / В. А. Коновалов // Труды Оренбургского института (филиала) Московской государственной юридической академии. – 2019. – № 39. – С. 26-29.
16. Коновалова, А. П. Социально-педагогическая защита детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дополнительного образования / А. П. Коновалова, Ю. Н. Швалева // Источник. – 2018. – № 1. – С. 32-34.
17. Костина С.Н. Модели многодетности в современном российском обществе (результаты нарративного интервью) / С.Н. Костина, Е.В. Зайцева // Социологические исследования. 2021. № 3. С. 92 - 102.
18. Крашенинников П.В. Поддержка института семьи: конституционные поправки / П.В. Крашенинников, Е.В. Бадулина // Семейное и жилищное право. 2020. № 4. С. 19 - 24.
19. Майстренко, Г. А. Социальная защита прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без родителей / Г. А. Майстренко, А. Г. Майстренко // Образование и право. – 2022. – № 2. – С. 153-158.
20. Михайлов, А. Н. Международные правозащитные организации как вид охраны прав и свобод граждан / А. Н. Михайлов // Аллея науки. – 2021. – Т. 1, № 3(54). – С. 338-341.
21. Муратова С.А. Способы и формы защиты прав несовершеннолетних детей // Законы России: опыт, анализ, практика. 2023. N 6. С. 43 - 46.
22. Нарутто С.В. Семья как конституционная ценность // Актуальные проблемы российского права. 2017. № 5. С. 24
23. Огнева, Е. А. Правозащитные организации в механизме реализации непосредственной демократии: особенности правового регулирования / Е. А. Огнева // Евразийский юридический журнал. – 2018. – № 4(119). – С. 310-312.
24. Павлова Л.В. О совершенствовании координации и взаимодействия субъектов в сфере защиты прав ребенка // Административное право и процесс. 2022. N 7. С. 19 - 22.
25. Пантелеев, К. Г. Правозащитные организации: понятие, виды и особенности / К. Г. Пантелеев // Эпоха науки. – 2018. – № 16. – С. 49-51.
26. Пелипейченко, О. В. Социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей как гарант достойного будущего / О. В. Пелипейченко // Вестник науки. – 2019. – Т. 4, № 6(15). – С. 205-209.
27. Проблемы унификации международного частного права: монография / Н.В. Власова, Н.Г. Доронина, Т.П. Лазарева и др.; отв. ред. Н.Г. Доронина. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИЗиСП, Юриспруденция, 2023. 672 с.
28. Смирнова, А. С. Защита прокурором в судебном порядке жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / А. С. Смирнова // Молодой ученый. – 2020. – № 44(334). – С. 280-282.
29. Хазиева, Р. Р. Защита прав и законных интересов детей / Р. Р. Хазиева // Актуальные проблемы государства и общества в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина. – 2020. – № 1. – С. 156-161.
30. Шалаева, А. А. Правозащитные организации: понятие и проблемы классификации / А. А. Шалаева, И. С. Алехина // Управленческое консультирование. – 2018. – № 5(113). – С. 53-58.