Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Одной из задач естественнонаучного образования в начальной и основной школе является развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире, развитие регулятивных универсальных учебных действий. В соответствии с ФГОС НОО и ФГОС ОО естествознание изучается в начальной школе (Окружающий мир) и 5-ом классе основной школы (Естествознание), в 6-ом классе начинается предметное изучение данной области.
Естествознание в начальной школе выполняет пропедевтическую функцию, готовит детей к изучению учебных курсов данной образовательной области в основной и старшей школе.
Поэтому учителю необходимо обеспечить устойчивое качество результатов обучения естествознанию на начальном этапе.
Преподавание – это организованный познавательный процесс. Помимо тематического планирования, определяющего систему ypоков по теме, немалое значение имеет правильный отбор организационных форм работы с yчащимися, которые более всего отвечают задачам каждой конкретной темы, общим целям обyчения и особенностям пpедмета.
Говоpя об оpганизации пpоцесса обyчения, нельзя забывать о нетpадиционныx фоpмаx пpоведения ypока y младшиx школьников. В 1- 4 классаx проявляется особая актyальность этой проблемы Учеба – тpyд, и тpyд не легкий. С младшего возраста ребенок должен понимать, что все достигается тpyдом и что тpyдиться не пp осто. Со своей стороны yчитель должен сделать так, чтобы нелегкий труд ученика пpиносил ему pадость, yдовлетвоpение, пpобyждал желание познавать новое.
В нетрадиционном обучении деятельность учителя коренным образом меняется. Главная задача учителя в настоящее время создать совместный поиск решения возникшей перед ними задачи. Новые тенденции процесса обучения требуют от преподавателя умения выслушать желающих по всем вопросам, не отвергнув ни один из ответов, согласиться с позицией каждого отвечающего, понять логику рассуждения, научиться анализировать предложения учеников, и в конечном итоге привести к решению проблемы.
Цель данного исследования: изучение методики организации нетрадиционных уроков при изучении естествознания.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы изучение естествознания в школьном обучении
1.1. Способы формирования естественнонаучных понятий и представлений у младших школьников на уроках «Окружающий мир»
В процессе изучения дисциплины «Окружающий мир» у младших школьников должна быть сформирована система естественнонаучных понятий, представляющая собой фундамент для дальнейшего изучения естественнонаучных дисциплин в средних и старших классах.
Определенная примерной программой цель начального естественнонаучного образования заключается в формировании социального опыта младшего школьника, осознании им элементарного взаимодействия в системе «природа - человек - общество», воспитании нравственного и экологически обоснованного отношения к среде обитания и правил поведения в ней.
По курсу «Окружающий мир» к концу четвертого года обучения обучающиеся должны знать/понимать:
Солнце — небесное тело, источник тепла и света (общие представления о влиянии на земную жизнь);
климат как характерная погода данной местности в разные сезоны года;
строение тела человека, название важнейших органов организма человека;
основы личной гигиены;
влияние образа жизни и окружающей среды на здоровье;
способы сохранения и укрепления здоровья;
даты важнейших событий в истории в соответствии с программой.
Уметь в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы:
соблюдать правила безопасности при проведении опытов и во время уроков-экскурсий, предусмотренных программой;
устно описывать объекты природы;
вести наблюдения в природе и устно и письменно формулировать выводы;
в пределах программы объяснять взаимосвязи в природе, природы и человека;
пропагандировать знания о природе, об отношении к ней человека; лично вместе со взрослыми участвовать в практической работе по охране природы;
устанавливать зависимость между поведением людей в природе и последствиями этого; оценивать воздействие человека на природу;
соблюдать правила охраны и укрепления здоровья;
описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества.
Использовать приобретенные знания и умения в практической и повседневной жизни для того, чтобы:
постоянно обогащать жизненный опыт, решать практические задачи с помощью наблюдения, измерения, сравнения, поиска информации в словарях, справочниках, Интернете;
выполнять правила поведения в природе;
рассказывать о родном крае, родной стране, столице.
На уроках окружающего мира возможно использовать различные виды наглядных материалов, которые очень облегчают работу учителя:
таблицы, которые различаются по назначению и оформлению. Их основу составляют художественно выполненные изображения изучаемых объектов или соответствующие фотос
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания предмета "Окружающий мир". - М.: Академия, 2014. - 288 с.
2. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Практикум по методике преподавания естествознания в начальной школе. - М.: Академия, 2008. - 144 с.
3. Аквилева, Г.Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе: учеб. пособие для студ. учреж средн. проф. образования пед. профиля / Г.Н. Аквилева, З.А. Клепинина — М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. -240 с.
4. Артемов В.А. Психология наглядности при обучении. - М.: Просвещение, 2013. - 345 с.
5. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. - М.: Просвещение, 2011. - 152 с.
6. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. – М.: Просвещение, 2011. – 160 с.
7. Баранов С.П. Методика обучения и воспитания младших школьников: учебник для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2015. - 463 с.
8. Беркалиев Т.Н. Развитие образования: опыт реформ и оценки прогресса школы / Т.н. Беркалиев, Е.С. Заир-Бек, А.П. Тряпицына. – СПб.: КАРО, 2008. – 144 с.
9. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб: Питер, 2008. – 398 с.
10. Бурова, Л.И. Формирование у младших школьников первоначальной системы знаний о природе: учеб. пособие к спецкурсу / Л.И. Бурова. - Череповец: Прометей; ЧГПУ им. А.В. Луначарского, 1995
11. Веретенникова Л.К. Развитие творческого потенциала младших школьников. Учебное пособие. в 2ч. - М.: Альфа, 2008.
12. Вигман, С.Л. Педагогика в вопросах и ответах: учеб. пособие. – М.: Велби: Проспект, 2005.
13. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: Методика обучения: 1 - 4 классы. – М.: Вентана Граф, 2005. – 240 с.
14. Волчегорская Е.Ю., Савчук А.А. Формирование познавательных метапредметных результатов у младших школьников // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2013. - №37. – С. 88-90.
15. Воровщиков С.Г., Орлова Е.В. и др. Как эффективно развивать логическое мышление младших школьников: Управленческий и методические аспекты. – М.: Издательство «5 за знания», 2009. – 288 с.
16. Гальперин П.Я. Лекции по психологии: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Книжный дом «Университет»: Высшая школа, 2002. – 400 с.
17. Горбунов, Н А. Методика преподавания естествознания в начальной школе: пособие для учителей нач. кл. и учащихся пед. уч-щ / Н.А. Горбунов. - М., 1947.
18. Горощенко, B.II. Методика изучения природы в начальной школе / В.П. Горощенко, B.C. Никитина. - М., 1965.
19. Горощенко, В.П. Методика преподавания природоведения: учеб пособие для учащихся пед. уч-ш по спец. № 2001 / В.П. Горощенко, И, А. Степанов. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1984. - 159 с.
20. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 288 с.
21. Дурова А.И. Современные технологии в учебном процессе [Текст]/ Начальная школа плюс до и после.-2005. №12-С.49-51
22. Евдокимов, В.И. К вопросу об использовании наглядности в школе. СПб.: Питер, 2012. - 212 с.
23. Землянская Е.Н. Теория и методика воспитания младших школьников: учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2015. - 507 с.
24. Землянская Е.Н. Учебные проекты школьников в основной образовательной программе начального общего образования // Школа будущего. - 2014, №1. - С. 6 - 14.
25. Иванова В.А., Левина Т.В. Педагогика: электронный учебно - методический комплекс http: // www.kgau.ru / distance / mf _ 01 / ped - asp / 05 _ 01.html
26. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская – М.: Просвещение, 2011. – 152 с.
27. Китева Э.Р. Формирование познавательных учебных действий у младших школьников // Карельский научный журнал. – 2016. – Т. 5. - №2(15). – С. 27-29.
28. Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе [Текст]: учебное пособие для студ. пед. вузов / З.А. Клепинина, Г.Н. Аквилева. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 288 с.
29. Ковалева Г.Е. Методика формирования и развития природоведческих понятий в чегвертом классе / Г.Е. Ковалева - Л.' Л1Т1И им Герцена, 1975. - 143 с.
30. Ковель М.И. Активизация познавательной деятельности учащихся начальных классов на уроках окружающего мира // Актуальные вопросы подготовки современного учителя начальных классов. – 2016. - №3. – С. 23-28.
31. Козина Е.Ф. Методика преподавания естествознания [Текст]: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.Ф. Козина, Е.Н. Степанян. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 496 с.
32. Кузнецова, В.И. Рекомендации по методике преподавания природоведения / В.И. Кузнецова, В.М. Пакулова - М.: Просвещение, 1989.
33. Курапова И. И. Организация проектной работы на уроке окружающего мира // Начальная школа плюс До и После. – 2009. – № 6.
34. Мальцева Н.Н. Границы применимости синергетических принципов в педагогических исследованиях // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2008. № 4. С. 183-189.
35. Методические рекомендации к самостоятельной работе над курсом «Теоретические основы методики преподавания природоведения»: (Для студентов-заочников фак.нач. кл.) / сост. Г.Н. Аквилева, Л.И. Бурова. - Череповец, 1991. - 36 с.
36. Миронов А. В. Окружающий мир: освоение учащимися доступных способов изучения природы и общества // Начальная школа. – 2010. – № 6.
37. Миронов А.В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах: Уч. пос. для студентов пед. вузов. – М.: Педагогическое об во России, 2002.
38. Миронов А.В. Технологии изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе: образовательные технологии овладения младшими школьниками основами естествознания и обществознания [Текст]: учебное пособие / А.В. Миронов. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 511 с.
39. Новолодская Е.Г. Система природоведческих понятий в начальной школе [Текст] / Е.Г. Новолодская // Начальная школа. – 2006. – № 1. – С. 49-55.
40. Осипова И.А Цифровые образовательные ресурсы в обучении младших школьников [Текст]/ О.П. Осипова, З.С. Ишмуратова- Начальная школа.-2009. №1.-С.51-56
41. Пакулова В.М., Кузнецова В.И. Методика преподавания природоведения: Учебник для студентов пед. ин тов. – М.: Просвещение, 1990.
42. Педагогика: учеб. пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2006.
43. Петрова И.В. Формирование познавательных учебных действий младших школьников на уроках окружающего мира // Актуальные задачи педагогики: материалы международной научно-практической конференции (г. Чита, декабрь 2015 г.). Т. 2 / Под общ. ред. Г.Д. Ахметовой. – Чита: Изд-во Молодой ученый. – С. 113-116.
44. Пименова И.А. Использование компьютерных ресурсов при изучении курса "Окружающий мир" [Текст]/ Начальная школа плюс до и после.-2007. №7-С.22-24
45. Плешаков, А.А. Окружающий мир. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. Учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 1 / А.А. Плешаков. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 143 с.
46. Пономарева И.Н. Общая методика обучения биологии [Текст]: учебное пособие для студ. пед. вузов / И.Н. Пономарева, В.П. Соломин, Г.Д. Сидельникова; Под ред. И.Н. Пономаревой. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 272 с.