Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Введение России в рыночную экономику в начале 90-х годов привело к исчезновению государственной монополии на туризм и стимулировало развитие свободного и конкурентоспособного рынка туристических услуг. В результате была запущена волна создания новых туристических компаний, что привело к возникновению ожесточенной конкуренции в этой области.
Актуальностью данной работы является то, что независимо от отрасли деятельности, трудности, возникающие у предприятий в результате развития рыночной среды, во многом связаны с тем, что руководство предприятия не знает законов рынка и механизмов его функционирования. Такая ситуация ставит перед менеджментом новые задачи. Речь идет о том, как рационально планировать деятельность, повышать качество и конкурентоспособность услуг и предприятия, обеспечивать эффективную реализацию услуг. В современной ситуации для каждого предприятия особенно важно правильно оценить текущую рыночную ситуацию и предусмотреть эффективные средства конкурентной борьбы, которые, с одной стороны, отвечают текущей рыночной ситуации в России и тенденциям ее развития, а с другой-соответствуют специфике конкретного производства.
В процессе изучения конкурентоспособности как обобщенной экономической проблемы необходимо учитывать следующие элементы:
- Прежде всего, необходима количественная оценка экономического объекта, являющегося носителем характеристик конкурентоспособности, без которой поддержание или повышение уровня конкурентоспособности по своей сути является субъективным;
- Конкурентоспособность определяется по результатам сравнения как предприятий, товаров и услуг;
- Сравнение экономических объектов в процессе сравнительного анализа конкурентоспособности должно отвечать требованиям полноты и точности.
Целью работы является разработка комплекса мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности предприятий туризма. Повысить эффективность деятельности предприятий туризма путем формирования стратегии конкурентоспособности.
Основные задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические аспекты рынка туристических услуг и конкурентоспособности туристических фирм;
2. Рассмотреть особенности конкуренции туристических фирм в РФ;
3. Выявить факторы, влияющие на конкурентоспособность туристической фирмы ООО «ТКА - Трэвел»;
4. Разработать проект мероприятий конкурентных преимуществ «ТКА-Трэвел»
Объектом исследования является «ТКА-Трэвел»
Предметом исследования – туристическая деятельность данной компании.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЫНКА ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ. КОНКУРЕНТОСПОПОБНОСТЬ ТУРИСТИЧЕСКИХ ФИРМ.
1.1. Особенности функционирования туристского рынка
Туристический рынок - это рынок услуг, где услуги являются основным объектом обмена, составляя 80% общего оборота на туристских рынках развитых стран. Туристские услуги – это совокупность целенаправленных действий в сфере обслуживания, направленных на обеспечение и удовлетворение потребностей туристов и посетителей, отвечающих целям туризма, характеру и направленности туристских услуг, туров и турпродуктов и не противоречащих общечеловеческим принципам нравственности и порядка. [7].
Туристские услуги имеют четыре характеристики, отличающие услуги от товаров (Рисунок 1). [7].
*Рисунок 1 – Характеристики туристких услуг, отличающие услугу от товара [7].*
Эти характеристики, присущие туристским услугам, находят отражение и в деятельности ассоциаций туристской индустрии (Приложение 1).
Однако, помимо специфических характеристик услуг, туристские услуги имеют и свои особенности: [12].
- выделение достаточно четко выраженных туристских зон (например, «солнце — море» — Кипр, Болгария, Турция; «отдых — лечение» — Карловы Бары, Ессентуки; «спорт» - Домбай, Чехия, Югославия, Швейцария и т.д.);
- Создание туристических пакетов - это работа многих организаций, каждая из которых имеет свои методы работы, специфические потребности и различные коммерческие цели. Успех на рынке возможен только в том случае, если все участники туристской услуги разрабатывают и придерживаются общих целей;
- Расстояние, пройденное покупателем от туристской услуги до точки потребления;
- Зависимость туристических услуг от таких переменных, как время и пространство. Очень важен элемент сезонности. Маркетинговая деятельность туристских организаций различается в пики межсезонье. В межсезонье для стимулирования спроса необходимы дополнительные меры, такие как снижение цени предоставление различных дополнительных услуг;
- Качество туристских услуг во многом зависит от внешних факторов, которые носят непреодолимый характер, т.е. от таких внешних факторов, как погода, природные условия, политика и международные события, которые не зависят от воли или действий продавца и покупателя.
Сложности функционирования организаций индустрии туризма заключаются в том, что оценка качества туристических услуг потребителем достаточно субъективна и зависит от различных факторов: общеэкономических; культурного и общественно-психологического характера; социально-демографических; личностно-поведенческих. [5].
Основное влияние на спрос в сфере туристских услуг оказывают изменения в социальной психологии потребления, такие как информированность, уровень образования, высокие требования к комфорту и качеству обслуживания, индивидуальность, экологизация потребительского мышления, мобильность, физическая и умственная активность во время отдыха и стремление получить от жизни калейдоскопические впечатления. Синтез всех этих факторов определяет возникновение и характер поведенческих характеристик потребителей туристских услуг, которые могут быть выражены следующими показателями: [12].
1. Частота туризма (количество туристических поездок на душу населения за исследуемый период);
2. Предпочтения в выборе направлений путешествий;
3. Наиболее предпочтительная форма тура, категория гостиницы;
4. Мнения путешественников о гостиничном сервисе и ценах на туры;
5. Восприятие бренда туристской организации;
6. Коммуникативное поведение путешественников.
7. Роль внешних стимулов в процессе принятия решения о размещении (выборе гостиницы) и покупке тура.
Процесс приобретения того или иного туристского продукта начинается задолго до акта купли-продажи. Принятие решения потребителем зависит от множества факторов и решает вопросы разного масштаба и сложности, но имеет устойчивую структуру, включающую следующие этапы: [1].
1. Признавать необходимость поездок и формулировать цели поездок;
2. Поиск информации;
3. Оценка альтернатив перед покупкой. Покупатели оценивают свои возможности, рассматривая предлагаемый туристский продукт как определенный набор характеристик. Каждый потребитель выделяет свои, отличные от других, приоритетные характеристики, исходя из личных потребностей и мотивов.
4. Покупка и потребление.
На окончательное решение о покупке могут повлиять два фактора: отношение других людей к выбранному направлению и отношение к репутации туристской организации, реализующей туристский продукт (таблица 1).
*Таблица 1 - Приоритеты выбора потребителями туристических фирм при осуществлении покупки [3]*
Традиционно потребление мало интересовало продавцов, ориентированных в основном на покупку, но в условиях растущей конкуренции туристические организации переориентируются на удовлетворение и удержание потребителей.
5. Послепокупочная оценка альтернатив, т.е. оценка степени удовлетворения от опыта потребления.
Точных правил сегментации не существует, и каждая туристская организация имеет свою собственную стратегию в зависимости от производимых туристских услуг и других обстоятельств. При сегментировании потребителей на туристском рынке целесообразно учитывать множество особенностей, присущих туристской индустрии:
1. Непосредственный потребитель услуги и покупатель (заказчик) часто являются разными лицами (например, компания, бронирующая номера для своих сотрудников);
2. Решение о приобретении туристических услуг зависит от цели поездки, наличия свободного времени, а также продолжительности и периодичности отдыха;
3. Общие выгоды от групповых поездок в некоторых случаях отличаются от потребностей и стремлений каждого отдельного человека (члена группы);
4. Путешественники по – разному мотивированы в зависимости от того, когда они решили купить или забронировать тур (например, путешественники, покупающие туры заранее, по-разному мотивированы на поездку по сравнению с теми, кто покупает "горячие путевки").
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеев С. В. Правовое регулирование предпринимательской деятельности: [учеб. пособие для вузов по специальности 021100 "Юриспруденция" и по направлению 060000 "Экономика и упр."]/ СВ. Алексеев; Фонд содействия правоохранит. органам "Закон и право". - М.: ЮНИТИ: Закон и право, 2015 г. - 502 с.
2. Баринов В. А. Экономика фирмы: стратегическое планирование: [учеб. пособие для вузов]/ В.А. Баринов. - М.: КноРус, 2016 г. - 230 с.
3. Браймер Р.А. Основы управления в индустрии гостеприимства / Пер. с англ. – М.: Аспект Пресс, 2017 г. – 245с.
4. Вольвач Я.В. Гражданско-правовые способы защиты прав и интересов туриста по туристскому договору // Адвокат. – 2016 г. - №8. – с. 32.
5. Гуляев В. Организация туристической деятельности: Учеб. пособие. – М.: Нолидж, 2017 г. – 312 с.
6. Еремеева Н. В. Конкурентоспособность товаров и услуг: [учеб. пособие по специальности "Товароведение и экспертиза товаров"]/ Н. В. Еремеева, С. Л. Калачев. - М.: КолосС, 2016 г. -191 с.
7. Жукова М.А. Индустрия туризма: менеджмент организации / М.А. Жукова. - М.: Финансы и статистика, 2017 г. - 199с.: ил.; 21 см. - Библиогр.: с.191-198 (146 назв.).
8. Исмаев Д.К. Работа турфирмы по организации зарубежных поездок. Уч. пособие для работников туристских фирм, предприятий и учащихся высших учебных заведений. – М.: НОУ “Луч”, 2018 г. – 203с.
9. Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма: Учеб. пособие. – Мн.: БЭГУ, 2019 г. – 207с.
10. Калягин Г. В. Конкурентоспособность кооперации в переходной экономике: институциональный подход: учеб. пособие: [для вузов по экон. специальностям]/ Г. В. Калягин; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Экон. фак.. - М.: ИНФРА-М, 2016 г. - 159 с.
11. Картер Г. Эффективная реклама. Путеводитель для малого бизнеса /Пер. с англ. – М.: Бизнес-Информ, 2015 г. – 244 с.
12. Комелькова Л.С. Рынок туристических услуг. // Практический маркетинг. – 2017 г. - №11. –С. 32-36.
13. Лифиц И.М. Формирование и оценка конкурентоспособности товаров и услуг: [Учеб. пособие для вузов по специальности "Коммерция (торговое дело)" и "Маркетинг"]/ И.М. Лифиц. - М.: Юрайт, 2019 г. - 335 с.
14. Милкович Джордж. Система вознаграждений и методы стимулирования персонала: пер. с англ./ Джордж Т. Милкович, Джерри М. Ньюман. - М.: Вершина, 2018 г. - 759 с.
15. Минько Э. В. Качество и конкурентоспособность/ Э.В. Минько, М.Л. Кричевский. - СПб. и др.: Питер, 2020 г. - 267 с.
16. Портер Майкл. Конкурентное преимущество: как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость: пер. с англ./ Майкл Е. Портер. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2017 г. - 714 с.
17. Тихомирова Е. И. Экономический рост и конкурентоспособность российских регионов: стат.-экон. исслед./ Е. И. Тихомирова;. - Самара: Изд-во Самар. гос. экон. ун-та, 2016 г. -418 с.
18. Ткачева Т. Реклама в рамках закона //Туризм. – 2016 г.– № 3. –С. 28-31.
19. Фатхутдинов Р. А. Управление конкурентоспособностью организации: эксклюзив. технологии формирования стратегии повышения конкурентоспособности орг.: теория, методика, практика : учеб. пособие/ Р. А. Фатхутдинов. - М.: Эксмо, 2019 г. - 541 с. - (Подарочное издание для бизнесменов). - Предм. указ.: 538 с.
20. Чудновский А. Д. Управление индустрией туризма. – М.: Аспект Пресс, 2021 г. – 448с.