Фрагмент для ознакомления
1
Введение
1 Теоретические аспекты компетентностного подхода в построении карьеры образовательной организации
1.1 Понятие образовательной организации: определение и сущность
1.2 Компетентностный подход в подготовке кадров высшей квалификации
2 Профессиональные стандарты и компетенции в построении карьеры
2.1 Характеристика модели компетенций на примере профессионального стандарта учителя и руководителя образовательной организации
2.2 Пути повышении методологической компетенции при построении карьеры
Заключение
Список использованной литературы
Приложение А Трудовые действия, умения и знания руководителя образовательной организации в рамках трудовой функции «Управление образовательной деятельностью дошкольной образовательной организации»
Приложение Б Трудовые действия, умения и знания руководителя образовательной организации в рамках трудовой функции «Общепедагогическая функция. Обучение»
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность курсовой работы обусловлена тем, что компетентностный подход в образовательной организации связан с поиском путей для совершенствования профессиональной подготовки, так как потребность в компетентных работниках увеличивается в связи с развитием наукоемких технологий, социальной и профессиональной мобильностью, созданием единого образовательного и исследовательского пространства в стране. Его востребованность определяется сдвигом образования от содержательно-знаниевой парадигмы к новой, связанной с ориентацией на личность, способную к эффективной жизнедеятельности в различных контекстах в условиях неопределенности и нестабильности.
Объектом исследования работы является образовательная организация.
Предмет исследования – компетентностный подход в поиске путей для совершенствования профессиональной подготовки.
Целью явилось оценка компетентностного подхода в образовательной организации в поиске путей для совершенствования профессиональной подготовки.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
- рассмотреть ключевые аспекты компетентностного подхода в построении карьеры образовательной организации,
- проанализировать профессиональные стандарты и компетенции в построении карьеры руководителя образовательной организации,
- наметить пути совершенствования профессиональной кометентности образовательной организации.
В России исследованию проблем менеджмента образования уделяется достаточное внимания. При этом следует отметить работы таких авторов как С.А. Дмитриева, Т.А. Загривная, М.А. Коргова, С.Ю. Трапицын и др.
Методологическая основа исследования включает в себя общенаучный диалектико-материалистический метод, а также частно-научные методы. Реализованы теоретические методы исследования: библиометрический, тематический анализ публикационной активности по проблеме исследования в информационной системе поиска eLIBRARY.
Курсовая работа содержит введение, две главы, список использованной литературы, заключение.
1 Теоретические аспекты компетентностного подхода в построении
карьеры образовательной организации
1.1 Понятие образовательной организации: определение и сущность
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее Закон «Об образовании»), в систему образования входят [1]: федеральные государственные образовательные стандарты (далее ФГОС), образовательные программы различных типов; организации, осуществляющие образовательную деятельность, все участники образовательного процесса; профессорско-преподавательский состав, учащиеся и родители; федеральные органы государственной власти и органы местного самоуправления в сфере образования, а также созданные ими консультативные, совещательный и иные органы; организации, осуществляющие образовательную деятельность и оценку его качество; различные ассоциации, действующие в сфере образования [1].
Важнейшим элементом этой системы являются образовательные организации, где основным, ключевым процессом деятельности является образовательный процесс. Концепция образования как единого целенаправленного процесса воспитания и тренинга, который является социально значимым благом и осуществляется в интересах человека, семьи, общества и государства, сформулирована в Законе «Об образовании».
Существует также определение образовательной организации как некоммерческой организации, осуществляющей образовательную деятельность на основании лицензии в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради которых такая организация была создана. Наиболее важным признаком, позволяющим идентифицировать организацию, организующую обучение, является наличие обучения сотрудников [11].
Соответственно, основными признаками образовательной организации, являются:
- цель и направление деятельности – реализация образовательных программ; ведение образовательной деятельности на основе лицензии;
- статус некоммерческой организации – организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
Образовательная организация может быть организована в любой форме, в соответствии с гражданским законодательством. В соответствии с образовательной программой различают виды образовательных организаций: дошкольные; общеобразовательные; профессиональные; высшее образование; дополнительное образование; дополнительное профессиональное образование. Название каждого типа отражает цель создания конкретной образовательной организации. Ее тип определяется при ее создании и указывается в уставе образовательной организации [16].
В компетенцию образовательной организации в установленной сфере деятельности входят:
- разработка и принятие локальных нормативных актов; материально-техническое обеспечение образовательной деятельности;
- предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных ресурсов и результатах самоанализа; установление штатное расписание;
- прием на работу сотрудников, распределение должностных обязанностей, создание условий и организация дополнительного профессионального образования сотрудников;
- разработка и утверждение образовательных программ; разработка программы развития образовательной организации; прием обучающихся; определение перечня учебно-методического комплекта (далее УМК);
- организация текущего мониторинга успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся;
- индивидуальный учет результатов освоения образовательных программ;
- самоанализ, обеспечивающий функционирование внутренней системы оценки качества образования;
- создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации; создание условий для занятий обучающимися физической культурой и спортом;
- содействие деятельности общественных объединений обучающихся, родителей;
- организация научно-методической работы; обеспечение создания и ведения официального сайта образовательной организации [13].
Фрагмент для ознакомления
3
1 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».
2 Постановление Правительства РФ от 10.04.2023 № 580 «О разработке и утверждении профессиональных стандартов» // СПС «КонсультантПлюс»
3 Приказ Минтруда России №148н от 12 апреля 2013 г. «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» // СПС «КонсультантПлюс».
4 Информация Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по вопросам применения профессиональных стандартов» от 04.04.2016 № 14-0/10/В-2253 // СПС «КонсультантПлюс».
5 Дмитриева, С.А. Профессиональный стандарт педагога как инструмент реализации стратегии образования / С.А. Дмитриева // Туныктышо. Учитель. – 2021. – № 1-2. – С. 29-32.
6 Загривная, Т.А. Профессиональный стандарт педагога как фактор гуманизации образования // Образование: ресурсы развития. Вестник ЛОИРО. – 2016. – № 3. – С. 15–20.
7 Загривная, Т.А. Профессиональный стандарт: осмысление и опыт внедрения кафедры управления / Т.А. Загривная // Образование: Ресурсы развития. Вестник ЛОИРО. – 2017. – № 1. – С. 24-30.
8 Иванова, И.А. Менеджмент: учебник и практикум для вузов / И.А. Иванова, А.М. Сергеев. – Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 289 с.
9 Кутаева, Р.А. Компетентностный подход в подготовке востребованных кадров в интересах экономики региона / Р.А. Кутаева // Инновационные кластеры в глобальной экономике: теория и практика: сборник статей Международной научно-практической конференции, Оренбург, 15 марта 2022 года. – Оренбург: ООО «Аэтерна», 2022. – С. 90-93.
10 Коргова, М.А. Менеджмент организации: учебное пособие для вузов / М.А. Коргова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 197 с.
11 Менеджмент в образовании: учебник и практикум для вузов / С.Ю. Трапицын [и др.]; под редакцией С. Ю. Трапицына. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 478 с.
12 Москвин С.Н. Менеджмент в образовании: управление человеческими ресурсами: учебное пособие для среднего профессионального образования / С.Н. Москвин. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 142 с.
13 Мустафина, Р.М. Профессиональный стандарт педагога / Р.М. Мустафина, А.Э. Исламов // Аллея науки. – 2020. – Т. 1, № 10(49). – С. 776-779.
14 Савина, Н.В. Тайм-менеджмент в образовании: учебное пособие для вузов / Н.В. Савина, Е.В. Лопанова. – Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 162 с.
15 Слинкова, О.К. Персональный менеджмент: учебное пособие для вузов / О.К. Слинкова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 116 с.
16 Тиханова, Н.Е. Профессиональный стандарт как основа для построения образовательных программ в вузах / Н.Е. Тиханова // Мировые исследования в области социально-гуманитарных наук: Материалы III Международной научно-практической конференции, Рязань, 27 марта 2023 года. – Рязань: ООО «Издательство «Концепция», 2023. – С. 150-152.
17 Официальный сайт «Профессиональные стандарты» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: // http://profstandart-kadry.ru.
18 Всероссийский портал педагогического образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://portal.mpgu.edu/.
19 Официальный сайт Министерства образования и науки РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mon.gov.ru/.