Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Обучение русскому языку на современном этапе сопряжено с двумя противоречивыми явлениями: с одной стороны, требования к выпускникам современных школ подразумевают приобщение личности к нормам родного языка (правильное правописание, грамотная устная речь) посредством применения новых (инновационных) методов, заменяющих традиционные методы обучения. С другой стороны, применение компьютерных методов, вызванное модернизацией системы обучения, демонстрирует тотальную безграмотность современных школьников.
За последние двадцать лет у учащихся средней школы было неоднократно выявлено отсутствие орфографической грамотности. При этом изучение русского языка в рамках школьной программы направлено преимущественно на формирование навыков грамотной устной и письменной речи. Понять причины поголовной неграмотности довольно сложно: они могут быть вызваны индивидуальными, психологическими, социальными особенностями личности. Внимания заслуживает решение данной проблемы путем реорганизации методического компонента, т.е. совершенствования процесса обучения орфографии в средней школе.
Вопрос о том, как обучать школьников орфографии, являлся насущным на всем протяжении формирования орфографии как раздела русского языка. Во время обучения школьники учатся находить орфограммы, выделять их опознавательные знаки, соответствующим образом применять правила правописания и проверять орфографическую сторону письма [10, с. 12]. Применение правил «на автомате» часто приводит к повторным ошибкам, так как школьник не понимает сущности орфограммы и при изменении контекста сразу теряется. Поэтому поиск новых и эффективных подходов к организации учебного процесса для развития навыков письма остается актуальным в научных и педагогических кругах.
Степень разработки темы исследования. Речь современных школьников характеризуется использованием коротких фраз, жаргонизмов, сленга и умышленным сокращением слов. Сегодня школьник среди сверстников рискует выставить себя посмешищем, если будет разговаривать вежливо и красиво. Виртуальное пространство способствовало тому, что тексты стали употребляться без знаков препинания, часто без прописных букв, с многочисленными сокращениями и опечатками. Такой стиль общения на форумах и в чатах стал уже нормой, особенно среди молодежи.
Орфографические нарушения как стилистический прием рассматривается в ряде научных статей. Однако до сих пор в лингвистическом сообществе не существует единой концепции анализа эрративов, используемых в текстах разных направлений, и их функций. Исследования по данной теме можно найти в работах таких исследователей, как И.И. Александровская, И.Г. Арзамасов, Ю.С. Бирюкова, Л. Витгинштейн, С.И. Голованова, Е.А. Земская, Е.А. Зюзина, С.И. Иваненко, А.И. Карасева, А.А. Козлова, Ю.А. Колесникова, С.М. Корнеева, Е.Б. Лебедева, И.Т. Ломаченкова, Е.В. Рочняк, В.З. Санников, А.А. Титова, Ю.В. Уткин, Е.Н. Филимонова, И.В. Цикушева, И.И. Черепанова и многих других.
Таким образом, применение метода умышленного искажения графического облика слова как средства обучения орфографии вызвано несколькими причинами:
- социальной – совершенствованием качества обучения русскому языку в силу действующих требований к результатам обучения;
- психологической – поиском методов, сопряженных с личностью обучающегося (возрастными особенностями, личностными качествами, уровнем знаний);
- методической – поиском новых методов обучения орфографии с целью достижения целей и задач современного процесса обучения русскому языку.
Так как в поле нашего внимания находятся учащиеся средней школы, т.е. учащиеся 5-9 классов, что по возрастной периодизации относится к подростковому возрасту, то применение искажения графического облика слова как средства обучения орфографии, по нашему мнению, является уместным и эффективным.
Цель исследования – разработка теоретически обоснованного комплекса дидактического материала с применением искажения графического облика слова на материале темы «Правописание приставок пре- и при-».
Объект исследования – процесс обучения орфографии в средней школе.
Предмет исследования – умышленное искажение графического облика слова как средство обучения орфографии.
Задачи исследования:
1. Выявить педагогический потенциал умышленного искажения слова как средства орфографического обучения.
2. Разработать комплекс упражнений по теме «Правописание приставок пре- и при-» с применением искажения графического облика слова.
Методы исследования:
- теоретические – синтез, дедукция, сравнение, обобщение литературы по теме исследования;
- эмпирические – педагогическое проектирование.
Методологической основой исследования послужили труды в области:
- развития орфографических навыков школьников в процессе обучения орфографии (М.Т. Баранова, Д.Н. Богоявленский, В.Ф. Иванова и др.);
- использования эрративов в процессе обучения орфографии школьников (И.И. Александровская, Е.А. Зюзина, С.И. Иваненко и др.).
Теоретическая значимость данного исследования определяется выделением условий и приемов умышленного искажения слова как средства обучения орфографии.
Практическая значимость данного исследования в разработке комплекса упражнений по теме «Правописание приставок пре- и при-», основанных на искажении графического облика слова.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список используемой литературы.
Глава 1. Умышленное искажение графического облика слова как одно из средств обучения орфографии: теоретический аспект
В данной главе приведены основные направления обучения орфографии в школе, выделены компоненты обучения и условия их реализации. Раскрыты возможности приема умышленного искажения слова как средства обучения орфографии.
1.1. Цели и задачи обучения орфографии в средней школе
В настоящее время методика обучения орфографии является разветвленной научно-методической дисциплиной. Орфография как отдельный раздел лингвистики преследует цель изучение правил написания слов. В ее содержание входят основные орфографические правила, которые используются для грамотного правописания.
К.Д. Ушинский подчеркнул, что навыки правописания должны основываться на знаниях грамматики и орфографических правил, а мышление должно основываться на изучении необходимых шаблонов [12].
Лингвист В.Ф. Иванова приводит следующие определения понятия орфография:
1) исторически сложившаяся единая орфографическая система, принятая и используемая обществом;
2) правила, обеспечивающие единообразие написания, когда возможны разные варианты написания;
3) соблюдение принятого написания, правил правописания;
4) часть языкознания, которая изучает (в письменной форме) варианты написания и определяет их единообразие [10].
За рабочее определение понятия «орфография» примем определение, данное В.Ф. Ивановой, которое определяется как «правила, которые обеспечивают единообразие написаний в тех случаях, где возможно несколько вариантов» [9, с. 54]. По нашему мнению, данное определение наиболее точно передает сущность рассматриваемого понятия.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Александровская, И.И. Основные функции и ситуации применения языковой игры / И.И. Александровская, М.И. Заврагин, Е.Г. Светлакова // Сборник статей Кубанского федерального университета. Вып. 4. Филология и лингвистика. – Краснодар: Издательство Кубанского федерального университета, 2021. – С. 100-113.
2. Арзамасов, И.Г. Лингвистические подходы к исследованию понятия «языковая игра»/ И.Г. Арзамасов, И.И. Петрова, Л.Д. Сковородникова // Сборник статей Томского государственного университета. Вып. 8. Русский язык и культура речи. – Томск: Издательство Томского государственного университета, 2021. – С. 33-46.
3. Аристова, Т.А. Использование фонематического принципа при обучении грамотному письму / Т.А. Аристова //Начальная школа, 2012 - №1. - С. 24.
4. Баранов, М. Т. Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М.Р. Львов; под ред. М.Т. Баранова. – М.: Академия, 2001 – 368 с.
5. Богоявленский, Д. Н. Психологические принципы усвоения орфографии, обучение орфографии / Д.Н. Богоявленский // Начальная школа. –1976. – № 4С.17.
6. Граник, Г. Г. Психологические закономерности формирования орфографической грамотности / Г. Г. Граник // Вопросы психологии. – 1995. – № 3 – С. 35
7. Зюзина, Е.А. Искажение орфографии слова как стилистический прием (на материале прессы) / Е.А. Зюзина // Мир науки, культуры, образования. – 2020. – № 6 (85). – [Электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article – /n/iskazhenie-orfografii-slova-kak-stilisticheskiy-priem-na-materiale-pressy/viewer (Дата обращения: 24.11.2023).
8. Иваненко, С.И. Функции и виды эрративов в современном русском языке / С.И. Иваненко, Л.А. Никитина, О.О. Свердлова // Проблемы современной лингвистики. Сборник статей. Вып. 4. – Липецк: Издательство Липецкого государственного университета, 2021. – С. 50-63.
9. Иванова, В. Ф. Современная русская орфография: учеб. пособие / В.Ф. Иванова. – М.: Высшая школа, 1991. – 192 с.
10. Иванова, В. Ф. Трудные вопросы орфографии / В.Ф. Иванова. – М.: Просвещение, 1975. – 176 с.
11. Ломаченкова, И.Т. Эрративы как современный языковой феномен: история происхождения и функции / И.Т. Ломаченкова, А.А. Храмова, С.В. Пилецкая // Вестник Новгородского государственного университета. – 2021. – № 12. – С. 44-58.
12. Малахова, И.В. Методические рекомендации для учителей начальной школы. Психолого-педагогические условия эффективного усвоения учащимися слов с непроверяемыми написаниями в начальной школе. – [Электронный ресурс] https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/183904-psihologo-pedagogicheskie-uslovija-jeffektivn (Дата обращения: 29.12.2023).
13. Рождественский, Н. С. Обучение орфографии в школе / Н.С. Рождественский. – М.: Владос, 1992. – 280 с.
14. Рочняк, Е.В. Вклад Л. Витгенштейна в становлении теории лингвистической философии / Е.В. Рочняк // Культура и цивилизация. – 2019. – № 6. – С. 31-37.
15. Санников, В.З. Русский язык в зеркале языковой игры / В.З. Санников. – М.: Языки русской культуры, 1999. – 544 с.
16. Титова, А.А. Эрратив в речи подростков / А.А. Титова // Материалы VI международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке». – [Электронный ресурс] https://school-science.ru/6/10/38426 (Дата обращения: 24.11.2023).
17. Цикушева, И.В. Феномен языковой игры как объект лингвистического исследования / И.В. Цикушева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2009. – № 90. – С. 169-171.
18. Черепанова, И.И. Принципы изучения лексических единиц и грамматических конструкций, используемых для построения языковой игры / И.И. Черепанова, П.А. Рудницкая, Е.Е. Шилова // Вестник Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина. – 2021. – № 8. – С. 50-62.