Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Теоретическое обоснование исследования способов применения искусственного интеллекта и нейронных сетей в медиасфере
1.1. Современное состояние информационного пространства
Новые форматы потребления информации заставляют традиционные СМИ конкурировать с областями, которых еще пару лет назад не существовало вовсе.
Первое, крайне конкурентное направление – это аудио, которое переживает второе рождение в виде прямых эфиров и подкастов (термин в 2004 ввел журналист The Guardian Бен Хаммерсли). Многие издатели видят в подкастах возможность охватить большую аудиторию, ведь преимущество подкастинга в удобстве восприятия.
Другое направление, которое одновременно является и потенциалом для роста, и поводом для беспокойства традиционных СМИ, – это искусственный интеллект (далее – ИИ). Для экономии времени и других ресурсов роботизированные системы уже сейчас самостоятельно собирают новости, производят их, а также рассылают и рекомендуют читателям.
Согласно прогнозам, однажды ИИ сможет выполнять 80% журналистской работы, что, однако, чревато переворотом на рынке труда и сокращением рабочих мест для редакторов, копирайтеров и др. Сами издатели уверены в том, что внедрение ИИ избавит от рутинной работы .
Телерадиовещание и кабельная журналистика по-прежнему актуальны, но переход на цифровые технологии также повлиял на вещательную журналистику. Возникновение независимых вещательных компаний бросило вызов тележурналистике. Также в цифровой журналистике активно используются технологии многофункциональной потоковой передачи мультимедиа, которые позволяют сразу добавлять видеоматериалы в единый цифровой поток.
В области аналитической журналистики в эпоху цифровых технологий также появились новые инструменты и форматы сбора и подачи информации. Для журналистских расследований технология больших данных стала, пожалуй, ключевой в процессе адаптации данного направления к цифровому формату работы. Доступ к огромному потоку данных дает журналисту практически бесконечное количество информации для расследования по любой социально-значимой проблематике.
В сфере спортивной журналистики активно используются сайты спортивных обозрений, информацию на которые можно добавлять прямо во время спортивного события.
Спортивные хроники ведутся журналистами более оперативно, при добавлении видео и фотоматериалов, а цифровые устройства позволяют запечатлеть самые острые моменты матчей или любых других спортивных мероприятий .
Особенно остро стоит вопрос об эффективности цифровой адаптации в сфере печатных средств массовой информации. Помимо газет, журналисты работают в таблоидах и других печатных изданиях. Как полагают исследователи, «печатная отрасль является одной из самых пострадавших, с высокими затратами на печать цветных страниц и фотографий без полей, а также с высокими затратами на качественных авторов, которые предлагают длинные статьи, на выполнение которых уходят недели или месяцы» .
В цифровую эпоху появился совершенно новый вид социально-сетевой журналистики, которая связана с использованием социальных сетей в качестве площадок для обмена и распространения информационного контента. Более того, такая сеть, как «ВКонтакте» позволяет журналистам не только размещать информацию, но и собирать о ней мнение подписанной на страницу журналиста аудитории с помощью различных форм мини-опросов и обратной связи.
Сегодня сложившаяся система средств массовой информации находится под влиянием масштабной цифровой трансформации, которая носит междисциплинарный характер, требует от журналистов освоения новых знаний и ряда профессиональных компетенций, предполагает постановку вопросов, связанных с местом и ролью журналистики в меняющемся мире.
С развитием технических возможностей нейросетей и переходом большинства медиаресурсов в пространство Интернета в информационном поле появляются как новые возможности, так и новые проблемы. Поиск в интернет-медиа релевантной информации, оценка и анализ данных ресурсов и ранее были осложнены огромным количеством недостоверных источников, однако с расширением технических возможностей и возникновением такого явления, как нейросети, проблема фальсификации информации становится все более актуальной.
1.2. Понятие нейронных сетей и искусственного интеллекта
Интеллект – способность решать сложные задачи, включает в себя логику, планирование, понимание, эмоциональное восприятие, самосознание и способность к самообучению.
Искусственный интеллект (ИИ) – способность машины или программы выполнять необходимые задачи, превышая способности человека .
Впервые термин «искусственный интеллект» определил в 1956 году ученый Джон Маккарти на конференции молодых исследователей. Джон определил систему искусственного интеллекта как совокупность разработок и науки, в целях формирования компьютерных программ с применением интеллекта.
Основными задачами ИИ являются:
- расширение возможностей деятельности человека;
- оперативный поиск информации;
Искусственный интеллект стремится имитировать поведение и мышление человека и умеет обучаться самостоятельно.
Для обработки сложных задач необходима мощная вычислительная техника и быстрая скорость обработки больших объемов данных. Именно поэтому ИИ включает в себя совокупность мощных инструментов для интеллектуального анализа и синтеза различной информации, включая понимание естественного языка и распознавание образов. Примером искусственного интеллекта может являться использование системы ИИ при самостоятельном вождении автомобиля без помощи человека.
Искусственная нейронная сеть – математическая модель, которая анализирует сложные данные, имитируя человеческий мозг, и имеет аппаратное и программное воплощение. На рисунке 1 представлена структурная схема нейронной сети, в которой входной слой принимает сигнал, скрытый слой обрабатывает данные, выходной слой выводит конечный результат в необходимом виде.
Первую нейросеть разработал в 1957 году ученый Фрэнк Розенблатт. Нейросеть состояла из одного слоя искусственных нейронов, и работала без высокой скорости. Однако, именно это разработка стала отправной точкой для дальнейшего изучения искусственного интеллекта.
Рис. 1. Структурная схема искусственной нейронной сети
Также в настоящее время происходит совершенствование методов классификации и обучения, обработки естественного языка, распознавание сигналов, изображений и речи, а также происходит модернизация моделей интеллектуального интерфейса, который подстраивается под потребности пользователя.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Азизова К.И., Дмитриева И.С. Нейронная сеть как новая стратегия развития общества//ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО СОЦИУМА ГЛАЗАМИ МОЛОДЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ – XV. Материалы XV Всероссийской научно-практической конференции. Волгоград, 2023. С. 273-280
2) Боровская Е. В. Основы искусственного интеллекта: учебное пособие / Е. В. Боровская, Н. А. Давыдова. 4-е изд., электрон. М.: Лаборатория знаний, 2020. - 130 с.
3) Васюнова А.А., Кукшинова Е.Д., Грачёва Д.П. Искусственный интеллект в маркетинге и рекламе: отечественный опыт// Журналистика, массовые коммуникации и медиа: взгляд молодых исследователей: Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция молодых исследователей, аспирантов и студентов. Белгород, НИУ «БелГУ», ИОНиМК, факультет журналистики 12-14 апреля 2023 г.: материалы конференции / Науч. ред. Е.А. Кожемякин, А.В. Полонский, С.В. Крюкова, А.В. Белоедова. – Белгород, ООО «Космос», 2023. С. 386-390
4) Градюшко А.А. Современные тенденции развития региональных СМИ в многоплатформенной среде // Труды БГТУ. Серия 4, Принт- и медиатехнологии. 2021. № 1. С. 44 – 51.
5) Грачева М. В. Влияние нейроэтики на формирование коммуникации цифрового общества//МЕДИАЛИНГВИСТИКА. Материалы VI международной научной конференции. Том Выпуск 9. Науч. редактор Л.Р. Дускаева, отв. редактор А.А. Малышев. Санкт-Петербург, 2022. С. 655-658
6) Зорина В.А., Осиповская Е.А. Искусственный интеллект в медиа: текущее состояние и перспективы//ЯЗЫК И РЕЧЬ В ИНТЕРНЕТЕ: ЛИЧНОСТЬ, ОБЩЕСТВО, КОММУНИКАЦИЯ, КУЛЬТУРА. Сборник статей V Международной научно-практической конференции: в 2 т.. Том 1. Москва, 2021. С. 350-357
7) Кочетова А. О., Уткин А. П., Сарычева С. А. Рассмотрение искусственного интеллекта и искусственной нейронной сети// СТУДЕНЧЕСКИЕ НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сборник статей XV Международной научно-практической конференции. – Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». – 2022. С. 26-29
8) Краковский И.В, Асалханов П.Г. Текстовые нейронные сети: возможности, применение и перспективы развития// Научные исследования студентов в решении актуальных проблем АПК / Материалы всероссийской научно-практической конференции: в III томах. - Молодежный: Изд-во Иркутский ГАУ, - 2023. Т II. С. 260-265
9) Лемешева, М. 5 мировых медиатехнологий, которые уже работают в России [Электронный ресурс] / М. Лемешева. – URL: https://www.cossa.ru/trends/285992/ (дата обращения 27.11.2023)
10) Семенова А.Т. Эффективность нейронных сетей// ИННОВАЦИОННЫЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ КАК РЕАКЦИЯ НА ВЫЗОВЫ НОВОЙ ЭПОХИ: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (13 декабря 2022 г., г. Стерлитамак). В 2 ч. Ч. 2 / - Уфа: Аэтерна, 2022. С. 44-45
11) Смородина В. А. Цифровая журналистика: сущность и классификация направлений / В. А. Смородина // Вестник филологических наук. – 2022. – Т. 2. – № 3. – С. 113-119.
12) Соломин В. Е. Тренды развития мультимедийной (цифровой) журналистики и новых медиа / В. Е. Соломин // Медиа и коммуникации: состояние, проблемы, перспективы: Сборник статей Национальной научно-практической конференции (к 30-летию кафедры журналистики и русской литературы XX века), Кемерово, 23 октября 2021 года / Под общей редакцией А.В. Чепкасова, Ф.С. Рагимовой. – Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2022. – С. 89-90
13) Торгунаков Е.А., Торгунакова Е.В. Современные технологии медиабизнеса//РЕКЛАМА, PR И МЕДИА: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ. Сборник статей международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2022. С. 101-105
14) Чжэн Яоян, Ши Цзыхань, Лу Вэйминь. Новые направления современной журналистики//ПОСТРОЕНИЕ МЕЖОТРАСЛЕВЫХ НАУЧНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ. Сборник статей международной научной конференции. Санкт-Петербург, 2023. С. 6-8
15) Чернавский А.С. Современные генеративные модели как актуальный феномен новых медиа – возможности и риски//МЕДИА-2023: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА: 2023 - ГОД ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА. Материалы III международной научно-практической конференции. Московский педагогический государственный университет. Москва,, 2023. С. 161-166
16) Bradshaw, P. Making money from journalism: new media business models (A model for the 21st century newsroom pt5) [Электронный ресурс] / P. Bradshaw. – URL: http://onlinejournalismblog.com/2008/01/28/making-money-from-journalism-new-media-business-models-a-model-for-the-21st-century-newsroom-pt5 (дата обращения 27.11.2023)