Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Судебная власть имеет ряд особенностей, которые отличают ее от других ветвей власти. Во-первых, она является независимой от исполнительной и законодательной власти, что позволяет ей принимать объективные решения и не подвергаться политическому давлению. Во-вторых, судебная власть обладает специальными знаниями и компетенцией в области права, что позволяет ей разрешать сложные правовые вопросы и обеспечивать законность в обществе.
Известно, что органы судебной власти являются одной из главных составляющих правовой системы в любом государстве. Их задача заключается в обеспечении справедливости и защите прав и свобод граждан путем разрешения судебных споров и наказания лиц, совершивших правонарушения.
Органы судебной власти включают в себя следующие структуры:
1. Конституционный суд – занимается контролем конституционности законов и актов государственных органов, а также разрешением конституционных споров. В его компетенцию также входит рассмотрение жалоб граждан на нарушение их конституционных прав.
2. Верховный суд – является высшим судебным органом, который занимается разрешением кассационных и надзорных жалоб на решения нижестоящих судов. Его задача – обеспечение единства судебной практики и защита верховенства права.
3. Апелляционные суды – занимаются рассмотрением апелляционных жалоб на решения и определения судов первой инстанции. Их задачей является проверка правильности и законности вынесенных решений.
4. Суды первой инстанции – разрешают споры в первую очередь. В их компетенцию входит рассмотрение гражданских, уголовных, административных дел и других категорий споров.
5. Арбитражные суды – рассматривают споры, связанные с предпринимательской деятельностью и коммерческими отношениями. Они занимаются разрешением хозяйственных споров и применением специальных норм права.
Важно отметить, что органы судебной власти действуют на основе законов и независимы от других ветвей власти. Судьи, занимающие должности в судах, обладают специальными полномочиями и иммунитетом.
Актуальность органов судебной власти заключается в их способности обеспечивать справедливость, права и свободы граждан, а также в обеспечении правопорядка и защите общественных интересов. Они являются гарантом правового государства и обеспечивают стабильность и законность в обществе.
Судебная власть также играет важную роль в укреплении демократии и законности. Она контролирует законность действий государственных органов, защищает граждан от произвола и незаконных действий, и обеспечивает соблюдение прав и свобод каждого человека. В этом контексте, судебная власть является инструментом правового государства, обеспечивающего справедливость и равенство перед законом.
Актуальность проблем судебной власти в первую очередь обусловлена ролью, отведенной этой ветви власти в правовом государстве. Судебная власть должна обеспечивать защиту прав граждан и закона в целом от любых противоправных действий и решений, независимо от того, от кого они исходят, в том числе от должностных лиц, наделенных властью, и от государства в целом, и тем самым обеспечивать верховенство закона.
Объектом исследования данной работы являются общественные отношения, складывающиеся в результате формирования правового статуса органа судейского сообщества РФ.
Предметом исследования являются органы судейского сообщества Российской Федерации.
Целью данной курсовой работы является анализ этих отношений с учетом правового статуса судейского сообщества в Российской Федерации. Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить историю формирования правового статуса органа судейского сообщества в России.
2. Проанализировать основные нормы законодательства, регулирующие правовой статус судейского сообщества Российской Федерации.
3. Исследовать общественные отношения, которые складываются в результате формирования правового статуса органа судейского сообщества РФ.
4. Определить проблемы и перспективы развития судейского сообщества в Российской Федерации.
Для достижения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- аналитический метод, который позволил проанализировать законодательные акты и исторические материалы;
- сравнительно-правовой метод, который позволил сравнить правовой статус судейского сообщества РФ с правовыми статусами судейских сообществ других стран;
- эмпирический метод, который был использован для изучения общественных отношений судейского сообщества РФ.
Данная курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка использованной литературы.
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ И ОРГАНЫ СУДЕБНОГО СООБЩЕСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Понятие, цели и задачи судейского сообщества
Органы судейского сообщества - это организации или учреждения, созданные для содействия сотрудничеству и координации деятельности судей разных стран или регионов. Они занимаются разработкой единых правил и стандартов в области правосудия, обменом опытом и знаниями, а также разрешением споров, связанных с толкованием и применением законодательства. Наиболее известные органы судебного сообщества включают в себя Европейский суд по правам человека, Межамериканский суд по правам человека, Европейский судебный орган, Международный уголовный суд и др. Они выполняют важную роль в поддержке правовой системы, защите прав и свобод граждан, а также укреплении принципов справедливости и правового государства[9].
Создание органов судейского сообщества обусловлено необходимостью обеспечить принцип независимости судебной власти, в связи с чем компетенция данных органов заключается в вопросах формирования судейского корпуса, проверке квалификации судей и привлечении их к ответственности в соответствии с законом.
Правовое регулирование деятельности судейского сообщества осуществляется на основе Федерального закона от 14 марта 2002 года № 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации", а также нормативных правовых актов, которые принимаются непосредственно органами судейского сообщества.
К органам судейского сообщества относятся:
1. Верховный Суд – самый высокий орган судебной власти в стране. Его решения окончательны и обязательны для исполнения.
2. Апелляционные суды – служат для рассмотрения апелляций на решения местных судов. Они проверяют правильность применения закона и могут изменить или отменить решение местного суда
3. Местные суды – рассматривают дела первой инстанции и принимают решения на основе доказательств и применения закона. Это наиболее доступные органы судебной системы для граждан.
4. Конституционные суды – занимаются рассмотрением конституционности законов и актов. Они также рассматривают жалобы на нарушения конституционных прав.
5. Высший совет судей уполномочен назначать судей и привлекать их к дисциплинарной ответственности. Он следит за соблюдением норм и стандартов поведения судей и представляет интересы судейского сообщества.
Кроме того, существуют различные профессиональные ассоциации и организации, которые представляют интересы судей и вносят свой вклад в развитие судебной системы.
Судьи федеральных судов и судов субъектов Российской Федерации являются членами судейского сообщества с момента принятия ими присяги судьи до вступления в законную силу решения о прекращении полномочий судьи, за исключением случая прекращения полномочий в связи с почетной отставкой или отстранением от должности с отличием о судье.
Отбор кандидатов на должности судей осуществляется на конкурсной основе. Должности мировых судей и конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации. Ни один суд не может быть упразднен, если возложенные на него вопросы отправления правосудия одновременно не были переданы в ведение другого суда. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации".
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации // Российская газета. - 25 декабря 1993 г. - № 237.
2. Федеральный конституционный закон от 31.12. 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" (с изменениями от 15 декабря 2001.
3. Алексеева Л.Б., Андреев В.И. Настольная книга судьи.-М, 2021.
4. Борисова Е.А. Апелляция в гражданском (арбитражном) процессе.-М, 2020.
5. Ермошин Г.Т. Судебная власть как система органов государственной власти // Законодательство и экономика. - 2020 - № 4.
6. Ершов В. Российская академия правосудия: стратегия деятельности и этапы развития // Российская юстиция. - 2021. - N 3. - С.64, 65.
7. Жеребцов А. Как закалялась Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации // Российская юстиция. - 2023. - N 7.
8. Зайцев В.Ю. Некоторые вопросы, возникающие в связи с вступлением в силу новой редакции Федерального закона "О статусе судей в Российской Федерации" // Российский судья. 2022. - N 2.
9. Золотухин Б. Правда и милость да царствуют в судах. Три источника и три составные части Концепции судебной реформы 1991 г.// Российская юстиция. - 2021. - N 12.., 4 июля 2003 г., 5 апреля 2005 г.) // "Российская газета" от 6 января 1997 г.
10. Изварина А.Ф. Мировые судьи России начала XXI века.- Ростов н/д, 2022.
11. Коршунов Н.М., Мареев Ю.Л. Гражданский процесс: учебник для вузов.-М., 2022.
12. Костров Г. Почему суд не становится третьей властью // Российская юстиция. - 2021. - N 12. - С.46.
13. Лебедев В.М. Становление и развитие судебной власти в Российской Федерации. - М.: Российская академия правосудия, 2000. - 243 с.
14. Устюжанинов В.А. Исторические, организационные и процессуальные аспекты деятельности //Мировой судья. - 2021. - № 16 - С. 248.
15. Шхагапсоев З.Л., Тхабисимова Л.А. Судебная власть в субъектах Российской Федерации и мировые суды//Конституционное и муниципальное право. – 2019.- № 4.С.24.
16. Ярков В.В. Гражданский процесс: учеб./ В.В. Ярков В.В. - М.: Волтерс Клувер, - 2020.