Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Повысить эффективность использования земли, производственных фондов, материальных, финансовых и трудовых ресурсов; провести систему мер по укреплению хозяйственного расчета, снижению затрат, повышению рентабельности сельскохозяйственного производства и улучшению финансово-экономического состояния хозяйств возможно при наличии всесторонней, объективной, оперативно поступающей информации.
Основным источником информации об экономической деятельности предприятий являются данные, содержащиеся в бухгалтерской отчетности.
Актуальность учета и анализа бухгалтерского баланса, как основного финансового документа организации обусловлена тем, что во всех установленных законодательством случаях лежит обязанность ведения бухгалтерского учета. Обеспечение адекватного учета, составления и предоставления релевантной информации об имущественном положении организации способствует наиболее полному и рациональному использованию средств. Качественная и достоверная информация о состоянии, движении и уровне использования средств имеет исключительно значение в принятии экономических решений широким кругом, как внутренних, так и внешних пользователей.
Цель работы: изучить назначение бухгалтерского баланса, технику его составления, провести анализ и оценку деятельности предприятия.
Задачи:
1. Изучить теоретические основы назначения, техники составления и анализа бухгалтерского баланса.
2. Дать организационно-экономическую характеристику организации ООО «Квартет Сервис»
3. Исследовать назначение и технику составления бухгалтерского баланса в ООО «Квартет Сервис».
4. Провести анализ бухгалтерского баланса и оценку результатов деятельности и на их основе разработать мероприятия по улучшению финансового состояния на основе бухгалтерского баланса в ООО «Квартет Сервис».
Объект исследования: бухгалтерский баланс в ООО «Квартет Сервис».
Предмет исследования: экономические отношения, связанные с бухгалтерской отчетностью и анализом финансовой деятельности предприятия.
Период исследования 3 года, с 2020 по 2022 г. включительно.
Методической основой работы стали следующие методы: метод системного анализа, математические и статистические методы, методы сравнения и аналогий, метод обобщений.
Информационной базой исследования являются:
- законодательство Российской Федерации: Налоговый кодекс РФ, Федеральные законы «О бухгалтерском учете», Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность», Приказы Минфина РФ «Об утверждении Методических указаний по бухгалтерской отчетности» и «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению».
- научная литература российских и зарубежных авторов, среди которых Н.В. Жуков, И.Н. Томшинская, З.Б. Есимкулова, Т.А. Фролова, Т.Ю. Сергеева.
- документация ООО «Квартет Сервис».
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО БАЛАНСА КАК ИНФОРМАЦИОННОЙ МОДЕЛИ ОЦЕНКИ ФИНАНСОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Понятие и нормативное регулирование бухгалтерской отчетности
Рассматривая годовую бухгалтерскую отчетность, определимся с состава, который включается бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах и приложения к ним, на основании федерального закона № 402–ФЗ «О бухгалтерском учете». К приложениям относят отчет об изменении капитала, отчет о движении денежных средств, расшифровка бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах. Все формы годового отчета включают в себя специально утвержденные таблицы, раскрывающие финансовые показатели предприятия
Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность коммерческой организации состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним (ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"). Приложениями являются отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств, а также иные приложения, составляемые в табличной и (или) текстовой формах (пояснения) (п. 2, 4 Приказа Минфина РФ от 02.07.2010 N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций"). В состав пояснений могут входить таблицы из приложения 3 к указанному Приказу, таблицы, разработанные организацией самостоятельно, а также текстовые пояснения.
Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческой организации, в том числе ТСЖ, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним (ч. 2 ст. 14 Федерального закона N 402-ФЗ). В качестве приложений также выступают пояснения, составляемые в табличной и (или) текстовой формах.
Организации при составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности используют формы бухгалтерской отчетности, утвержденные Приказом Минфина РФ N 66н, если иные формы не установлены федеральными или отраслевыми стандартами бухгалтерского учета (п. 8 указанного документа).
Предпринимательская деятельность постоянно требует принятия экономических решений, благополучный исход которых зависит от наличия правдивой и точной информации. Различные субъекты рынка (кредиторы, собственники, поставщики, покупатели), анализируя финансовую отчетность организации, находят удовлетворение своим интересам. На сегодняшний день основной информационной базой для разработки и принятия управленческих решений в отношении любой коммерческой организации служит бухгалтерская (финансовая) отчетность.
Российское законодательство сближает понятия «бухгалтерская» и «финансовая» отчетности между собой. Согласно статье Федерального закона № 402-ФЗ от 06 декабря 2017 года «О бухгалтерском учете» бухгалтерская (финансовая) отчетность представляет собой информацию о финансовом положении экономических субъектов, а также результатах их деятельности и движении денежных средств за отчетный период [1].
Кроме вышеупомянутого закона, устанавливающего единые требования ведения бухгалтерского отчета и составления бухгалтерской отчетности, законодательство по бухгалтерской (финансовой) отчетности включает: Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утвержденное Приказом Министерства Финансов РФ от 06 июля 1999 г. №43н, Приказ Минфина России от 02 июля 2021 г. №66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций», Приказ Минфина РФ от 29 июля 1998 г. №34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации».
Бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации регулируются законодательством и нормативными актами. Это:
1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 года № 402-ФЗ (с изменениями от 23.05.2016 года) этот закон отражает основные требования к ведению бухгалтерского учета [1].
Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций, на основании этих данных составляется бухгалтерский баланс, баланс составляется главным бухгалтером в определенные сроки и подписывается руководителем организации.
Бухгалтерский баланс составляется в валюте Российской Федерации в рублях. Баланс составляется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Организация несет ответственность за нарушения законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете.
2. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 года № 34н (с изменениями от 08.07.2016 года) [2].
Содержит основные правила составления и оценки статей. Документирование имущества, обязательств и иных фактов хозяйственной деятельности, ведение регистров бухгалтерского баланса осуществляется на русском языке.
Организация должна составлять бухгалтерский баланс за месяц, квартал и год нарастающим итогом с начала отчетного года, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Формы бухгалтерской отчетности организаций, а также инструкции о порядке их заполнения утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.
Бухгалтерский баланс должен давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, о его изменениях, а также финансовых результатах ее деятельности. Содержание и формы бухгалтерского баланса применяются последовательно от одного отчетного периода к другому.
3. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008 от 06.10.2008 года №106н (с изменениями от 06.04.2015) [5] .
Для целей настоящего Положения под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.
К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, организации регистров бухгалтерского учета, обработки информации.
4. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99 от 06.07.99 № 43н (с изменениями от 08.11.2010 года) .[7]
Настоящее Положение устанавливает состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций.
Изменения, вступившие в силу с 2022 г., затронули целый веер нормативно-законодательных актов, регламентирующих порядок составления и представления финансовой отчетности:
1. Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".
2. Федеральный закон от 28.11.2020 N 444-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О бухгалтерском учете".
3. Федеральный закон от 26.07.2021 N 247-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О бухгалтерском учете" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования бухгалтерского учета организаций бюджетной сферы".
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 21.05.2021 N 631 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 811 "О случаях, размере и порядке взимания платы за предоставление информации, содержащейся в государственном информационном ресурсе бухгалтерской (финансовой) отчетности".
6. Приказ Минфина России от 02.07.2010 N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций".
7. Приказ Минфина России от 19.04.2021 N 61н "О внесении изменений в Приказ Минфина России от 02.07.2010 N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций".
8. Приказ Минфина России от 20.11.2020 N 236н "О внесении изменений в Положение по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" ПБУ 18/02, утвержденное Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 19 ноября 2002 г. N 114н".
9. Приказ Минфина России от 05.04.2021 N 54н "О внесении изменений в Положение по бухгалтерскому учету "Информация по прекращаемой деятельности" ПБУ 16/02, утвержденное Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 2 июля 2002 г. N 66н" и др.
С 1 января 2022 г. ФНС начинает формировать государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности. Росстат больше не будет вести базу с бухгалтерской отчетностью. Переход бухгалтерской отчетности в распоряжение ФНС сопряжен со следующими изменениями:
- любой пользователь Интернета может на едином информационном ресурсе получить бухгалтерскую и аудиторскую отчетность;
- вся бухгалтерская отчетность теперь сдается в ИФНС;
- сдавать бухгалтерскую отчетность можно будет только в электронном виде.
Использовать интернет-сервис станет возможно с мая 2022 г. Информационный ресурс позволит получить данные бухгалтерской отчетности любого хозяйствующего субъекта. ФНС предоставит также возможность получить экземпляр бухгалтерской отчетности, подписанный ЭЦП ФНС РФ. Данная услуга будет оказываться на платной основе. Размер оплаты за пользование базы ГИР установлен Постановлением Правительства РФ от 25.06.2021 N 811 "О случаях, размере и порядке взимания платы за предоставление информации, содержащейся в государственном информационном ресурсе бухгалтерской (финансовой) отчетности" в размере 200 000 руб. за годовое обслуживание одного рабочего места, то есть одного компьютера. Отчетность 2020 г. и более ранних периодов по-прежнему будет предоставлять Росстат бесплатно.
Правила представления отчетности содержатся в Информационном сообщении Минфина России от 13.12.2020 N ИС-учет-12 "Об изменении порядка представления организациями обязательного экземпляра годовой бухгалтерской отчетности". Федеральный закон от 28.11.2020 N 444-ФЗ предусматривает обязательное представление годовой бухгалтерской отчетности организации с 1 января 2022 г. только в один адрес: либо ФНС России, либо Банк России. Представлять бухгалтерскую отчетность в органы статистики больше не требуется.
Организации, отличные от кредитных и некредитных финансовых организаций, согласно положениям Закона от 28.11.2020 N 444-ФЗ представляют один экземпляр составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в налоговый орган по месту нахождения экономического субъекта.
Состав бухгалтерской отчетности, представляемой в государственный информационный ресурс включает в себя годовой отчет, пояснения, аудиторское заключение и отчётность по стандартам ЦБ Ф. При этом согласно новым требованиям освобождаются от представления бюджетные и религиозные организации, ЦБ РФ, предприятия с государственной тайной.