Фрагмент для ознакомления
2
В современном обществе, где усиливается проблема экологических проблем, формирование экологической культуры, особенно среди подрастающего поколения, становится важным вопросом. Проблема формирования экологической культуры у дошкольников занимает ключевое место в теории дошкольного воспитания и в современной воспитательной практике.
Экологическое воспитание дошкольников включает развитие гуманного отношения к природе, формирование экологических знаний и эстетических чувств. Важны также деятельности, вовлекающие детей в заботу о растениях и животных, а также в охрану природы.
Развитие экологического сознания у дошкольников следует рассматривать как формирование нравственных ценностей. Отношение к природе должно базироваться на гуманных чувствах, осознании ценности жизни и стремлении сохранить и защитить природу. Экологическая культура человечества не может развиваться без понимания существующей экологической ситуации.
Понимание глобальных международных и национальных экологических проблем создает значительную обеспокоенность и неравнодушие, предоставляя педагогам широкий кругозор и стимул к разнообразной педагогической работе. Это является основой для формирования экологической культуры и воспитания, определяющих позицию и характер поведения подрастающего человека.
Осознание целей и задач экологического воспитания дошкольников становится более эффективным при внедрении игровых обучающих ситуаций и элементов сюжетно-ролевой игры в изучение природы. Например, сравнение реальных животных с игрушками-аналогами и игровое "обыгрывание" этих игрушек помогают формировать у детей представления о живой природе и правильном обращении с ней.
Систематическое использование литературных и сказочных персонажей, таких как Чиполлино, Незнайка и другие, в педагогической деятельности, а также внесение игрового компонента в учебный процесс, создают благоприятные условия для интеграции игры и обучения, способствуя увеличению умственной активности детей.
Исследования ученых, таких как С. Н. Николаева, Н. А. Рыжова, Л. Д. Бобылева, В. И. Вересов, В. И. Ашиков, С. Г. Ашикова, Т. А. Климова, Н. А. Таранкова, Ж. Л. Васякина, и других, оказали значительное воздействие на анализ проблем, формулировку содержания и методологию экологического образования. Важным вкладом в развитие предметной области являются труды исследователей, таких как И. Р. Колтунова, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, П. Г. Саморукова, обсуждающих возможности формирования у детей дошкольного возраста комплексных знаний о природе.
Основное направление исследований по теории и методике экологического образования для дошкольников связано с разработкой программ. Ученые, такие как Л. П. Молодова, Л. И. Егоренков, С. Н. Николаева, В. Н. Вересов, В. Г. Ашиков, С. Г. Ашикова, С. Н. Николаева, Н. А. Рыжова, И. Н. Белавина, Н. Г. Найденская, Т. А. Бабакова, Л. Д. Бобылева, Н. М. Черновоиванова, Л. П. Салеева-Симонова, А. А. Плешаков, В. И. Зебзеева, Б. Т. Лихачев, 3. Г. Нигматов, И. Т. Гайсин, 3. А. Хусаинов, Р. Я. Дыганов, и др. внесли свой вклад в эту область исследований.
Задача данного исследования заключается в повышении эффективности экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста через использование образовательных игровых ситуаций. Для решения этой задачи была поставлена цель исследования.
Цель исследования: Оценка воздействия экологических образовательных игровых ситуаций на процесс экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс применения игровых образовательных ситуаций в экологическом воспитании детей 4-5 лет.
Предмет исследования - образовательные игровые ситуации как средство эффективного экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста с целью формирования заботливого отношения к природе.
Сфокусировав внимание на объекте, были поставлены следующие задачи:
1. Анализ психолого-педагогических основ содержания экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста.
2. Определение роли игры в процессе экологического воспитания дошкольников.
3. Разработка и проверка методики использования игровых образовательных ситуаций в экологическом воспитании детей среднего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: предполагается, что целенаправленная и результативная работа по экологическому воспитанию дошкольников будет более успешной, если в процессе используются разнообразные образовательные игровые ситуации.
Для достижения цели и решения поставленных задач были использованы различные методы, включая анализ психологической, педагогической и методической литературы, диагностику дошкольников, наблюдение, индивидуальное взаимодействие с детьми и экспериментирование.
Актуальность и теоретическая значимость данного исследования проявляются в сборе и определении условий эффективного использования игровых образовательных ситуаций, способствующих экологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста.
Практическая ценность исследования заключается в возможности улучшения педагогического процесса в области экологического воспитания детей.
1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ СИТУАЦИЙ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1 Сущность и содержание экологического воспитания дошкольников
Любая сфера деятельности, включая заботу о природе, опирается на ряд важных принципов и убеждений. Среди них ключевые в моем понимании включают:
1. Формирование ответственного отношения к природной среде рассматривается как неотъемлемая часть образования. Этот процесс требует учета взаимосвязи глобальных, национальных и региональных подходов.
2. Необходимость учитывать взаимосвязь интеллектуального и эмоционального восприятия окружающей среды с практической деятельностью по ее улучшению.
3. Основные принципы формирования экологически грамотного человека включают систематичность, непрерывность и междисциплинарность экологического образования. Важно также осознание целостности окружающей среды и тесных связей между ее компонентами.
В основе природоохранной деятельности лежит стремление к обеспечению баланса между потреблением и воспроизводством среды в регионе. Для формирования у детей подобных представлений необходима система теоретических знаний и практических навыков, направленных на поддержание баланса, оптимизацию и исправление нарушений природопользования. Эти убеждения формируются в результате долгосрочного и последовательного процесса экологического воспитания.
Экологическое воспитание представляет собой инновационное направление в дошкольной педагогике, зародившееся в конце 80-х и начале 90-х годов. Основой этого воспитания является традиционная программа "Ознакомление детей с природой", направленная на ориентацию дошкольников в различных аспектах природы, доступных для прямого наблюдения. В последнее десятилетие акцент в деятельности дошкольных организаций сместился к формированию у детей бережного отношения к природе, придавая особое значение природоохранной составляющей.
Экологическое воспитание представляет собой новую категорию, тесно связанную с наукой экологии и ее различными аспектами [4].
Экологическое воспитание должно протекать непрерывно на всех этапах образовательного процесса. В дошкольных учреждениях формируются научные основы понимания естественных взаимосвязей в системе "Природа – Общество – Человек" и развивается ответственность за улучшение и трансформацию окружающей среды. Непрерывность в экологическом образовании предполагает совместное воздействие различных источников знаний и средств массовой информации с целью рационального использования.
Процесс формирования экологически грамотного индивида в условиях целенаправленного педагогического воздействия предполагает органическое единство научных знаний о взаимосвязи природных и социальных факторов среды с их чувственным восприятием. Это восприятие должно пробуждать нравственно-эстетические переживания и влекти желание внести практический вклад в улучшение окружающей среды. Принцип экологического образования и воспитания, ориентированный на комплексное понимание природы с применением художественно-образных средств и непосредственного взаимодействия с природной средой, становится руководящим [13].
В.А. Сухомлинский рассматривал природу как "вечный источник мысли" и добрых чувств детей, ставя перед собой задачу раскрыть её роль в воспитании стремления к интеллектуальной насыщенности трудовой жизни. "Природа, труд, мысль – объекты специального изучения". Широко известны "уроки мышления в природе", проводимые этим выдающимся педагогом. "Пройдите в поле, в парк, попейте из источника мысли, и эта живая вода сделает ваших воспитанников мудрыми исследователями, любознательными исследователями и поэтами" [7; 9].
Результат взаимодействия рационального и эмоционального, применения художественно-образных средств в практической деятельности, динамичен и зависит от возраста детей. Очевидно, что в дошкольном возрасте особое значение приобретает эмоционально-эстетическое восприятие окружающей среды по сравнению с интеллектуальным.
Близкое окружение дошкольника и ежедневное общение с природной средой предоставляют убедительные примеры для исследования различных аспектов взаимодействия человека с природой, снабжая необходимыми навыками для согласованного и гармоничного соседства с ней.
Нельзя недооценивать важность краеведческого подхода в реализации задач экологического образования. Влияние природного и социального окружения на детей дошкольного возраста непосредственно формирует их отношение к окружающей среде.
В контексте краеведческого подхода особую значимость имеет практическая деятельность детей, направленная на развитие их экологической культуры. Важно понимать, что экологическое воспитание малышей не ограничивается знанием только о природе их родного края. При рассмотрении влияния человека на природу в определенной местности, необходимо оценивать последствия с точки зрения не только государственных, но и глобальных интересов. В образовательном процессе для формирования представлений о экологии важно включать информацию о ключевых проблемах охраны окружающей среды, которые не знают государственных границ. Многие из этих проблем можно решить только через международное сотрудничество.
Формируя у детей заботу о природе их края, педагог внушает им идею о Земле как общем космическом корабле для всего человечества. Это позволяет детям осознать, что забота об условиях жизни на планете – это общая ответственность.
Дошкольные организации играют ключевую роль в закладывании основ экологической культуры. Великий педагог В.А. Сухомлинский оставил наследие в области воспитания детей через взаимодействие с окружающей средой. По его мнению, природа лежит в основе мышления, творчества и чувств детей. Связывая отношение детей к природе с идеей о том, что это их родной край, который их вырастил и поддерживает, он подчеркивал значение земли, преобразованной трудом каждого из нас.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Богданец Т. Экологические знания — первое представление о мире // Дошкольное воспитание -2003-№ 12-52с.
2. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5–6 лет. Воронеж, 2004
3. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. СПб., 2004
4. Емельянова И.Е. Теория и методика экологического образования детей: Учебное пособие. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016.
5. Жукова Р.А. Экологические игры для детей. - М.: ООО "ИД РИП-холдинг", 2019.
6. Зверев И.Д. Экологическое образование и воспитание: узловые вопросы. Экологическое образование: концепции и технологии — М.: Перемена, 1996-123с.
7. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2003- 326с.
8. Иванова А.И. Экологические игры для дошкольников. - М.: Просвещение, 2019.
9. Казарчук Г. Дидактические игры в экологическом воспитании дошкольников// Ребенок в детском саду — 2005-№ 4-54-56с.
10. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика-М.,2000 -256с.
11. Костюченко М. Природа дарит чудеса // Дошкольное воспитание - 2007-№10-108-112с.
12. Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2004
13. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001- 263с.
14. Николаева С.Н. Формирование начал экологической культуры // Дошкольное воспитание-1998- № 2-13-17с. https://dovosp.ru/magazine_preschool_education/dv-02-1998
15. Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников. М., 2002
16. Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. - М.: Мозаика-Синтез, 2021.
17. Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа. – М.: Гном и Д, 2008- 136с.
18. Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. М., 2003
19. Петрова С.М. Формирование экологической культуры дошкольников. - СПб.: Детство-Пресс, 2020.
20. Плохий З.П. Воспитание экологической культуры дошкольников// Дошкольной воспитание- 2002-№ 4-5-17с, 95-126с. https://dovosp.ru/magazine_preschool_education/dv-year/2002
21. Поваляева М.А., Руденко Л.Г. Экспресс-игры экологического содержания для дошкольников. // Дошкольное воспитание. - 2020. - No3.
22. Потапова Л.М. Детям о природе: экология в играх для детей 5–10 лет. Ярославль, 2002
23. Рыжова Н.А. О программах экологического образования дошкольников//Дошкольное образование — 2004-№ 11-4-14с.
24. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. — М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001-374с.
25. Смирнова Е.О., Мищенко И.С. Игра в экологическом воспитании дошкольников. // Дошкольное воспитание. - 2018. - No8.
26. Сорокина А.И. Умственное воспитание в детском саду. - М.,2000-294с.
27. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. - СПб.: Детство-пресс, 2022.
28. Шорыгина Т.А. Беседы о природе. Методика и тексты бесед. - М.: ТЦ Сфера, 2019.
29. Яковлева Г.В. Методика развития экологических представлений у дошкольников. - М.: ВЛАДОС, 2020.