Фрагмент для ознакомления
2
Все мы знаем, что обращение к наследию русской литературы и творчеству Ольги Федоровны Берггольц является неотделимой частью русской литературы, ориентированной на переосмысление истории. «Никто не забыт и ничто не забыто» – собственно, именно эта знаменитая фраза Ольги Берггольц увековечена на стеле на Пискаревского кладбища.
В русской литературе место О.Ф.Берггольц на протяжении многих лет определялось цензурой, которая не позволяла поэтессе печатать значительную часть того, что она создала. В результате ее имя стало ассоциироваться с ура-патриотизмом. Только в начале 1990-х, когда были опубликованы ее тюремные стихи и дневники, читатели познакомились с новой, другой Берггольц. Но, как и прежде, значительная часть архивов Ольги Берггольц закрыта для исследователей.
Творческая карьера О.Ф.Берггольц началась в 1924 году, когда ее стихотворение под названием «Ленин» было впервые опубликовано в стенгазете фабрики «Красный ткач». С этого момента и до конца своей жизни Ольга Берггольц посвятила себя литературе.
О.Ф. Берггольц работала в разных жанрах: лирике, прозе, драме, эссе, романах, новеллах. Наиболее известными являются такие произведения, как поэмы «Февральский дневник» (1942) и «Твой путь» (1945), трагедия «Верность» (1946–1954) и поэма в прозе «Дневные звезды» (I часть 1959). Следует также обратить внимание на важность наследия мемуаров и посланий автора. Дневник О.Ф.Берггольц – наиболее ценная и важная часть ее литературного наследия.
Первые монографические работы, которые были посвящены творчеству поэтессы, появились в начале 1960-х годов. Специфика этих исследований, носящих критико-биографический характер (Н. Банк, Г. Цурикова) и сосредоточенных на природе стиха О.Ф. Берггольц (А. Павловский), состоит в том, что они написаны при жизни поэтессы с учётом мыслимого критического прочтения их самой Ольгой Берггольц. После выхода в свет книги «Дневные звезды» (1959) интерес исследователя сконцентрировался на жанровых поисках писательницы в области лирической прозы, получивших позитивные отзывы.
Объект исследования – книга очерков «Дневные звезды».
Предмет исследования – своеобразие лирического содержания женской души в книге очерков «Дневные звезды».
Цель работы – определить особенности изображения лирики женской души в книге очерков «Дневные звезды».
Цель работы обусловила следующие задачи:
- рассмотреть особенности творческого поиска поэтессы;
- рассмотреть специфику поэтологии Ольги Берггольц: рефлексия и авторская стратегия;
- выявить особенности книги очерков «Дневные звезды»;
- рассмотреть своеобразие создания женских образов в книге «Дневные звезды».
Методология исследования: биографический, культурно-исторический, политологический, герменевтический; анализ и синтез научной и научно-публицистической литературы, литературоведческий (текстологический) анализ сборника очерков «Дневные звезды».
Практическая значимость работы заключается в возможности применения материалов исследования в рамках преподавания русской литературы XX века для студентов вузов филологического направления, а также в рамках преподавания литературы в средних учебных заведениях, в том числе в школьном образовании.
Структура работы: введение, две главы, заключение и список литературы.
ГЛАВА 1. ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ О. БЕРГГОЛЬЦ
1.1. Творческий поиск: биографический аспект
Русская писательница и поэтесса Ольга Федоровна Берггольц родилась в семье врачей Санкт-Петербурге 16 мая (по старому стилю 3 мая) 1910 г. Семья жила на окраине Санкт-Петербурга, в районе Невская застава, где прошло детство будущей поэтессы.
В 1920-е годы Ольга Берггольц училась в трудовой школе. Ее первые стихи были опубликованы в стенгазете фабрики в 1924 году, а год спустя Ольга Берггольц вступила в литературную молодежную группу «Смена».
В 1926 году она стала студенткой Высшего искусствоведческого курса Института истории искусств, а через несколько лет перевелась в Ленинградский университет.
В 1930 году Берггольц окончила лингвистический факультет Ленинградского университета и, как описано в ее книге «Глубинка» (1932), начала работать выездным корреспондентом газеты «Советская степь».
Вернувшись в Ленинград, Ольга Берггольц в течение 3 лет работала редактором крупной типографии на заводе «Электросила». Затем она работала в газете «Литературный Ленинград».
В 1932–1935 годах вышел в свет первый сборник Ольги Берггольц, и началась ее слава как поэтессы. Среди ее произведений того времени – поэмы, стихотворения, рассказы, повести, пьесы, публицистика: повесть «Углич» (1932), сборник очерков, написанных в Казахстане, – «Глубинка» (1932), сборник лирики «Стихотворения» (1934), повесть «Журналисты» (1934), сборник рассказов «Ночь в "Новом мире"» (1935), повесть «Зерна» (1935), сборник «Книга песен» (1936) .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бадамян Е. А. " Никто не забыт…"(100 лет со дня рождения Ольги Берггольц) //Вестник ВЭГУ. – 2010. – №. 3. – С. 154-156.
2. Баймиева В. Ю. НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ КНИГИ О. БЕРГГОЛЬЦ «ДНЕВНЫЕ ЗВЕЗДЫ» // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития. – 2016. – С. 86–88.
3. Берггольц О. Дневные звезды. Л.: Советский писатель, 1959. 164 с.
4. Берггольц О. Ф. Дневные звезды (Главы из 2-й книги) // Простор. 1964. № 6. С. 43–44.
5. Берггольц О. Ф. Ольга. Запретный дневник: дневники, письма, проза, избранные стихотворения и поэмы Ольги Берггольц / [Сост., ст., коммент. Н. Соколовской, А. Рубашкина]. СПб.: Азбука-классика, 2010. 539 с.
6. Берггольц О. Ф. Собр. соч.: В 3 т. Л.: Худож. лит., 1990. Т. 3: Стихотворения; пьесы; проза: Дневные звезды; статьи и очерки 1954–1975. 527 с.
7. Гордович К. Д. Дневники Ольги Берггольц как художественный текст, документ эпохи и зеркало cамосознания. – 2021.
8. Гричанина В. В. АВТОБИОГРАФИЧЕСКОЕ НАЧАЛО И ФОРМЫ ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯ В КНИГЕ О. БЕРГГОЛЬЦ «ДНЕВНЫЕ ЗВЕЗДЫ» // Наука и современное общество: взаимодействие и развитие. – 2019. – №. 1. – С. 126–132.
9. Громова Н. Ольга Берггольц. Смерти не было и нет. Опыт прочтения судьбы. – Litres, 2017.
10. Завьялов С. Что остается от свидетельства: меморизация травмы в творчестве Ольги Берггольц // Новое литературное обозрение. 2012. № 116. С. 146–157.
11. Интернет-источник «Риановости» Ольга Федоровна Берггольц. Биографическая справка [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ria.ru/20100516/234406155.html (Дата обращения: 09.12.2023)
12. Карпачева Т. С. Ольга Берггольц как читатель и герой Достоевского // Формирование профессиональной компетентности филолога в политкультурной образовательной среде: Материалы науч.-практ. конф. 24-25 ноября 2017 г. Симферополь: АРИАЛ, 2017. С. 219–227.
13. Лакшин В. Я. Ольга Берггольц // Берггольц О. Ф. «Не дам забыть.»: избранное / [сост., вступ. ст. и коммент. Н. Прозоровой]. СПб.: Полиграф, 2014. С. 549–586.
14. Новиков А. М., Новиков Д. А. Словарь системы основных понятий //Литература. – 2012. – Т. 37. – №. 69. – С. 127.
15. Прозорова Н. А. ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ И ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ТРАВМЫ В БЛОКАДНОМ ТЕКСТЕ ОЛЬГИ БЕРГГОЛЬЦ // Сибирский филологический журнал. – 2021. – №. 4. – С. 110–123.
16. Прозорова Н.А. Поэтология Ольги Берггольц: рефлексия и авторская стратегия // Проблемы исторической поэтики. – 2021. – Т. 19. – №. 2. – С. 353–372
17. СТУПИНА Н. А. " Голос, взывающий к жизни". К 105-летию со дня рождения Ольги Берггольц // Литература в школе. – 2015. – №. 4. – С. 15-18.
18. Федотова С. В. Литературоведение под «бритвой Оккама», или Оправданность приумножения терминов (поэтика — метапоэтика — поэтология) // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2012. № 4 (48). С. 238-244. (a)
19. Черепенина Н. Ю. Гендерная статистика блокады // Женщина и война: о роли женщин в обороне Ленинграда: 1941–1945 гг.: Сб. ст. / [Отв. ред. А. Р. Дзенискевич и др.]. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006. С. 235-244.
20. Черноиванова А. С. БЛОКАДНЫЙ ДНЕВНИК ДУШИ ОЛЬГИ БЕРГГОЛЬЦ // Исторический путь России: из прошлого в будущее. – 2021. – С. 643.
21. Хамидуллаева Г. А. Воплощение темы блокады в лирике О. Берггольц // Central Asian Research Journal for Interdisciplinary Studies (CARJIS). – 2021. – Т. 1. – №. 2. – С. 89–92.
22. Хамидуллаева Г. А. ТИПОЛОГИЯ ОБРАЗОВ В ЛИРИКЕ О. БЕРГГОЛЬЦ //Academic research in educational sciences. – 2021. – Т. 2. – №. 12. – С. 1039-1045.
23. Яров С. В. Блокадная этика: представления о морали в Ленинграде в 1941–1942 гг. М.: Центрполиграф, 2013. 603 с.