Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. Экономические интересы Российской Федерации (далее – РФ) сосредоточены в значительной степени на увеличение дохода бюджета государства. Важным источником в формировании доходной части федерального бюджета являются таможенные органы. Они осуществляют взимание, контроль правильности исчисления и своевременности уплаты таможенных платежей, принимают меры по их принудительному взысканию в пределах своей компетенции. Кроме того, на таможенные органы возложена обязанность по перечислению в федеральный бюджет РФ средств, которые включают в себя также пени, недоимки, утилизационные сборы, платежи за включение в соответствующие реестры лиц в сфере таможенного дела. Вместе с тем администрирование уплаты таможенных платежей осуществляется и во взаимодействии с налоговыми органами, которые, обладая информацией об участниках внешнеэкономической деятельности как налогоплательщиках, обмениваются этой информацией с таможенными органами для осуществления совместных проверочных мероприятий. Тесное взаимодействие ФТС РФ и ФНС РФ проявляется, прежде всего, в том, что усилиями обоих ведомств обеспечивается более 80% всех доходов в федеральный бюджет. Поэтому от эффективного взаимодействия этих двух фискальных служб зависит устойчивость всей бюджетной системы страны.
Разработанность исследуемой проблемы. Данная тема получила достаточно широкое освещение в российской научной литературе. Теоретико-методологические и практические вопросы исследовались в работах Артемьева А.А., Баландиной Г.В., Глушак Н.В., Лобановского А.М., Данченко В.И., Деточки А.В., Лазарева Д.Ю., Набирушкиной И.С. и других.
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с механизмом исчисления и уплаты таможенной пошлины.
Предметом исследования является механизм реализации таможенной пошлины в рамках таможенного- тарифного регулирования.
Цель исследования заключается в рассмотрении теоретических основ организации реализации таможенной пошлины в рамках таможенного- тарифного регулирования и выявлении основных направлений их совершенствования.
В рамках достижения поставленной цели определены следующие задачи:
1) Изучить теоретические аспекты исчисления и уплаты таможенной пошлины.
2) Провести анализ механизма уплаты таможенных платежей.
3) Выявить основные элементы механизма администрирования уплаты таможенных платежей.
Теоретическую основу исследования составляют таможенное право Евразийского экономического союза, российское законодательство по таможенному делу.
Методологическая основа исследования. В процессе исследования применялись аналитический и сравнительный подходы к решению поставленных задач, методы логического и статистического анализа, а также методы дедукции и индукции.
Материалы настоящей работы могут быть использованы при разработке учебных пособий, а в дальнейшем при изучении дисциплин по направлению «Таможенное дело» («Таможенные платежи»», «Практикум по таможенному декларированию»).
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ТАМОЖЕННОЙ ПОШЛИНЫ КАК ЭЛЕМЕНТА ТАМОЖЕННО - ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
1.1. Понятие, сущность, классификация и положение таможенной пошлины в системе таможенных платежей
Термин «таможенные платежи» обобщает все виды платежей, которые описываются в статье 46 Таможенного кодекса ЕАЭ С.
Таможенные платежи тесно связаны с таможенно-тарифным регулированием внешнеторговой деятельности. Контроль уплаты таможенных платежей при перемещении товаров через таможенную границу производится ФТС России. В системе налогов особое место отводится таможенным пошлинам. Понятие таможенной пошлины закреплено в Законе РФ «О таможенном тарифе» от 21.05.1993 г. № 5003-1 .
В соответствии с этим законом таможенная пошлина — это обязательный платеж в федеральный бюджет, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС и в иных случаях, определенных в соответствии с международными договорами государств — членов ЕАЭС и (или) законодательством Российской Федерации.
Таможенная пошлина исполняет важную роль в системе таможенных платежей. Она выполняет ряд функций и задач, которые важны для защиты, как внутренней так и внешний политики государства. Осуществляет возможность с помощью специальных мер конкурировать стране в международной торговле, а также регулировать внешнеэкономическую деятельность предприятий.
В науке налогового и таможенного права активно ведутся споры о правовой природе таможенной пошлины, в частности о ее принадлежности к платежам. В работах О.Ю. Бакаева , Е.Ю. Тимофеева , указывается, что таможенная пошлина относится к косвенным налоговым платежам:
1) таможенная пошлина – обязательный взнос в федеральный бюджет;
2) таможенная пошлина – это возмездный платеж, так как фактически является платой за предоставление возможности перемещать грузы через таможенную границу;
3) таможенная пошлина не обладает признаком регулярности, так как обязанность по уплате таможенной пошлины начинается лишь с необходимостью вступления субъекта в таможенные правоотношения;
4) уплата таможенной пошлины обеспечивается принуждением со стороны.
Рассмотрим несколько приведенных вариантов о понятии таможенная пошлина.
Пункт 1 ст. 5 «Закона о таможенном тарифе» устанавливает, что «таможенная пошлина – обязательный платеж в федеральный бюджет, взимаемый таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывозе товаров с этой территории, а также в иных случаях, установленных таможенным законодательством Российской Федерации, в целях таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности в экономических интересах Российской Федерации». В соответствии со ст. 13 Налогового кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 года №146-ФЗ до 1 января 2005 года таможенная пошлина относилась к федеральным налогам и сборам.
А.А. Шахмаметьев также считают, что таможенная пошлина обладает признаками косвенного налога. А.Н. Козырин наделяют пошлину налоговой природой и считают, что она представляет собой разновидность косвенного налога, которым облагается трансграничный оборот товаров.
Третья группа ученых и исследователей, например, О.Ю. Бакаева полагают, что таможенная пошлина объединяет в себе признаки налога и сбора.
Таким образом, представляется, что основной функцией таможенной пошлины является регулирующая. Уплата таможенной пошлины обеспечивается принуждением государства, что практически приравнивает таможенную пошлину к налогу и, таким образом, пошлина обладает фискальной функцией, но, она, на мой взгляд, все-таки является второстепенной.
Таможенные пошлины являются значительной доходной статьей государственного бюджета, а, следовательно, представляются значимыми вопросы правильного исчисления пошлин, установления ставок и контроля за взиманием пошлин.
Основными функциями, выполняемыми таможенными пошлинами, являются:
-фискальная - относится к импортным и экспортным пошлинам, потому как они являются одной из статей доходов федерального бюджета РФ;
- протекционистская (защитная) - относится к импортным пошлинам, так как с их помощью государство ограждает местных производителей от иностранной конкуренции;
- балансировочная (уравнительная) - относится к экспортным пошлинам, которые установлены для предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые ниже мировых;
- преференциальная – для стимулирования импорта товаров из определенных стран и районов;
- статистическая – для более точного учёта внешнеторгового оборота.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Договор о Евразийском экономическом союзе (ред. от 24.03.2022 г.) [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855/.
2. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (Приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.04.2017 г. (ред. 29.05.2019 г.) [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/.
3. Решение Совета ЕЭК от 14.09.2021 г. № 80 (ред. от 07.03.2023 г.) «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых решений Совета Евразийской экономической комиссии» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_397176/.
4. Распоряжение Евразийского межправительственного совета от 20.05.2016 г. № 10 «Об отчёте о зачислении и распределении сумм ввозных таможенных пошлин между бюджетами государств-членов Евразийского экономического союза в 2015 году» [Электронный ресурс]. – URL: https://www.alta.ru/tamdoc/16mr0010/.
5. Решение Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 г. № 130 (ред. от 15.02.2023 г.) «О едином таможенно-тарифном регулировании ЕАЭС» [Электронный ресурс]. – URL: https://www.alta.ru/tamdoc/09b00130/ https://www.alta.ru/tamdoc/09b00130/.
6. Решение Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 г. № 728 (ред. от 25.01.2023 г.) «О порядке применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_118429/.
7. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ (ред. от 18.03.2023 г.) [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/.
8. Закон РФ от 21.05.1993 г. № 5003-I (ред. от 19.12.2022 г.) «О таможенном тарифе» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1995/.
9. Постановление Правительства РФ от 27.11.2021 г. № 2068 (ред. от 29.12.2022 г.) «О ставках вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза» [Электронный ресурс]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_401724/.
10. Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 г. № 1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_353557/.
11. Соглашение от 21.01.2010 г. № 01-69/1/ММ-27-2/1 (ред. от 05.09.2016 г.) «О сотрудничестве Федеральной таможенной службы и Федеральной налоговой службы» [Электронный ресурс]. – URL:
12. Приказ ФТС РФ от 24.08.2018 г. № 1329 (утратил силу с 01.07.2019 г.) «Об апробации администрирования единого ресурса лицевых счетов плательщиков таможенных пошлин, налогов, открытых на уровне ФТС России, с применением комплекса программных средств «Лицевые счета – ЕЛС» [Электронный ресурс]. – URL: https://www.alta.ru/tamdoc/18pr1329/.
13. Распоряжение ФТС РФ от 11.01.2007 г. № 6-р (ред. от 14.01.2010 г.) «О совершенствовании администрирования таможенных платежей» [Электронный ресурс]. – URL: https://www.alta.ru/tamdoc/07r00006/.
14. Артемьев, Алексей Александрович. Администрирование таможенных платежей как направление налоговой политики : автореферат дис. ... кандидата экономических наук : 08.00.10 / Артемьев Алексей Александрович; [Место защиты: Финансовая акад. при Правительстве РФ]. – Москва, 2010. – 25 с.
15. Баландина, Г.В. Таможенное администрирование в России: направления совершенствования [Текст] / Г.В. Баландина // Экономическая политика. – 2018. - № 3. – 110с.
16. Глушак Н.В., Лобановский А.М. Состояние и перспективы развития межведомственного взаимодействия таможенных и налоговых органов России // Экономикика. Социология. Право. 2018. №1 (9). С. 9-14.
17. Данченко В.И. Взаимодействие налоговых органов и таможенной системы // [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimodeystvie-nalogovyh-organov-i-tamozhennoy-sistemy.
18. Деточка А.В. Взаимодействие таможенных и налоговых органов в системе контроля таможенной стоимости в Российской Федерации // Вестник Российской таможенной академии. 2008. № 4. С.109-113.
19. Лазарев, Д.Ю. Определение содержания понятий «таможенное администрирование» и «администрирование таможенных доходов» [Текст] / Д. Ю. Лазарев // Вестник Российской таможенной академии. – 2018. - № 2. – 114с.
20. Набирушкина И.С. Финансово-правовое регулирование уплаты и взимания таможенных платежей: диссертация ... кандидата юридических наук: 12.00.04 / Набирушкина Ирина Сергеевна; [Место защиты: Саратовская государственная юридическая академия]. – Саратов, 2014. – 212 с.
21. Трошкина, Т.Н. Администрирование таможенных платежей в государствах-членах ЕАЭС [Текст] / Т. Н. Трошина // Вопросы правового регулирования. - 2018. - № 1. – 72с.
22. Шакирова А. Г. Налоги и налогообложение [Текст] : учебник / под ред. А. Г. Шакировой. – М. : Директ-Медиа, 2020. – 21 с.
23. Чернопятов А. М. Налоги и налогообложение [Текст] : учебник / под ред. А. М. Чернопятов. – М.: Директ-Медиа, 2019. – 160 с.
24. Евразийский экономический союз [Электронный ресурс]. – URL: http://www.eaeunion.org/.
25. Евразийская экономическая комиссия [Электронный ресурс]. – URL: https://eec.eaeunion.org/.
26. Правительство РФ [Электронный ресурс]. – URL: http://government.ru/.
27. Министерство финансов РФ [Электронный ресурс]. – URL: https://minfin.gov.ru/ru/.
28. Федеральная таможенная служба РФ [Электронный ресурс]. – URL: https://www.customs.gov.ru/.
29. Федеральная налоговая служба РФ [Электронный ресурс]. – URL: https://www.nalog.ru/.