Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Обсуждаемый вопрос очень актуален в наше время, так как государство прямо или косвенно влияет на экономический баланс страны, обеспечивая замедление инфляции и стабильность. Независимо от того, как государственная власть была вовлечена в развитие экономики и как она регулировалась, без нее невозможно было бы вести бизнес на соответствующем уровне.
Государство может влиять разными способами: юридическим, финансовым. Регулируя правила игры на рынке и финансовые потоки, поддерживая предпринимателей в хорошей форме, государство обеспечивает необходимую дисциплину в частном секторе. Степень его влияния определяется, прежде всего, степенью развития сферы предпринимательства. Одной из важнейших проблем макроэкономики является проблема экономического роста и его темпов. В свете последних событий, связанных с проведением специальной военной операции России на Украине и введением антироссийских санкций в феврале – марте 2022 г. тема исследования приобретает особую актуальность. Эксперты-экономисты и чиновники в разных красках изображают будущее России, но даже оптимисты не отрицают, что непросто придется всем: от малого бизнеса до ведущих отраслей промышленности.
Целью исследования является анализ особенностей государственного регулирования товарного сектора.
На основании поставленной цели, были определены следующие задачи исследования, являющиеся, по сути своей, структурными элементами курсовой работы:
изучить понятие и сущность основные признаки товарного сектора;
описать необходимость государственного регулирования в условиях рыночной экономики;
проанализировать основные положения и характеристики государственного регулирования товарного сектора;
определить проблемные аспекты регулирования товарного сектора в современных экономических условиях;
разработать направления совершенствования регулирования процесса товарного сектора в современных экономических условиях.
Объект исследования – товарный сектор.
Предмет исследования – процесс государственного регулирования товарного сектора.
Степень изученности: вопросы государственного регулирования находят свое отражение как в трудах классиков экономической мысли, так и в исследованиях современных ученых. Теоретической основой при написании работы послужили научные труды следующих авторов: А.М. Даурбеков, Л.М, Анохин, И.Н. Никулина, М.Ю. Малкина, С.Г. Серяков.
Информационные источники: нормативно-правовые акты, интернет-ресурсы.
Структура работы: введение, две главы, раскрывающие вышеописанные задачи, заключение и список использованной литературы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТОВАРНОГО СЕКТОРА
1.1. Сущность основные признаки товарного сектора
Товарный сектор – это конкретная группа хозяйствующих субъектов, которые производят и предлагают к реализации на рынке группу однородных товаров. Понятие «отраслевой рынок» стоит отличать от понятия «отрасль». Отрасль по своему характеру – это технологическое понятие. Ее анализируют, прежде всего, с точки зрения производителей. Товарный рынок - это экономические отношения между покупателями и продавцами (производителями) посредством покупки и продажи товаров и услуг.
С точки зрения натурально-материальной структуры ВНП товарный рынок подразделяется на: рынок средств производства и рынок потребительских товаров (рынок товаров народного потребления). Субъектами рынка средств производства являются товарно-сырьевые биржи, брокерские конторы, промышленные и торговые компании. Они организуют оптовую продажу средств производства в больших объемах на основе долгосрочных контрактов .
Структура оптовой торговли имеет единую, сложную и широкую специализацию. Индивидуальная специализация предполагает покупку и продажу товаров одного и того же вида. Обладая сложной специализацией, торговля организована несколькими товарами одного профиля. Широкая специализация означает покупку и продажу широкого спектра товаров за пределами узкой специализации. Рынок потребительских товаров – это процесс покупки и продажи товаров через систему розничной торговли, которая максимально приближена к потребителям и осуществляется в небольших количествах. На этом рынке также существует широкий спектр послепродажных услуг по доставке товаров, обеспечению нормального функционирования товаров для дома, аудио- и видеоматериалов и т. д.
Особую специфику имеет рынок услуг (бытовых, коммунальных, информационных). Предоставление услуг осуществляется по запросу клиентов и сопровождается перемещением подрядчика на место производства. Контроль за качеством услуги осуществляется потребителем в процессе ее выполнения.
Каждый товарный рынок имеет свои специфические параметры, которые определяют выбор поставщиков и потребителей в области оперативных и стратегических решений. Однако можно выделить ряд параметров, характерных для всех типов товарных рынков. К ним относятся :
объем, темпы роста и степень насыщения спроса на данный продукт – эти данные используются для анализа жизненных циклов товаров, а также жизненных циклов технологий, используемых для производства потребительских товаров. Помимо изменения структуры затрат, изменение технологий может помочь отрасли, в которой наблюдается снижение спроса и которая связана с ней межотраслевыми связями, стимулировать развитие других отраслей;
баланс спроса и предложения с учетом товаров-заменителей и дополнительных товаров. Эти характеристики демонстрируют возможности межотраслевой конкуренции. Его величина варьируется, но всегда зависит от дефицита данного продукта на рынке (чем выше дефицит, тем активнее ведется поиск заменителей);
ценовая эластичность спроса. Этот показатель отражает взаимосвязь между изменениями пены и объемом спроса. Спрос на товары первой необходимости плохо реагирует на изменение цен, а спрос на предметы роскоши довольно эластичен по цене.
Способы товарной дифференциации с целью формирования новых потребительских свойств товаров. Дифференциация товаров позволяет производителю
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета. –1993. – 19 декабря.
2. Амирджанян, М. А. Проблемы макроэкономического регулирования российской экономики / М. А. Амирджанян, Е. С. Джой / / инновационные технологии в образовании и науке: материалы международной конференции. наука.- практ. Конф. (Чебоксары, 7 мая 2017 года). В 2-х томах.: О. Н. Широков [и др.]- Чебоксары: интерактив плюс, 2017. - С. 139-141
3. Анохин, Л. М. Состояние и перспективы развития социальной рыночной экономики в России / Л. М. Анохин, Н.в. Анохина / / Вестник Челябинского государственного университета. - 2017. - №11 (366). - С. 24.
4. Буданов В. Модернизация российской экономики и развитие человеческого потенциала. Общество и экономика. - 2021. - № 11-12. - С. 20-35.
5. Государственное регулирование народного хозяйства: Учебник / Под ред. Н. А.. Платонова и др. - М.: Альфа-М, 2016. - 653 с.
6. Грибов, В.Д. Экономика предприятия. / В.Д. Грибов. – М.: Финансы и статистика, 2022. – 336 с.
7. Гурков, И. Проблемы конкурентоспособности экономики России / И. Гурков // Маркетинг. – 2015. – № 1. – с. 13-15
8. Даурбеков, А. М. Модернизация российской экономики в современных условиях: проблемы и перспективы / А. М. Даурбеков, Х. М. Даурбеков, З. В. Кациев / / актуальные направления научных исследований: перспективы развития: материалы II Международной конференции. наука.- практ. Конф. (Чебоксары, 16 июля 2017 г.) / редколлегия.: О. Н. Широков [и др.]- Чебоксары: ЦНС "интерактив плюс", 2017. - с. 253-255
9. Макроэкономика. Продвинутый уровень: учебник / Ю. Черемных; Московский государственный университет им. их. М. В. Ломоносова (МГУ). - М.: ИНФРА-М, 2020. - 844 с.
10. Макроэкономика: Учебник / И. Н. Никулина. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 553 с.
11. Макроэкономика: Учебное Пособие / М. Ю. Малкина. - М.: научный центр ИНФРА-М, 2020. - 395 с.
12. Макроэкономика: учебное пособие / С. Г. Серяков; Всероссийская академия внешней торговли. - М.: Мастер: ИНФРА-М, 2022. - 416 с.
13. Н. И. Базылев, С. П. Гурко, М. Н. Базылева и др.. Экономическая теория: пособие для учителей., аспиранты и стажеры. - 4-е изд., стереотип. — Меганьютон.: Книжный Дом; Эко-Перспектива.2022. - 637 с.
14. Олевский, Г. Интернационализаация предпринимательства и национальная конкурентоспособность / Г. Олевский // Мировая экономика и международные экономические отношения. – 2016. – №12. – с. 17-26.
15. Портер, Майкл. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов/ Майкл Портер. – М.:Альпина Паблишер, 2015. – 456 c.
16. Радзиевская Т.В. Механизм государственного регулирования российской экономики: сущность, формы, эффективность / Под ред. В.В. Гаврилова. – М.: Экономика, 2021. – 285 с.
17. Радзиевская Т.В. Сущность и содержание государственного регулирования развитых и переходных экономик // Российское предпринимательство. – 2019. – №12 (258). – с. 103–111.
18. Сагателян А. В. особенности механизма государственного регулирования экономики / / инновационные технологии в науке и образовании: материалы VIII Международной конференции. наука.- практ. Конф. (Чебоксары, 23 Сент. 2016) редакционная коллегия/.: О. Н. Широков [и др.]- Чебоксары: интерактив плюс, 2016. - № 8. - с. 285-291.
19. Седова Н.В. Государственное регулирование энергетической безопасности (региональный аспект) // Вестник Томского государственного университета. – 2015 – №3 (31). – с. 55-59.
20. Спиридонов, И.А. Международная конкуренция и Россия: учебное пособие / И.А. Спиридонов. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 286 с.
21. Тихомирова А. А. Влияние государства на процессы обеспечения экономической безопасности / / экономика и управление: проблемы, тенденции, перспективы развития: материалы V Международной конференции. наука.- практ. Конф. (Чебоксары, 3 Февраля. 2017) / редколлегия.: О. Н. Широков [и др.]- Чебоксары: интерактив плюс, 2017. - № 2. с. 184-187.
22. Франк, Р. Х. Макроэкономика и поведение / Р. Х. Франк. - М.: ИНФРА-М, 2022. - 696 с.
23. Чуйкин, А.М. Стратегическая конкурентоспособность организации в знаниевой экономике / А.М. Чуйкин // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. – 2015. – №3. – с. 114-124.