Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы. В современном обществе изучение иностранных языков, в том числе английского языка, является одним из приоритетных направлений образовательной системы. В нормативных документах, касающихся школьного образования, государство уделяет первостепенное внимание подготовке выпускника школы к успешному вступлению в общество, а также формированию его способностей и готовности.
В современном российском обществе существует противоречие между повышенным уровнем востребованности современного человека, условиями жизни в обществе и уровнем социально-психологической и практической подготовки выпускника школы, который отстает от этих требований. Эти противоречия проявляются как в рамках всей системы школьного образования, так и в отношении преподавания каждого предмета обучения. Поскольку предмет «иностранный язык» является обязательным в российской системе школьного образования, многие из перечисленных выше противоречий и проблем также связаны с ним. Ориентация всей системы школьного образования на создание условий для того, чтобы стать свободным, развитым и культурным человеком, способным жить и изменять постоянно меняющийся мир, также требует изменения общих подходов, целей, содержания и методов обучения по каждому предмету образования.
Однако традиционные методы обучения нередко не удовлетворительно справляются с поставленными задачами, так как недостаточно ориентированы на потребности и особенности каждого ученика. В связи с этим, актуальность личностно-ориентированных технологий обучения английскому языку неоспорима.
Личностно-ориентированный подход, направленный на развитие личностного потенциала каждого учащегося, является таким общим подходом в образовании, который направлен на полноценное развитие всех сторон его личности и предмета в процессе социализации.
Ключевые положения личностно-ориентированного образования рассмотрены в работах В. В. Серикова, В. В. Бондаревской, В. С. Ильина, В. И. Слободчикова, А. П. Тряпицыной, Р. Дрейвера, Дж. Найсбитта, М. Полани, Дж. Шваба и др.
Использование личностно-ориентированных технологий в процессе иноязычного обучения позволяет индивидуализировать процесс обучения и ориентироваться на лингвистические возможности каждого ребенка.
Цель исследования - выявить эффективность и преимущества личностно-ориентированных технологий в обучении английскому языку
Объект исследования - личностно-ориентированные технологии обучения английскому языку.
Предмет исследования - методы и приемы, направленные на развитие личностных качеств ученика в процесс обучения английскому языку. Задачи исследования:
1. Рассмотреть основные принципы личностно-ориентированных технологий обучения английскому языку.
2. Проанализировать научные исследования и опыт применения личностно-ориентированных технологий в обучении английскому языку.
3. Изучить эффективность и преимущества личностно-ориентированных технологий в сравнении с традиционными методами обучения.
4. Определить особенности внедрения личностно-ориентированных технологий в образовательный процесс английского языка.
Методы исследования: сбор, анализ, синтез, сравнение, обобщение психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования.
Теоретическую основу исследования составляют положения, разработанные исследователями:
― теория и практика обучения иностранному языку (Г. В. Рогова, Н. Д. Гальскова, И. Е. Пассов, А. Н. Щукин);
― идеи и закономерности организации личностно-ориентированного обучения (В.В. Сериков, В.В. Бондаревская, В.С. Ильин, И.С, Якиманская).
Практическая значимость работы определяется возможностью применения практических наработок в виде комплекса иноязычных упражнений. Материалы и выводы исследования могут найти применение в разработке программ по методике обучения английскому языку в школе.
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников, включающего в себя 22 источника.
Глава I. Теоретическое обоснование использования личностно-ориентированного подхода в обучение
1.1 Сущность понятия «личностно-ориентированного обучения»
Педагогика рассматривает личностный подход как этикогуманистический феномен, утверждающий идеи уважения личности ребенка, партнерства, сотрудничества, диалога, индивидуализации образования. Научное представление о личностно-ориентированном образовании имеет разную концептуально понятийную структуру (В.В. Сериков, С.В. Белова, В.И. Данильчук, Е.А. Крюкова, В.В. Зайцев, Б.Б. Ярмахов, Е.В. Бондаревская, Н.А. Алексеев, А.В. Зеленцова, И.С. Якиманская, С.А. Комиссарова, А.А. Плигин, А.В. Вильвовская, М.М. Балашов, М.И. Лукьянова и др.) [4].
В.В. Сериков выделяет три основные области в различных интерпретациях личностно-ориентированного подхода [19]:
1. Личностно-ориентированный подход - это общее гуманистическое явление, основанное на уважении прав, достоинств ребенка при выборе образовательного маршрута, учебной программы, учебного заведения.
2. Личностно-ориентированный подход - это цель, программа педагогической деятельности, основанная на желании воспитать личность.
3. Личностно-ориентированный подход - это особый вид обучения, основанный на создании определенной системы образования, которая запустит механизмы функционирования и развития личности.
В основу личностно-ориентированной образовательной модели, разработанной В.В. Сериковым, легли идее С.Л. Рубинштейна, согласно которой сущность личности проявляется в ее способности занимать определенную позицию. По мнению ученого, личностно-ориентированное обучение - это не формирование личности с определенными характеристиками, а создание условий для полноценного проявления и, соответственно, развития личностных функций учащихся [19].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеев, Н.А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики: Монография / Н.А. Алексеев. - Тюмень: Изд-во Тюменского Государственного Университета, 1996. - 216с.
2. Английский язык. 2 класс : учеб. для общеобразоват. Учреждений / Н.И. Быкова, Дж. Дули, М. Д. Поспелов, В. эванс. – 15-е изд,. перераб. И доп. – М. :Express Rublished, Просвещение, 2023. – 73 с.
3. Бим И.Л. Теория и практика обучения иностранному языку в средней школе. М.: 1988.
4. Бондаревская, Е.В. Концепции личностно-ориентированного образования и целостная педагогическая теория / Е.В. Бондаревская // Шк.Духовности,1999, №5, с. 41-66.
5. Вербицкая М.В. Английский язык. Программа 5-9 классы / М.В. Вербицкая. – М., 2015. – 345 c
6. Взятышев В.Ф. Методология проектирования в инновационном образовании. М.: 1995.
7. Гарбузова, И. В. Личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию учащихся на уроках иностранного языка / И. В. Гарбузова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 21 (80). — С. 622-624. — URL: https://moluch.ru/archive/80/14492/ (дата обращения: 01.12.2022).
8. Гальскова, Н.Д. Современная цель обучения иностранным языкам: от комплексного подхода к интеграции / Н. Д. Гальскова // Теория и практика обучения иностранным языкам: традиции и инновации: Сборник статей международной научно-практической конференции памяти академика РАО Инессы Львовны Бим. Москва: Тезаурус, 2013. - С. 25-34.
9. Из опыта построения модели личностно-ориентированного образования школы № 507 // Под редакцией Плигина А.А. М: ЮОУ ДО г. Москвы, 2004, выпуск № 43.
10. Личностно-ориентированный образовательный процесс: сущность, содержание, технологии, Ростов на Дону: Изд-во РГПУ, 1995. - 288с.
11. Маслыко Е.А. и др. Настольная книга преподавателя иностранного языка. Минск, Высшая школа.2001.
12. Никишина, И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов / И. В. Никишина. - Волгоград : Учитель, 2008. - 91 с.
13. Разумовская А.Е. Личностно-ориентированное обучение английскому языку на основе современных педагогических технологий // Приоритетные научные направления: от теории к практике. 2016. №24-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lichnostno-orientirovannoe-obuchenie-angliyskomu-yazyku-na-osnove-sovremennyh-pedagogicheskih-tehnologiy (дата обращения: 14.12.2023).
14. Панов Е.М. Основы методики обучения иностранным языкам. М.: 1997.
15. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению / Е. И. Пассов. – Москва: Русский язык, 1989. — 276 с.
16. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка. М.: 2000.
17. Построение модели личностно-ориентированного обучения. Под научной ред. Якиманской И.С. - М.:КСП+, 2001. - 128 с.
18. Сафонова Е.П. Современный урок иностранного языка. М.: 2011.
19. Сериков, В.В. Личностно-ориентированный подход в образовании: концепции и технологии: Монография / В.В. Сериков. - Волгоград: Перемена, 1994. - 152с.
20. Соловова Е.В. Методика обучения иностранным языкам. М.: 2001.
21. Тылец В.Г. Формирование современных психологических подходов к обучению иностранным языкам в отечественных исследованиях // Известия ЮФУ Технические науки. - 2005. - № 7 (51). - С. 192-196.
22. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М., 1996. – 623 c.
23. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. - М., 2000. – 224 c