Фрагмент для ознакомления
2
Темы, связанные с европейским историзмом, также как и проблемы заимствований сторонних культур в искусстве и архитектуре стран Западной Европы, не перестают интересовать исследователей и широкую аудиторию.
Часто это происходит в то время, когда естественный путь развития архитектуры и искусства сталкивается с идейным кризисом. Именно тогда в обществе возникает потребность в обращении к ясным формам и структурам, способных сохранить и выразить глубинное содержание. В качестве примеров подобной гомогенности для европейской культуры можно назвать художественные традиции античности и Древнего Египта. История развития искусства показывает, как прикладные практики являют исключительно важную роль: сами принципы их составляют существо искусства в целом [5, с.5]
Наследие цивилизации «лотосов» и «уреев» признаны одним из фундаментальных и знаковых явлений в мировой истории и культуре. Свое второе рождение оно получило в Новое время в контексте европейской «Египтомании». Сохраняя на протяжении многих веков аутентичность своих объектов, Египет не только не потерял, но кратно усилил свою привлекательность для европейской культуры. Обращению к самобытному искусству египетской цивилизации было часто предшествовали масштабные исторические события: Египетский поход Наполеона, строительство Суэцкого канала, организация Всемирных выставок, а также археологические открытиями на рубеже XIX — начала XX вв. Все это содействовало повышению интереса к архитектуре и искусству Древнего Египта и, как следствие, появлению древнеегипетской стилистики в архитектурной и художественной практике стран Западной Европы и Америки.
Научное изучение египетских памятников истории и культуры, углубление уже полученных знаний, способствовало их внедрению в практическую деятельность. Перед учеными открылся неизведанный ранее широкий диапазон отдельных памятников и сложных дворцовых и храмовых комплексов. Отношение к ним специалистов резко различались. Если известный немецкий ученый Э. Кон-Винер, на первое место ставил пирамиду и писал по этому поводу: «Египетская пирамида, самое монументальное создание архитектуры вообще» [1], то выдающийся российский исследователь искусства и культуры — М. Э. Матье, понимал культурное значение цивилизации Древнего Египта для будущего человечества в более широком плане: высоко оценивая достижения египетской цивилизации в развитии архитектуры, он подчеркивал «полное овладение конструктивными и декоративными возможностями камня, создание царской усыпальницы в форме пирамиды, четкая планировка сложных ансамблей и отдельных помещений, использование колонны и оформление пространства и сложение его определенных типов; колонн, сохранившихся затем с течением тысячелетий в зодчестве Древнего Египта, гармоничное сочетание архитектуры, скульптуры и рельефа, разработка целого ряда замечательных приемов и мотивов декорировки зданий.»[2]
Наследие, оставленное египетской цивилизацией было настолько многообразно, что на долгие годы вперед предоставляло архитекторам и художникам использовать этот потенциал, что способствовало процессу естественного распространения египетской культуры по разным континентам. Особенно впечатляющим было её воздействие на культуру стран Западной Европы, Америки и Австралии.
Собранные за тысячелетия коллекции и накопленные научные знания позволили приблизить науку, культуру и искусство древнеегипетской цивилизации к современному человеку. Каждая из эпох Нового времени находила в культуре Древнего Египта собственный источник для осмысления и вдохновения. В эпоху Романтизма, например, часто на территориях европейских парков сооружались пирамиды-захоронения. Так, немецкий граф Герман фон Пюклер-Мускау, согласно собственному завещанию, был похоронен в тумулусе — пирамиде на парковом озере в своем имении Бранницы. Массоны также широко использовали древнеегипетскую символику для создании в садах и парках пространств для проведения специальных церемоний.
Цикличность развития архитектуры и искусства доказывает, что периодически наступают периоды в жизни того или иного социума, когда обращение к историческим памятникам конкретной эпохи становится созвучным общественным устремлениям. Так случилось и с наследием культуры Древнего Египта, интерес к которой возникает спорадически: последнее обращение к теме Египта наиболее ярко проявило себя в связи с распространением стилей Ар Нуво и Ар Деко на европейском и американском континентах.
Актуальность работы, посвященной стилю Ар Деко связана с тем интересом, который проявляют к нему сегодня специалисты-практики — архитекторы и дизайнеры, создавая современную среду бытования. Развитие современных способов возведения зданий, совершенствование отделочных материалов и технологий позволяют современным архитекторам создавать свои произведения, обращаясь к любому из исторических стилей, в том числе и к древнеегипетскому. Эпоха Ар Деко была одним из тех, предшествующих сегодняшнему дню периодов, когда применение принципов построения архитектурного объема и организации внутреннего пространства, а также его декорирования с учетом особенностей древнеегипетского искусства дало великолепные результаты, позволив внести созданные в эту эпоху объекты в список золотого фонда архитектуры. Поэтому изучение тех принципов, которыми пользовались мастера эпохи Ар Деко для создания своих шедевров представляется особенно важным именно сегодня.
Цель работы — изучить памятники архитектуры, в которых были использованы элементы древнеегипетского культуры.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
— изучить научный аппарат, посвященный культуре древнеегипетской
цивилизации; изучить иллюстративный материал по теме;
— изучить научный аппарат, посвященный египетским мотивам в
архитектуре Ар Деко, а также иллюстративный материал по данной теме;
— выявить характерные особенности использования египетских мотивов
в архитектуре Ар Деко;
— изучить европейские и американские памятники архитектуры, в которых были использованы египетские мотивы.
Объект исследования — архитектурные здания и сооружения эпохи Ар Деко , в которых использовались египетские принципы построения пространства и декоративные элементы, относящиеся к египетской тематике
Предмет исследования — мотивы, образы, орнаментальные,:символические и конструктивные элементы древнеегипетского искусства, цитируемые в архитектуре Ар Деко.
Метод исследования — теоретический ( изучение, сравнение), дедукция и индукция.
Актуальность исследования связана с возросшим интересом к проблеме заимствований в современной архитектуре. Всвязи с чем изучение исторического опыта использования отдельных элементов «другой» культуры и их органичное включение в современное проектное решение, является одним из возможных способов совершенствования профессионального мастерства зодчих. В этом плане опыт влияния египетских мотивов на архитектуру Ар Деко представляется одним из самых успешных в истории архитектуры.
Новизна исследования исследования заключается в том, что в русскоязычном сегменте не достаточно материалов, освещающих эту тему . Основная часть проводимых исследований касается проблем влияния египетской культуры на русскую архитектуру и искусство.
Структура работы : работа состоит из вступления, двух глав, заключения, дополненных списком использованной литературы и приложением с иллюстративным материалом. В первой главе дается общая характеристика древнеегипетской архитектуры и искусства, которые могут быть использованы в архитектурном замысле сооружений в стиле Ар Деко; во второй — раскрываются основные проблемы, связанные с использованием египетских мотивов в архитектуре Ар Деко при проектировании экстерьеров и интерьеров.
Выводы, полученные в процессе изучения темы, связанной с влиянием
египетских мотивов на архитектуру периода Ар Деко, могут быть использованы как при изучении истории мировой архитектуры, так и в конкретной практической деятельности современных архитекторов и дизайнеров.
ГЛАВА I. ИСТОКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЕГИПЕТСКОГО СТИЛЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ
1.1.Культура и архитектура Древнего Египта: ключевые положения
Цикличность изменения взглядов можно наглядно наблюдать на примере развития искусства и, особенно, архитектуры. Это явление было и остается процессом, присущим любой цивилизации: в источниках можно найти сведения о том, что и сама древнеегипетская цивилизация не была исключением, и там изменения носили циклический характер, например в период правления Эхнатона (т. н. Амарнский период).
Самобытная культура Древнего Египта с древнейших времен привлекала к себе внимание: в сохранившихся источниках сохранились свидетельства о том, что даже соседней вавилонской цивилизации был свойственен повышенный интерес к достижениям государства, расположенного в устье Нила, не говоря уже об ученых и философах Древней Греции и Рима.
Многие современные понятия, прочно вошедшие в наш обход, при упоминании Древнего Египта имеют определение «первый»: Древний Египет — первое государственное образование на Земле, первая великая и могущественная держава, первая империя, заявлявшая свои права на мировое господство.
Также, как имя человека влияет на его судьбу, так и название страны или государства отражает его сакральное значение: «Египет», в переводе с древнегреческого, означает «тайна», «загадка». История Египта доказывает верность древнегреческого определения: на протяжении многих веков его история была окружена ореолом таинственности,:что подогревало интерес к ней, особенно в первые десятилетия XX века.
Изучение культуры Древнего Египта.позволил ученым создать хронологическую таблицу основных исторических этапов развитие Египетской культуры и выделить характерные особенности каждого из этих периодов, позволяющих проще ориентироваться в истории различных сфер деятельности человека:
— искусство Древнего Царства (XXXII —XXIV вв. до н. э.:
сложился монументальный стиль в архитектуре и искусстве
были выработаны определенные каноны изображения;
Боги изображались как в человеческом облике — Амон-Ра — бог солнца;
Осирис — бог загробного мира, его супруга — Исида — богиня любви и материнства; и др.; в пантеоне египетских богов находились и божества, имевшие вид человека с головой животного: Гор — с головой сокола — бог мудрости правосудия; Тот — с головой птицы ибиса;
Анубис — с головой шакала — проводник умерших в загробное царство и т. д. Фараонов чтили как живых богов. Смерть воспринималась древними египтянами не как конец всего, а как естественное продолжение жизни в новом качестве. Именно поэтому тела умерших превращали в мумии, а места погребения — в особое жилище. Большое значение египтянами придавалось жизненной силе человека — Ба, продолжавшей свое существование и после смерти, она изображалась в виде птицы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ар деко // Русский орфографический словарь: около 200000 слов / РАН. Институт русского языка им. В. В. Виноградова/ Под ред. В. В. Лопатина, О. Е. Ивановойъ —896 с.
2. Бархин, А. Д. Города Америки в архитектурном соревновании 1920-30-х . Архивная копия от 08.07.2020 на Wayback Machine Капитель 2011,№ 2
3. Верман, К. История искусства всех времен и народов. В 3 т., Т.1 / К. Верман.— М.: АСТ; СПб.: Полигон.2000.— 944 с.
4. Дубровина, В.А. Египетские мотивы в архитектуре Западной Европы и России XVIII - начала XX веков. Автореферат. М.: —2011
5. Кон-Винер, Э. История стилей изобразительных искусств. М., 1998. —С. С. 11
6. Малинина Т. Г. Формула стиля. Ар Деко: истоки, региональные варианты, особенности эволюции. —М.: Пинакотека, 2005
7. Искусство эпохи модернизма: стиль ар деко. 1910-1940-е годы. / Отв.,ред. Т. Г. Малинина. — М.: Пинакотека, 2009
8. Матье, М. Э. Искусство Древнего Египта. М., —200. —С. 95
9. Павлов В. В., Ходжаш, С. И. Художественные ремесла Древнего Египта.— М.: Искусство, 1959.
10. Поляков, Е. Архитектура Древнего Египта.— Архитектура Древнего мира.— Томск: ТГАСУ, 2016. — Т. 1. Архитектура стран Древнего Востока .— 401 с.
11. Турчин В. С. Французское искусство от Людовика XVI до Наполеона. L’ ancient regime, революция и империя. М.: 2007.
12. Хайте, В. Л. Ар-Деко : генезис и традиция. // Об архитектуре, её истории и проблемах. — М.: Едиториал УРСС, 2003
13. Хилльер,:Б. Эскритт, С. Стиль Ар Деко — М.: Искусство.— XXI век, 2005
14. Энгельбах, Р, Сомерс, К. Строительство и архитектура в Древнем Египте. — М.: Центрполиграф, 2009.