Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Процесс переосмысления основных экономических концепций как необходимая предпосылка экономических реформ не может не затронуть сложные проблемы нормирования труда. По отношению к этим проблемам сложились две достаточно определенные позиции. С одной стороны, становится все более распространенным мнение, что нормы, тарифы, зарплаты, доплаты и т. д. являются атрибутами стареющей бюрократической системы, которая должна исчезнуть вместе с ней. С другой стороны, значительная часть специалистов убеждена, что без нормирования труда и элементов тарифной системы невозможно эффективное управление общественным производством и распределением материальных благ.
Поскольку затраты на рабочую силу стали значительной частью общих расходов, многие фирмы осознали, насколько важно обеспечить максимально эффективное использование трудовых ресурсов. В то же время способность фирмы выполнить эту задачу зависит от того, насколько точно рассчитываются и контролируются затраты на оплату труда.
Взаимосвязь между качеством стандартов и эффективностью производства вполне объясняет заинтересованность владельцев бизнеса в поддержании высоких стандартов качества.
Сегодня большинство элементов «национальной нормированной системы труда» уже ушли в прошлое: отчетность об «охвате» нормирования, обязанность применять межотраслевые нормы времени и т. д. Однако роль норм как База для организации производства и повышения эффективности использования живого труда будет возрастать по мере расширения рыночных отношений.
В условиях рыночных отношений будет восстановлено естественное отношение к нормированию как инструменту повышения эффективности, элементу плановых расчетов и организации заработной платы. Предприятия будут использовать только те стандарты и технологии, которые им действительно необходимы в конкретных условиях производства. В целом все это означает, что перестройка нормирования, как и в других сферах, будет выражаться прежде всего в возврате к здравому смыслу.
Цель курсовой работы – оценить показатели нормирования труда, определить время и производительность труда на участке.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи. Сначала рассмотрим существующие виды норм труда и их взаимосвязь. Во-вторых, проанализировать классификации рабочего времени и затрат на оборудование. В-третьих, понять и осмыслить методы изучения стоимости рабочего времени и нормирования труда.
1. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА В МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
1.1 Разделение и кооперация труда
Организация труда на предприятии начинается с его разделения, которое как элемент организации труда представляет собой разделение видов деятельности работников, установление функций, ответственности и объема действий работников каждого из них, а также для их групп, образующих различные дивизии.
Разделение труда по форме проявления делится на 2 типа:
- первый тип - разделение общественного труда на различные отрасли труда;
- второй тип - разделение труда при производстве какой-либо продукции.
Каждый из типов включает виды разделения труда. К первому типу относятся 2 вида: общий и частный, второй тип – единое разделение труда.
Общее разделение труда — это процесс разделения различных видов трудовой деятельности внутри всего общества, т. е. разделение труда между различными сферами деятельности и производства.
Частное разделение труда — это процесс разделения различных видов трудовой деятельности как по промышленности, сельскому хозяйству, так и внутри них — по отдельным предприятиям.
Единое разделение труда означает разделение различных видов труда внутри организации, внутри отдельных структурных подразделений, а также распределение труда между отдельными работниками.
В зависимости от вида и вида работы существует разделение труда: функциональное, профессиональное, технологическое и квалификационное. Кроме того, разделение труда происходит по «территориальному» признаку между крупными и мелкими подразделениями, а также внутри подразделений. Все эти формы разделения сосуществуют, то есть присутствуют одновременно.
Функциональное разделение труда предполагает разделение персонала на функционально однородные группы, каждая из которых различается по своей роли в осуществлении производственного процесса или деятельности. В первую очередь выделяются служащие, рабочие, МОПС, студенты, охрана. При функциональном разделении труда одной из проблем является обоснование целесообразности совмещения функций работников разных функциональных групп, например основных и вспомогательных рабочих. Также необходимо решить вопросы обоснования уровня централизации и специализации работы отдельных функциональных групп.
Профессиональное деление заключается в разделении работников по профессиям и специальностям. Под профессией понимается вид деятельности (занятия) человека, обладающего определенными теоретическими знаниями и практическими навыками, приобретенными в результате профессиональной подготовки. Специальность – вид профессии, более узкая ее часть, специализация работника внутри профессии. В системе высшего профессионального образования государственными образовательными стандартами выделяются следующие профессиональные ступени: квалификация, специальность и специализация.
Технологическое разделение труда предполагает размещение работников по этапам, этапам, видам работ и производственным операциям в зависимости от технологии производства, от содержания и особенностей труда. Различают четыре типа разделения труда: предметное, детальное, оперативное и по видам работ [8].
При существенном разделении труда исполнителю поручается выполнение работ, связанных с изготовлением готовой продукции.
Детальное разделение труда более распространено. Он заключается в передаче готовой части изделия – детали – рабочему-производителю.
Наиболее распространенной формой технологического разделения труда является послеоперационное разделение, когда работник выполняет только одну или несколько технологических операций. Послеоперационное разделение труда связано с возникновением достаточно сложного противоречия между производительностью труда и его содержанием. Исторически процесс развития материального производства шёл от универсального труда к специализированному. Эти виды работы имеют свои положительные и отрицательные стороны. Универсальная работа требует от работника разносторонних навыков, равного мастерства в выполнении различных работ. Как правило, эта работа информативна, интересна и полна творческих элементов. При всех этих положительных качествах такая работа не отличается высокой производительностью. По мере усложнения производства для обеспечения роста производительности требовались усиление специализации и более узкое разделение труда.
Преимущества специализированного труда перед универсальным трудом:
можно более успешно подобрать исполнителя для выполнения работы, требующей от него определенных индивидуальных качеств.
сокращается срок обучения работника выполнению ограниченного круга обязанностей.
работник быстрее достигает мастерства, необходимой скорости и точности работы [7].
Создаются предпосылки для более полной механизации и автоматизации труда.
Создаются лучшие возможности для улучшения организации рабочего места, оснащения его специализированным оборудованием и инструментом.
Все это способствует росту производительности труда, но при этом снижается содержание труда, работник становится как бы придатком машины, одной из ее частей. Переход рациональной границы специализации приводит к тому, что рост производительности труда прекращается из-за накопления негативных сторон узкоспециализированного труда: исчезает интерес к труду, увеличивается текучесть кадров и т. д.
Технологическое разделение труда по видам работ – когда ни один из перечисленных видов технологического разделения не подходит, например, сварка, окраска.
Квалификационное разделение труда – это распределение рабочих мест в зависимости от их сложности между работниками разных квалификационных групп. Уровень квалификации работников устанавливается на основании присвоения им квалификационных классов. Первая категория соответствует низшему уровню квалификации.
Для решения вопросов разделения труда используются понятия «границы разделения» и «уровень разделения» [7].
Границы разделения — это нижняя и верхняя границы, ниже и выше которых соответственно разделение труда недопустимо [9].
Уровень разделения — принятая расчетная или фактически достигнутая величина, характеризующая состояние разделения труда [14].
Существуют следующие границы разделения труда: технические, экономические, психофизиологические и социальные.
Нижней технической границей разделения труда будет производственная операция, состоящая из одного метода труда, верхней технической границей разделения труда будет изготовление всей продукции на одном рабочем месте.
Под трудовой кооперацией понимается система производственной взаимосвязи работников при осуществлении трудового процесса и их взаимодействия в подразделении и на предприятии. Кооперация труда неразрывно связана с его разделением. Расстановка работников должна осуществляться таким образом, чтобы их соответствующее взаимодействие достигалось за счет рационализации маршрутов движения предметов труда, экономии затрат труда, сокращения продолжительности производственного цикла.
Масштаб сотрудничества зависит от:
- глубина разделения труда – чем глубже разделение труда, тем шире его кооперация;
- уровень развития;
- существующие технологии;
- организационный тип производства;
- формы разделения труда;
- формы организации производства [10].
Формы трудовой кооперации по названию аналогичны формам ее разделения. Во-первых, кооперация осуществляется по территориальному принципу: межцеховая, внутрицеховая или межцеховая, внутрицеховая или межбригадная, внутрибригадная кооперация, конечно, если предприятие разделено на цеха, цеха - на отделения, секции - в бригады. Если на предприятии или в учреждении имеется иное структурное подразделение, то формы разделения труда будут называться в соответствии с ним.
Межцеховая кооперация устанавливает взаимодействие между цехами различного функционального или технологического профиля.
Помимо территориального признака, кооперация устанавливается по видам. Существуют разные формы сотрудничества: функциональная, профессиональная, технологическая и квалификационная. В свою очередь, в рамках технологического сотрудничества выделяют предметное, детальное, оперативное и видовое сотрудничество.
Важно профессионально и грамотно решать вопросы установления рациональных форм разделения и кооперации труда. Совершенствование этих форм достигается за счет совмещения профессий и должностей, расширения сфер деятельности, использования многозвенных или многозвенных служб. Развитие коллективных форм организации и стимулирования труда. Использование методов, основанных на использовании психофизиологических особенностей восприятия людьми конкретной производственной среды с учетом социально-психологических факторов производственной среды, таких как половозрастной состав коллектива, ценностные ориентации работников, Совокупность своих потребностей, интересов, предпочтений, мотивов поведения имеет большие возможности.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аллин, О.Н. Кадры для эффективного бизнеса / О.Н. Аллин, Н.И.Сальникова. - М.: Генезис, 2015.-248 с.
2. Андреев, С. Управление персоналом / С. Андреев. - М.: АльфаПресс, 2014. - 108 с.
3. Арутюнов, В.В. Управление персоналом: учеб.пособие /В.В. Арутюнов, И.В. Волынский. – Ростов-на-Дону, 2014. – 448с.
4. Аширов, Д.А. Управление персоналом: учеб.пособие / Д.А. Аширов. - М.: ТК «Велби», Издательство «Проспект», 2011. - 432 с.
5. Базаров, Л.А. Система подбора персонала как фактор устойчивого экономического развития / Л.А. Базаров // Управление персоналом. 2012. - № 23.
6. Баскаков, М.И. Как найти хорошего работника: практическое пособие / М.И. Баскаков. - Ростов на - Дону: Феникс, 2015. -256 с.
7. Бжова, H.H. Новые тесты для отбора персонала / H.H. Ежова. - Ростов - на - Дону, 2011. - 286 с.
8. Блинов, А.О. Искусство управления персоналом / А.О. Блинов, О.В. Василевская. - М.: ГЕЛАН, 2011. - 411 с.
9. Веснин, В.Р. Методы набора, отбора и оценки персонала / В.Р. Веснин, Т.А. Подольская. - М.: ВГНА, 2014. - 42 с.
10. Веснин, В.Р. Управление персоналом: теория и практика / В.Р. Веснин. - М.: ТК «Велби», Издательство «Проспект», 2012. - 688 с.
11. Вукович Г.Г. Проектирование кадровой политики предприятия как условие повышения его конкурентоспособности / Г.Г. Вукович. // Аудит и финансовый анализ. 2014. № 2. С. 286-289.
12. Вязигин, А. Подбор, оценка и аттестация персонала в сфере услуг / А. Вязигин. - М.: Вершина, 2015. - 272 с
13. Данилова Н.И. Формирование кадрового резерва в управлении человеческими ресурсами/ Н.И. Данилова. //Социология и право. 2011. № 3. 57 С. 30-35.
14. Денисова Е. И. Совершенствование условий труда персонала организации // Молодой ученый. - 2016. - №11. - С. 704-708.
15. Деркач, A.A. Стратегия подбора и формирования управленческой команды / A.A. Деркач, И.В. Калинин, Ю.В. Синягин. -М.: РАГС, 2014. - 315 с.
16. Друкер, П. Практика менеджмента / П. Друкер; пер. с англ. - М.: Издательский дом Вильяме, 2013. - 398 с.
17. Дубиненкова, E.H. Техники подбора персонала: искусство находить лучших / E.H. Дубиненкова. - М.: Речь, 2012. - 169 с.
18. Дуракова, И.Б. Управление персоналом: отбор и найм. Исследование зарубежного опыта / И.Б. Дуракова. - М.: Центр, 2013. -160 с.
19. Жув, Д. Подбор персонала / Д. Жув, Д. Массони; пер. с франц. - СПб.: Издательский дом Нева, 2014. - 96 с.
20. Журавлев, П.В. Менеджмент персонала / П.В. Журавлев.- М.: Экзамен, 2014. 446 с.
21. Зинченко, Г.П. Управление человеческими ресурсами / Г.П. Зинченко, A.M. Салогуб. - Ростов - на - Дону: Ростиздат, 2015. - 136 с.
22. Карташов, С.А. Рекрутинг: найм персонала: учеб.пособие / С.А. Карташов, Ю.Г. Одегов, И.А. Кокорев. 2-е изд. - М.: Издательство Экзамен, 2013. - 320 с.
23. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации: учебник – 2- е изд., доп. и перераб./ А.Я. Кибанов. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 638 с.
24. Кибанов А.Я. Управление персоналом: теория и практика. Оценка и отбор персонала при найме и аттестации, высвобождении персонала: учебно-практическое пособие/А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров, И.А. Федорова /под ред. А.Я. Кибанова. М.: Проспект, 2012. -80с.
25. Кибанов, А.Я. Основы управления персоналом: учебник / А.Я. Кибанов. М.: ИНФРА-М, 2011. - 447 с.
26. Кибанов, А.Я. Управление персоналом организации: отбор и оценка при найме, аттестация: учеб.пособие для студентов вузов / А.Я. Кибанов, И.Б. Дуракова. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Экзамен, 2014.-416 с.
27. Копейкин Г.К. Организация труда персонала : учебное пособие / Г.К. Копейкин; под ред. засл. деят. науки РФ, д-ра экон. наук, проф. В.К. Потемкина. – СПб. : Изд-во СПбГУЭФ, 2012. – 96 с.
28. Крейнер, С. Ключевые идеи менеджмента / С. Крейнер; пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 2012. - 346 с.
29. Лихошерстов Е.С. Формирование кадровой политики организации / Е.С. Лихошерстов // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2010. № 1. С. 352-357.
30. Магура, М.И. Прием и отбор персонала. Настольная книга для предпринимателей, руководителей и специалистов кадровых служб / М.И. Магура. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: АО Журнал «Управление персоналом», 2013. - 304 с.
31. Маккей, X. Как подобрать кадры, которые бы решали все / X. Маккей // Экономика и организация промышленного производства. -2013. №7. - С.193-195.
32. Мелихов, Ю.Е. Управление персоналом: портфель надежных технологий: учебно-практическое пособие / Ю.Е. Мелихов, П.А. Малуев. М.: Издательско-торговая корпорация Дашков и К, 2011. -344 с.
33. Митрофанова Е.А. Управление персоналом: теория и практика. Оценка результатов труда персонала и результатов деятельности подразделений службы управления персоналом: учебно-практическое пособие /Е.А. Митрофанова, Л.В. Ивановская /под ред. А.Я. Кибанова. М.: Проспект, 2012. -72с.
34. Морозова, И.Н. Эффективный сотрудник. Технологии подбора персонала / И.Н. Морозова. - Ростов на Дону: Феникс, 2015. - 188 с.
35. Опарина Н.Н. Основные стратегии управления кадровым резервом / Н.Н. Опарина// Управление персоналом. 2014. № 7. С. 44-47.
36. Основы менеджмента / Под ред. А. И. Афоничкина. - СПб.: Питер, 2011. - 528 с
37. Основы управления персоналом: учеб. / Под ред. Розарѐновой Т.В.- М.: ГАСБУ, 2011. – 328 с.
38. Основания экономической теории и методы организации эффективной работы / Б. М. Генкин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2014. - 58 с.