Фрагмент для ознакомления
2
Имя Ильи Ефимовича Репина – одно из самых великих среди имен русских художников. Исследователей-искусствоведов привлекает в его творчестве мастерство раскрытия образов с помощью живописной техники и мастерства рисовальщика и колориста. Художественное наследие И.Е. Репина насчитывает десятки и сотни живописных полотен, сотни и тысячи этюдов, эскизов, рисунков, набросков и, кроме того, книгу воспоминаний «Далекое близкое», с помощью которой еще шире раскрываются творче-ские поиски художника.
Одновременно с этим имя И.Е. Репина в сознании широкого круга исследователей искусства преимущественно связано с картинами на акту-альные темы современной ему жизни, а также с большими полотнами на исторические сюжеты и с обширной галереей портретов его великих со-временников. Религиозные темы в творчестве И.Е. Репина лишь в послед-нее десятилетие стали привлекать к себе пристальное внимание для иссле-дования, хотя эти сюжеты сопровождали его на протяжении всего большо-го и насыщенного трудами творческого пути.
Объект курсовой работы – художественное наследие И.Е. Репина.
Предмет курсовой работы – картины И.Е. Репина, отображающие религиозную тематику.
Цель курсовой работы – искусствоведческий анализ работ И.Е. Ре-пина, содержащих религиозную тематику.
В соответствии с целью курсовой работы поставлены следующие за-дачи:
1. Изучить особенности живописи второй половины XIX века по-средством анализа основных направлений и творчества выдающихся ху-дожников;
2. Охарактеризовать пути интерпретации библейских сюжетов в живописи русских художников XIX века;
3. Обозначить основные этапы эволюции художественного метода И.Е. Репина;
4. Проанализировать развитие религиозной тематики в творче-стве И.Е. Репина
Методология исследования включает в себя такие методы искусство-ведческого анализа, как культурно-исторический метод, иконографический метод, метод формально-стилистического анализа. В качестве источников используется научно-методическая литература по специальности «История изобразительных искусств» (Бартенев И.А., Власова Р.И., Ильина Т.В., Пикулев И.И., Сокольникова Н.М.), а также научные статьи по специаль-ности «Искусствоведение».
Глава 1. Русское изобразительное искусство второй половины ХIХ века
1.1. Особенности живописи второй половины XIX века: основные направления и выдающиеся художники
Во второй половине XIX века в живописи стали проявляться харак-терные черты критического реализма. Острое отношение к реальности, ярко выраженные гражданственная и нравственная позиции, а также остросоциальная направленность стали основой для произведений многих заметных русских художников того времени: они видели своей задачей ис-пользовать изобразительное искусство, чтобы проповедовать и размыш-лять о нравственных проблемах и восславлять истинные ценности .
В числе таких художников – Василий Григорьевич Перов (1834-1882 гг.). Художник был не только одним из основоположников реализма, но и одним из первых, чьи работы отражали жизнь простых людей, их радости, страдания, надежды и разочарования. Его работы, хотя и нередко суро-вые и реалистические, всегда отличались особой глубиной, чувственно-стью и человечностью (рис. 1).
Рисунок 1 – В.Г. Перов «Сельский крестный ход на Пасхе»
Художник начал свой путь с картин-рассказов, акцентируя внимание на какой-то одной детали, в частности, перевернутая лицом вниз икона или упавший в грязь молитвенник на полотне «Сельский крестный ход на Пас-ху» (рис. 1). В более поздних произведениях, таких, как «Последний ка-бак у заставы», В.Г. Перов достигает великолепной выразительной силы посредством различных живописных средств и не используя описатель-ность (рис. 2).
Рисунок 2 – В.Г. Перов «Последний кабак у заставы»
Свободные, легкие мазки, чистые цвета – эти приемы выделяет твор-ческий метод В.Г. Петрова. На рис. 2 силуэт одинокой женщины, поджи-дающей пьяных мужиков в последнем кабаке на окраине города, ленивая лошадь, свет, льющийся в окно замерзшего трактира, желтый закат и да-лекая дорога создают образ томительной тревоги. Данное полотно В.Г. Перова в рамках направления жанровой картины стало одним из самых проникновенных пейзажей современной художнику России.
Выделение из бытового жанра пейзажа и портрета (например, в «Приезде гувернантки в купеческий дом»), значение которых возрастает в дальнейшем, в 70-е годы XIX века, знаменательно в творчестве В.Г. Перо-ва, в котором, по справедливому замечанию исследователей, структурно оформились важнейшие жанры реалистического искусства. К рубежу 60-70-х годов XIX века относятся лучшие портретные работы мастера – портреты Ф.М. Достоевского (1872), А.Н. Островского (1871), И.С. Тур-генева (1872).
В поздних полотнах В.Г. Перова сатира сменяется юмором («Охот-ники на привале», 1871 (рис. 3)). В.Г. Перов с детства любил охоту и с гордостью называл себя знатоком «поющего и растущего мира». Хорошо знакомая ему незамысловатая мужская трапеза на лоне природы написана с нескрываемой иронией и вызывает в памяти ассоциации с завиральными литературными героями многочисленных охотничьих рассказов.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Волобуева А.К. Творчество И.Е. Репина в истории русского изобразительного искусства // Гуманитарные науки в современном вузе: вчера, сегодня, завтра: материалы IV международной научной конферен-ции. В 3-х томах, Санкт-Петербург, 10 декабря 2021 года / Под редакцией С.И. Бугашева, А.С. Минина. Том II. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, 2021. – С. 380-384.
2. Егорова В.А. Библейские сюжеты в живописи русских худож-ников 19 века // European Scientific Conference: сборник статей XX Между-народной научно-практической конференции, Пенза, 17 мая 2020 года. – Пенза: «Наука и Просвещение» (ИП Гуляев Г.Ю.), 2020. – С. 364-367.
3. Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство: учеб-ник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшая школа, 2000. – 407 с.
4. Илья Репин. 1844-1930. Каталог выставки / Кур. выст. Т.В. Юденкова, Н.К. Маркова; сост. С.В. Аксенова, Н.Ф. Лысенкова, Т.В. Юденкова, Н.К. Маркова; авт. ст.: Т.П. Бородина, С.А. Гавриляченко. Е.В. Нестерова, Е.Б. Шарнова. – М.: ГТГ, 2019. – 592 с.
5. История русского искусства / Отв. ред. И.А. Бартенев, Р.И. Власова. – Москва: Изобразительное искусство, 1987 – 400 с.
6. Кустов В.М. Страницы жизни и творчества Ильи Репина [Элек-тронный ресурс] // Императорское православное палестинское общество (ИППО). URL: https://www.ippo.ru/ipporu/article/stranicy-zhizni-i-tvorchestva-ili-repina-vm-kustov-202190, дата обращения: 24.12.2023.
7. Морозова И.Н. Религиозные сюжеты в русской живописи вто-рой половины XIX В. (по материалам публикаций Ю.Н. Говорухи-Отрока, Н.С. Лескова, В.М. Гаршина, В.А. Кожевникова) // Научные школы. Мо-лодежь в науке и культуре XXI века: материалы Международного научно-творческого форума (научной конференции), Челябинск, 24-25 ноября 2022 года. – Челябинск: Челябинский государственный институт культуры, 2023. – С. 187-191.
8. Орлова Е. И.Е. Репин / Е. Орлова; серия «Великие русские жи-вописцы». – М.: РИПОЛ классик, 2014. – 40 с.
9. Пикулев И.И. Русское изобразительное искусство: учебное по-собие. – М.: «Просвещение», 1977. – 288 с.
10. «Пишу образ в нашу деревенскую церковь – жертву прино-шу...» Иконы работы И.Е. Репина [Электронный ресурс] // Православные лики России. URL: http://likirussia.ru/content/view/1757/, дата обращения: 24.12.2023.
11. Религиозные картины художника Ильи Репина. Галерея работ [Электронный ресурс] // Энциклопедия И. Репина. URL: http://ilya-repin.ru/religion.php, дата обращения: 24.12.2023.
12. Санькова С.М. Образ православного духовенства в русской бытовой живописи XIX – первой половины ХХ века // Тетради по консер-ватизму. – 2021. – № 1. – С. 54-67.
13. Сокольникова Н.М. История изобразительного искусства: учебник: в 2 т. Т. 2 / Н.М. Сокольникова. – 2-е изд., стер. – М.: Издатель-ский центр «Академия», 2007. – 208 с.
14. Филиппова О.Н. Психологизм в творчестве И.Е. Репина // Ак-туальные проблемы науки и техники: сборник трудов по материалам IX Международного конкурса научно-исследовательских работ, Уфа, 12 сен-тября 2022 года. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью «Научно-издательский центр «Вестник науки», 2022. – С. 45-62.
15. Христианские сюжеты в творчестве Ильи Репина [Электронный ресурс] // Православие. URL: https://pravoslavie.ru/120560.html, дата об-ращения: 24.12.2023.
16. Чурак Г. Вечные темы человеческого бытия // Третьяковская галерея. – 2019. – № 1. – С. 32-61.
17. Шарнова Е.Б. Русские Рембрандты // Искусствознание: журнал по теории и истории искусства. – 2023. – № 1. – С. 74-97.
18. Юденкова Т.В. Илья Репин: от Воскрешения к Воскресению // Academia. – 2021. – № 2. – С. 129-141.
19. Юденкова Т.К реконструкции сюжета картины И.Е. Репина «Перед исповедью» // Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Ис-кусствоведение. – 2018. – № 1 (11). – С. 143-152.