Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной курсовой работе, связана с тем, что одно событие, которое представляет собой информационный повод, может совершенно по-разному освещаться СМИ, при этом различия выявляются не только в содержании материалов, но и в их формате. События освещают все существующие СМИ, однако делают они это в соответствии со своей концепцией и технологическими возможностями.
Цель исследования – провести анализ освещения выставки-форума «Россия» в форматах интервью и репортажа в различных СМИ.
Объект исследования – выставка-форум «Россия».
Предмет исследования – освещение выставки-форума «Россия» в форматах интервью и репортажа в различных СМИ.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд теоретических и практических задач исследования:
1. Охарактеризовать интервью как метод сбора информации и представления события в СМИ.
2. Изучить репортаж как метод сбора информации и представления события в СМИ.
3. Исследовать освещение выставки «Россия» на ВДНХ посредством проведения интервью.
4. Проанализировать освещение выставки «Россия» на ВДНХ в виде репортажей.
Эмпирическая база исследования: выставка-форум «Россия» (ВДНХ, Москва).
Методы исследования: анализ научной литературы и материалов СМИ, описательный, обобщение, классификация, сравнительный, моделирование, контент-анализ.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
В первой главе, «Методы сбора информации и освещения событий в СМИ», характеризуется интервью как метод сбора информации и представления события в СМИ, а также изучается репортаж как метод сбора информации и представления события в СМИ.
Во второй главе, «Анализ освещения выставки «Россия» на ВДНХ различными СМИ», исследуется освещение выставки «Россия» на ВДНХ посредством проведения интервью, а также анализируется освещение выставки «Россия» на ВДНХ в виде репортажей.
Глава 1. Методы сбора информации и освещения событий в СМИ
1.1. Интервью как метод сбора информации и представления события в СМИ
Интервью представляет собой единицу работы журналиста, которая реализует большое количество функций, в частности, интервью направлено на выявление мнения определенной персоны о неком процессе или явлении, а также на сбор новостей, касаемых конкретной сферы или вопроса, которые могут быть интересны потенциальной целевой аудитории периодического издания. Именно поэтому для сбора некоторых групп новостной информации интервью применяется достаточно активно.
Интервью – это способ ведения беседы, разговора между двумя и более людьми. Проведение интервью, как правило, предполагает присутствие двух сторон: интервьюера, основная задача которого состоит в постановке вопросов, и собеседника (или нескольких собеседников), который просто дает на них ответы.
В зависимости от обстоятельств, в которых проводится интервью, оно может быть записано на видеокамеру или микрофон, проводиться как обычная преднамеренная беседа или транслироваться в прямом эфире [2: 91].
В современном мире интервью играют важную роль в активной жизни общества. Он используется как метод исследования, анализа во многих общественных сферах (это может включать журналистику и коммуникацию, демографию и социологию, рекламу и маркетинг). Часто работодатели прибегают к проведению интервью при собеседовании нового сотрудника. Это является причиной повышенного внимания и интереса к данному явлению [6: 30].
На данный момент в коммуникативной практике существует несколько основных типов интервью. Первый, наиболее распространенный и часто используемый, – это простой разговор. В этом случае главная задача интервьюера – правильно выстроить ход беседы: задаваемые вопросы должны быть изложены в понятной, доступной для понимания форме. Суть разговора – получить как можно больше информации [14: 16].
Следующий вид интервью – это так называемый монолог. Его суть состоит в том, что интервьюер своими словами выражает суть разговора с собеседником. При этом человек, с которым было проведено такое интервью, остается как бы «за кадром». Как и в предыдущем случае, принципиальным фактором является правильная выстраивание хода разговора.
Третий вид интервью называется диалогом. В этом случае журналист общается, как правило, с несколькими людьми. Разговор, в отличие от других разновидностей, носит более глубокий характер, когда последующие вопросы обычно вытекают из предыдущих. Следует отметить, что журналист может не присутствовать при разговоре. В этом случае интервью – это обсуждение интервьюируемых [6: 31].
Четвертый тип – это задание, которое дается группе интервьюеров. Как правило, это брифинг (короткая пресс-конференция, которая носит преимущественно информационный характер), заявление для прессы, разного рода пресс-конференции и т.д.
При этом журналист каким-то образом фиксирует происходящее, затем обрабатывает полученную информацию, добавляя к ней свои комментарии, учитывая специфику СМИ, которые он представляет [2: 92].
Пятый вид интервью – коллективный диалог, или, как его еще называют, «круглый стол». Такой формат достаточно сложен по той причине, что для продуктивной работы интервьюеру необходимо направить разговор в нужное русло, чтобы он казался окружающим по-настоящему деловым и актуальным [14: 25].
К этому типу интервью также относится «горячая линия», по которой ведется беседа с «гостями» студии, радиотелепрограммы, редакции той или иной газеты и т.д.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аверьянова, И.М., Шалапина, Е.Е., Никифорова, С.И. Современные аспекты организации и проведения интервью и стилистические особенности его построения: теория и методология исследования / И.М. Аверьянова, Е.Е. Шалапина, С.И. Никифорова // Сборник статей Иркутского государственного университета. Вып. 3. Теория и практика массовых коммуникаций. – Иркутск: Издательство Иркутского государственного университета, 2023. – С. 58–70.
2. Агафонова, А.М., Рассказова, Е.Н., Боровкова, Г.А. Интервью и способы его проведения / А.М. Агафонова, Е.Н. Рассказова, Г.А. Боровкова // Современные массовые коммуникации. – 2020. – № 5. – С. 91–106.
3. Борисова, А.П. Массовые коммуникации в России. Монография / А.П. Борисова. – М.: Приоритет, 2023. – 452 с.
4. Володарская, С.Ю., Николаенкова, А.А., Панкратов, О.Г. Изучение репортажа в современной журналистике: особенности художественного мира и стилистики / С.Ю. Володарская, А.А. Николаенкова, О.Г. Панкратов // Вестник Томского государственного университета. Вып. 1. Язык и коммуникация. – Томск: Издательство Томского государственного университета, 2018. – С. 92–106.
5. Голованова, Е.Н., Чибисова, А.М., Николаева, С.С. Принципы проведения журналистского интервью: основные техники и жанровые особенности / Е.Н. Голованова, А.М. Чибисова, С.С. Николаева // Известия Томского государственного университета. – 2023. – № 2 (224). – С. 58–71.
6. Гуляева, П.А., Демиденко, С.В., Щедрина, А.В. Интервью как форма телевизионной программы / П.А. Гуляева, С.В. Демиденко, А.В. Щедрина // Технологии современного телевидения. Сборник статей. – Волгоград: Смена, 2021. – С. 30–43.
7. Калининградская и Тамбовская области презентуют свои проекты на выставке «Россия» // Первый канал. Официальный сайт. – 2023. – URL: https://www.1tv.ru/news/2023-12-24/467689-kaliningradskaya_i_tambovskaya_oblasti_prezentuyut_svoi_proekty_na_vystavke_rossiya?ysclid=lqjuk7rsov207891084 (дата обращения: 24.12.2023).
8. Карпова, Т.П., Гаврилов, Г.А., Петровская, А.М. Жанры журналистики: научный дискурс / Т.П. Карпова, Г.А. Гаврилов, А.М. Петровская // Сборник материалов межвузовской научной конференции «Практические основы изучения гуманитарной науки». – Самара: Самарский государственный университет, 2019. – С. 58–70.
9. Кудрявцева, А.В., Иматова, И.Т., Соколовский, С.С. Анализ языковой стилистики репортажей как культурного явления и его места в мировой журналистике / А.В. Кудрявцева, И.Т. Иматова, С.С. Соколовский // Вестник Нижегородского государственного университета. Вып. 4. Гуманитарные науки. – Н. Новгород: Издательство Нижегородского государственного университета, 2019. – С. 154–167.
10. Минигараева, Г.В., Смыслова, А.А., Чуворзина, М.И. Интервью как публицистический жанр: особенности организации и стилистического оформления / Г.В. Минигараева, А.А. Смыслова, М.И. Чуворзина // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы массовой коммуникации». – Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2022. – С. 100–109.
11. На выставке «Россия» обсудили развитие туризма в Ленобласти // Известия. – 2023. – URL: https://iz.ru/1625509/2023-12-24/na-vystavke-rossiia-obsudili-razvitie-turizma-v-lenoblasti (дата обращения: 24.12.2023).
12. Панкова, Т.И., Берестенева, Л.Ю. Значение и содержание репортажа в контексте журналистики / Т.И. Панкова, Л.Ю. Берестенева // Материалы научно-практической конференции «Актуальные вопросы изучения проблем журналистики в контексте современных социально-экономических условий». – Красноярск: Красноярский государственный университет, 2021. – С. 164–172.
13. Пахмутова, Е.Н., Чередниченко, И.С., Абрамович, С.С. Особенности подготовки интервью как проблема современной публицистики: теория и практика / Е.Н. Пахмутова, И.С. Чередниченко, С.С. Абрамович // Вестник Хабаровского государственного университета. – 2021. – № 10. – С. 46–59.
14. Пирогова, А.А. Правила проведения интервью / А.А. Пирогова. – М.: Старт, 2019. – 242 с.
15. «Просто фантастика» – посетители о выставке «Россия» на ВДНХ // РЕН.ТВ. Официальный сайт. – 2023. – URL: https://ren.tv/news/v-rossii/1159105-prosto-fantastika-posetiteli-o-vystavke-rossiia-na-vdnkh?ysclid=lqjw86bva2125451938 (дата обращения: 24.12.2023).
16. Радомская, Ю.Т., Плюшенков, С.В. Репортаж как жанр журналистского текста / Ю.Т. Радомская, С.В. Плюшенков // Сборник статей Волгоградского государственного университета. Вып. 1. Социальные и гуманитарные науки. – Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 2019. – С. 89–101.
17. Слепакова, И.М., Радминская, Е.А. Репортаж как культурное явление: историографический экскурс / И.М. Слепакова, Е.А. Радминская // Вестник Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина. – 2019. – № 3. – С. 68–80.
18. Трезубцева, Ж.В., Конопляников, П.И., Сверчкова, И.Т. Принципы изучения репортажей: лексические и стилистические особенности / Ж.В. Трезубцева, П.И. Конопляников, И.Т. Сверчкова // Журналистика. Сборник. Вып. 4. – Краснодар: Издательство Кубанского федерального университета, 2017. – С. 171–184.
19. Хорошева, В.И., Соколовская, А.В. Принципы проведения анализа репортажей: основные параметры и критерии оценки / В.И. Хорошева, А.В. Соколовская // Материалы международной научной конференции «Журналистская деятельность в России и за рубежом в ракурсе социально-политических перемен». – Волгоград: Волгоградский государственный университет, 2018. – С. 50–62.
20. Шаренкова, А. Гендиректор выставки-форума «Россия»: наша задача – объединить всю страну / А. Шаренкова // Тасс. Информационное агентство. – 2023. – URL: https://tass.ru/interviews/19173597?ysclid=lqjvwq5wrn197184206 (дата обращения: 23.12.2023).