Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность настоящей работы связана с тем, что в ней предпринимается попытка анализа творчества современной российской писательницы Татьяны Толстой. Нужно сказать сразу, что это самая неординарная и противоречивая писательница в истории отечественной литературы.
Оценки ее творчества всегда были полярными. Сравнительно небольшое количество критиков могли рассматривать ее произведения спокойно. Остальная часть мира литературы либо воспринимали ее работы, негативно объявляя их второсортной литературой для домохозяек, либо превозносили как новое слово в литературе и объявляли романами нового поколения. В любом случае, можно сказать, что безучастных критиков не было.
Особый колорит творчества писательницы состоит в том, что ее произведения созданы в довольно необычных стилях. При этом она поднимает острые социальные вопросы. Нужно отметить, что в своих работах Т. Толстая создает тяжелые, безнадежные персонажи которые буквально балансируют на самом крае жизни и смерти.
Так же нужно отметить, что перу Т.Н. Толстой принадлежит один из самых сложных и неоднозначных романов в истории отечественной литературы – это роман «Кысь». По мотивам этого романа создан чудесный спектакль с Д. Нагиевым и И. Лифановым в главных ролях. Однако в то же время вокруг произведения до сих пор ведутся жаркие споры о смысле произведения и его месте в русской литературе.
Вообще анализ произведений Татьяны Никитичны показывает, что не смотря на внутреннюю мрачность произведений и видимую бесперспективность дальнейшего существования остается некоторая надежда на будущее. Как правило, такая надежда связана с самоиронией персонажей и автора.
Яркие гротескные картины созданные Т. Толстой подчеркивают мрачность бытия. Особенно ярко эти элементы использовались писательницей в «Кысе».
Цель работы – проследить эволюцию творчества Татьяны Толстой от постмодернизма к неореализму.
Объект исследования – творчество Т.Н. Толстой.
Предмет исследования – эволюция творчества Т.Н. Толстой от постмодернизма к неореализму.
Задачи исследования:
1. Анализ литературы по теме исследования;
2. Анализ творческого пути Т. Толстой;
3. Проанализировать критику творчества Т. Толстой;
4. Выявить особенности постмодернизма и неореализма;
5. Сделать выводы по итогам исследования.
1. Раннее творчество Татьяны Толстой
1.1. Особенности творчества Т. Толстой
Для Татьяны Толстой, талантливой писательницы, критика, публициста, единственный способ «совладать с унынием любой действительности – опоэтизировать её». Надолго запоминаются её невероятно простые, но гениальные в своей простоте идеи [1, с. 45].
По поисковому запросу можно найти сотни цитат, на которые были разобраны книги, очерки и эссе писательницы.
«На четыре времени года раскладывается человеческая жизнь. Весна!!! Лето. Осень… Зима?». Пожалуй, именно после этой фразы из рассказа «Милая Шура», вошедшему в сборник «Не кысь», началось моё увлечение творчеством Татьяны Никитичны Толстой.
Своеобразие произведений писательницы привлекает с первых страниц. И выдуманные мифологические миры, и современная реальность – поистине гоголевские детализация и абсурд вкупе с метафорическим языком делают каждый текст уникальным в своей художественной ценности. Роман «Кысь», который, как ни странно, не связан по сюжету с вышеупомянутым сборником (потому он и не кысь) наполнен аллюзиями к произведениям как русской, так и зарубежной литературы [14, с. 33].
Вспомним роман Маркеса «Сто лет одиночество»: именно с историческим развитием Макондо ассоциируется жизнь городка Фёдор-Кузьмичска. Жители обеих городов получают информацию обо всём новом от неких местных авторитетов – в Макондо это приезжие цыгане с их лидером Мелькиадесом, в Фёдор-Кузьмичске часть информации пытается донести до народа Никита Иванович, так называемый «прежний» старец, знакомый с миром таковым, каким он был до Взрыва (то есть апокалипсиса). Тем не менее, население больше прислушивается к «мурзе» Фёдору Кузьмичу, городскому главе, ведь именно благодаря ему было создано всё то, чем обладают жители. Впрочем, так ли это на самом деле, рекомендую прочесть роман и узнать все детали.
В свободном доступе находим блог писательницы, где она предстаёт перед нами замечательным критиком. Причем её критический взгляд относится к тем или иным социальным явлениям – от достаточно бытовых историй до политики. Татьяна Никитична всегда высказывает своё мнение, и с её острыми фразами зачастую нельзя не согласиться. Кроме того, в блоге множество воспоминаний и рассуждений Толстой обо всём на свете.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Аванесова М.Г., Васильева М.А. Татьяна Толстая. Новое поколение литераторов. – Пермь: Рекс, 2016. – 445 с.
2. Акманова И.О., Севастьянова К.В. Творчество Т.Н. Толстой. Анализ стилистики произведений. – Уфа: ИД Индикатор, 2015. –139 с.
3. Березина А.А., Долгов М.И. Стили литературных произведений. – Мурманск: ИД Полярные зори, 2015. – 464 с.
4. Венедиктова А.М., Шумская И.В. Стилистика произведений Т.Н. Толстой. – Мурманск: Зеркало, 2016. – 290 с.
5. Горохова А.Н., Миронова А.К. Роман «Кысь». Анализ произведения Т.Н. Толстой. – Мурманск: ИД Полярные зори, 2017. – 297 с.
6. Ефимов А.В., Тихонов А.А. Эволюция творчества Т.Н. Толстой. Анализ произведений писательницы. – Воронеж: Альянс, 2016. – 395 с.
7. Жилин Ю.А. Творчество Т.Н. Толстой в начальный период и современный период. – Нальчик: Феерия, 2014. – 240 с.
8. Королькова Г.В., Иконникова И.Т. Литературоведческие особенности творчества Т.Н. Толстой. – Воронеж: Старт, 2014. – 150 с.
9. Крутилова И.И., Ларина С.Т. Татьяна Толстая. Роман «Кысь» и все-все-все. – М.: Форум, 2015. – 300 с.
10. Толтая Т.Н. Кысь. – М.: Эксмо, 2015
11. Толстая Т.Н. Река Оккервиль. Рассказы. – М., Подкова (Эксмо-Пресс), 2013.
12. Толстая Т.Н. Изюм. Сборник рассказов.– М.: Эксмо, 2013.
13. Толстая Т.Н. Белые стены.– М., Эксмо, 2014.
14. Удальцова Ю.В. Изменения в творчестве Т.Н. Толстой – Самара: Просвет, 2015. – 420 с.
15. Утина Л.А. Литературные стили в творчестве Т. Толстой. – Кемерово: Стрела, 2016. – 76 с.