Фрагмент для ознакомления
2
Функционирование отечественных компаний в кризисных условиях сопровождается снижением объемов товарооборота и чистой прибыли, ростом издержек обращения, сокращением численности персонала, уменьшением размера оборотных средств, снижением эффективности организационно-экономических связей с партнерами на потребительском рынке, ухудшением платежной дисциплины, снижением деловой активности и тому подобное. Кроме того, на ухудшение экономического состояния отечественных предприятий влияет также снижение платежеспособного спроса потребителей и роста стоимости отдельных видов ресурсов.
С целью оптимизации хозяйственной деятельности в условиях кризиса и обеспечения устойчивого экономического состояния, предприятия используют широкий инструментарий экономического анализа, диагностики, антикризисного управления и маркетинга. В условиях кризиса, с целью обеспечения экономической устойчивости, все больше субъектов хозяйствования используют маркетинговый инструментарий.
Поэтому, среди того ряда проблем, которые вынуждены решать современные предприятия, главное место занимает маркетинговое антикризисное управление.
Широкий круг вопросов, связанных с исследованием экономической устойчивости предприятий и управления ею в условиях финансового кризиса, актуальны и рассматриваются в фундаментальных трудах и научных статьях зарубежных, таких как Г. Аргмстронга, Г. Рассел, Дж. Каан., Ф. Котлера Дж. Кейнс и отечественных ученых как А.А. Браверман, А.Г. Галеев, Е.П. Голубков, С.В. Карпова, К.Л. Келлер, С.М. Ковалев, Э.М. Коротков, Ф. Котлер, Л.П. Мокрова, Р.М. Рауф, И.М. Синяева, и других исследователей.
Основной целью курсовой работы является определение антикризисных инструментов, основных маркетинговых стратегий и особенностей их реализации в кризисных условиях развития экономики.
Для реализации цели в работе поставлены и решались следующие основные задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты маркетинговых стратегий в антикризисном управлении предприятием.
2. Провести анализ влияния западных санкций на экономику Российской Федерации.
3. Провести анализ использования маркетинговых инструментов в антикризисном управлении отечественных предприятий.
Объектом исследования в работе является экономика Российской Федерации, а предметом исследования - антикризисное управление предприятия.
Методы исследования. Теоретическая и методологическая основа курсовой работы основывается на выполнении базовых положений маркетинга и финансового менеджмента, научных разработок российских и зарубежных ученых по вопросам предотвращения и управления экономической устойчивостью предприятия в условиях кризиса, а также законодательных и нормативных актов РФ.
ГЛАВА 1. МАРКЕТИНГОВЫЕ СТРАТЕГИИ В АНТИКРИЗИСНОМ УПРАВЛЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЕМ
1.1 Теоретические аспекты возникновения кризисов в управлении предприятием
В тот момент, когда организация начинает собственную активность, на рынке, как правило, уже работает существенное количество компаний-соперников. Занять конкретную нишу на рынке, позиционировать собственную торговую марку сложно.
Очень большое количество организаций разоряются, не справляясь с конкуренцией. Поэтому почти во всех государствах с развитой рыночной экономикой создана система мер поддержки малого бизнеса, содержащаяся в выдаче льготных кредитов, временном избавлении от налогообложения, передаче на интересных условиях патентов и технологий. При такой помощи организации легче пройти шаг количественного и высококачественного подъема, достигнуть стойкости положительных тенденций в развитии. Кризисы нередко появляются и в зрелых организациях, теряющих собственную положительную динамику и дееспособность достигать соразмерной выгоды [1].
Кризисы в организации имеют все шансы пребывать: в форме ужесточения инцидентов, которые непосредственно могут в том числе и привести компанию к развалу. Моральное истощение применяемых технологий и утрата конкурентных преимуществ, а еще значимый вывод ресурсов при повышении количества банкротств — так же считаются признаками нарастающей кризисной ситуации. Всевозможные острые противоречия, образовавшиеся в организации, соединены с ее финансово-хозяйственной деятельностью. Потому антикризисное управление, прежде всего, ориентировано на избавление и недопущение пробелов в системе распределения ресурсов и оптимизацию хозяйственной деятельности. Кризисное положение фирмы требует от менеджеров проведения ряда нестандартных манипуляций, применения в управлении способов и подходов, которые различаются от управления в обыденных, устойчивых, критериях. Кризис, в переводе с греческого, значит "решение", "переломный пункт" либо "исход".
Экономический кризис в организации отображает ее тяжкое экономическое состояние, характеризующеюся неудовлетворительным значением целого ряда характеристик, и главным показателем считается отрицательный денежный итог — валовый убыток от деятельности, понижение значения рентабельности либо быстрое ограничение объема прибыли по периодам.
Почему ранее благоприятные компании оказываются в состоянии неплатежеспособности? Факторами кризисного состояния являются:
- модифицирование рыночных условий;
- влияние соперников;
- злоупотребления со стороны менеджеров либо персонала;
- активность проверяющих либо осуществляющих контроль государственных органов;
- вступление новых законов либо других нормативных актов, конфигурации в политической ситуации, вызванные перераспределением власти; стихийные бедствия и т. д. [4]
Каковы бы ни были очевидные предпосылки смещения в худшую сторону финансового состояния, первопричиной любого кризиса в организации считается низкая степень профессионализма менеджмента фирмы. Кризисное положение отдельных компаний в критериях рынка естественно.
Кризисные ситуации имеют все шансы появляться на каждой стадии деятельности организации как в период развития и становления, так и в период стабилизации и расширения производства.
Организация подвержена нескольким разновидностям кризисов (экономическим, финансовым, управленческим). Во многих странах банкротством принято считать финансовые затруднение, то есть неспособность организации совершать собственные текущие обязательства [2]. Компания может испытывать кризис управления и экономический кризис (состояние, когда материальные ресурсы организации используются неэффективно). Проявляясь на любой стадий жизненного цикла организации, финансовый кризис тормозит продвижение его формирования, гораздо удлиняя соответствующую стадию данного становления. Описывая финансовый кризис, необходимо выделить, что его проявление на каждой из стадий жизненного цикла организации имеет собственные аспекты, которые непосредственно нужно учитывать в процессе антикризисного финансового управления. Обычным для кризисной ситуации считается несколько вариантов для выхода из нее: либо ликвидация компании как последняя форма, либо удачный выход из кризиса
Преодоление кризиса - процесс управляемый. Об этом свидетельствует большое количество кризисов, которые происходили в истории развития человечества, производства и экономики. Успех управления зависит от своевременного распознавания кризиса, симптомов его наступления.
Понятие - «кризис предприятия», описывает многогранные феномены в жизненном цикле организации, от просто проблем (сбоев) в функционировании предприятия из-за различных конфликтов до его ликвидации. Поэтому, кризис предприятия часто понимают, как незапланированный и нежелательный, ограниченный во времени процесс, существенно препятствующий или даже делающий невозможным функционирование такого предприятия. Он также представляет собой переломный момент в производственных, коммерческих, финансовых управленческих процессах, происходящих в организации[7].
Проанализировав теоретические и методологические основы построения системы антикризисного управления предприятием, которые описаны в трудах отечественных и зарубежных ученых, можно сделать вывод, что подавляющее большинство взглядов авторов совпадает, но отличаются подходы к определению элементов системы и их взаимосвязей.
Приведенные выше исследования позволяют углубить понимание кризиса как процесса, его закономерностей и тенденций развертывания, а также возможность подробнее анализировать кризисные ситуации, которые возникают в деятельности различных субъектов хозяйствования, а, соответственно, и мероприятий антикризисного управления. В условиях четко построенной структуры управления и развитой, гибкой системы антикризисного управления, кризис должен выступать как проверка на экономическую устойчивость и открытая возможность для развития предприятия.
Анализ научных подходов к определению экономической сущности понятия антикризисного управления и использование собственного подхода к определению кризиса на предприятии позволили предоставить собственное определение этого понятия, которое, в отличие от существующих, учитывает главную задачу противодействия кризисным явлениям - преодоление противоречий в экономической системе предприятия - и степень глубины кризисных явлений.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Айрапетян К. З. Антикризисное управление предприятием на основе инновационных бизнес–стратегий // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 6. – С. 1–5.
2. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности промышленного предприятия/ Изюмова Е.Н., Мыльник В.В., Мыльник А.В., Пушкарева М.Б. – М.: РИОР: ИНФРА-М, 2014. – 313 с.
3. Антикризисный менеджмент: учебник/ А.М. Грязновой. – М.: ИНФРА.М. – 2011. – 368 с.
4. Антикризисное управление. Теория и практика: Учебное пособие / Под ред. В.Я. Захарова. - М.: ЮНИТИ, 2013. - 319 c.
5. Антикризисное управление : учебное пособие / А.Г. Ивасенко, Я.И. Ни- конова, М.В. Каркавин. — 3-е изд., стер. — М. : КНОРУС, 2016. — 504 с.
6. Антикризисное управление: учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. Н.Д. Корягина. - М.: Изд-во «Юрайт», 2016. - 367 с.
7. Годованник Е.Д. Экономические санкции: исторический аспект // Национальная экономика: теория и практика. 2015. № 20. – С. 64-87
8. Зайнчковская Т.С. Анализ внешних и внутренних причин кризиса организации и диагностика её циклического развития // Вестн. Алтайского гос. аграрного ун-та. – 2013. - № 9 (107). – С. 139-143.
9. Згонник, Л.В. Антикризисное управление: Учебник / Л.В. Згонник. - М.: Дашков и К, 2015. - 208 c.
10. Зуб, А.Т. Антикризисное управление: Учебник / А.Т. Зуб. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 343 c.
11. Карпова С.В., Чупина Я.В. Особенности разработки и принятия комплексных маркетинговых решений в системах управления нестабильными системами // Управленческие науки. 2015. №3 С.63-69.
12. Кешнер М.В. Экономические санкции в современном международном праве: монография. – М.: Проспект, 2015. – 121 с. – ISBN 978-985-731-7-20-8
13. Клинова М., Сидорова Е. Экономические санкции и их влияние на хозяйственные связи России с Европейским союзом. Вопросы экономики. 2014. – N 4. – С. 68-73
14. Клейнер Г.Б., Качалов Р.М., Тамбовцев В.Л. Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегия, безопасность. — М.: Экономика, 2015.
15. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru
16. Рондарь Н. В. Экономическая несостоятельность как показатель кризисного состояния организации. // Экономическое возрождение России. ― 2013. ― №3 (9). ― С. 61–65.
17. Черненко, В.А. Антикризисное управление: Учебник и практикум для академического бакалавриата / В.А. Черненко, Н.Ю. Шведова. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 409 c.
18. Чупина, Я.В. Маркетинг как инструмент конкурентоспособности организации, действующей в условиях неопределенности (п. 1.8 раздела I ) / Я.В. Чупина // Маркетинг и современность; под общ. ред. проф. С.В. Карповой; отв. ред. к.э.н. О.Н. Романенкова. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2014. – С. 86–92.