Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Построение эффективного управления предприятием – это важная, но одновременно сложная задача для формирования и развития менеджмента организации.
Актуальность темы заключается в том, что применение социально-психологических методов управления напрямую связано с эффективностью менеджмента. Цель управления предприятием состоит в том, чтобы обеспечить способности предприятия. Возможности управления предприятием контролируются, сбалансированы и приведены в соответствие с миссией и потребностями предприятия в целом.
Социально-психологические методы управления организацией сегодня особенно эффективны, поскольку напрямую влияют на повышение результатов хозяйственной деятельности предприятий, на увеличение прибыли. Поэтому их применение целесообразно для предприятий, стремящихся к экономическому росту.
Объект работы - система управления предприятием.
Предмет – социально-психологические методы управления на конкретном предприятии.
Цель работы заключается в разработке мер по улучшению применения социально-психологических методов управления в конкретной организации ООО АН «Лира».
В связи с этой целью ставятся задачи:
-исследовать основные подходы к построению системы управления предприятием,
-проанализировать систему управления предприятием ООО АН «Лира»
-предложить основные мероприятия по совершенствованию управления предприятием ООО АН «Лира».
Работа состоит из введения, двух частей, заключения и списка используемой литературы.
В первой главе рассматривается сущность, социально-психологические методы и подходы к управлению предприятием.
Во второй главе дается анализ системы управления предприятием ООО АН «Лира».
Методологическая основа включает в себя использование таких методов, как анализ (методов управления предприятием), синтез (подходов к определению и классификации методов управления), сравнение (динамики показателей деятельности ООО АН «Лира».
Для раскрытия темы были использованы нормативно-правовые акты, учебные пособия в области экономики предприятий, внутренние документы ООО АН «Лира», ресурсы Интернет.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ
1.1.Понятие и сущность управления
Бизнес сегодня стал сложнее, чем раньше. И хотя новые технологии и расширяющиеся возможности позволили компаниям делать больше и охватывать более широкую аудиторию, чем когда-либо прежде, одним из побочных эффектов расширения возможностей является повышение сложности управления. Проще говоря, все более сложные наборы инструментов и разрозненные инфраструктуры могут препятствовать информационному потоку, затрудняя координацию ресурсов, информации и действий, необходимых для завершения бизнес-процессов, особенно для крупных предприятий.
Управление предприятием предлагает решение данных проблем. Объединяя ИТ-процессы, отчетность, аналитику и другие бизнес-операции в единую систему управления предприятием, организации могут снизить нежелательную сложность и гарантировать, что все соответствующие аспекты предприятия контролируются и приведены в соответствие с потребностями компании.
В широком смысле управление предприятием – это самостоятельная система, имеющая определенное значение и функции, которая состоит из совокупности разных элементов [[12].
Процесс управления обнаруживается тогда, когда происходит анализ результатов деятельности предприятий, эффективности их работы на рынке в целом.
Главная цель управления заключается в развитии организации и получении максимальной прибыли [5].
Качество управления влияет на процесс функционирования организаций, на результаты их деятельности на рынке, на эффективности работы.
Рисунок 1. Процесс управления организацией [13]
Таким образом, субъектом управления являются руководящие органы организации, а объектом – само предприятие. Поэтому постоянно происходит направление управленческих решений в структурные подразделения организации, чтобы персонал мог приступить к выполнению возложенных задач.
Для определения основных теорий управления, нужно рассмотреть основные функции [23]:
1. Формирование условий для организации деятельности сотрудников организации (разработка и внедрение управленческой культуры на предприятии, определение функций управления для каждого индивида, учет основных бизнес – процессов, выбор и реализация форм ответственности перед руководством, оценка результатов работы персонала, установление норм),
2. Определение идеи деятельности (выявление миссии и предназначения функционирования организации, формирование стратегии ее дальнейшего развития),
3. Выполнение стоящих задач перед компанией (стратегических, производственных, инвестиционных),
4. Выполнение плана деятельности (анализ проблем управления, организация документооборота и формирования документов, координация деятельности сотрудников, внедрение автоматизированной системы управления),
5. Установление обратной связи между руководством и персоналом организации (выполнение плана и задач, контроль качество выполнения, составление отчетности, аудит).
Таким образом, теории и подходы к управлению предприятием подвержены постоянным изменениям. Они постоянно обогащаются, подчиняясь требованию более глубокого понимания управленческих взаимоотношений и процессов на предприятии.
Рисунок 2.Функции управления предприятием [14]
Процессы управления предприятием могут охватывать целый ряд конкретных применений и функций. Тем не менее, они, как правило, относятся к следующим основным функциям [20]:
-Планирование общеорганизационных ресурсов.
Планирование общеорганизационных ресурсов (ERP) помогает организациям управлять повседневными процессами, связанными с целым рядом бизнес-функций, включая бухгалтерский учет, закупки, управление проектами, операции с цепочками поставок, а также управление рисками и соответствие требованиям. С правильным ERP-решением предприятия получают более легкий доступ к данным в режиме реального времени, устраняя дублирующуюся информацию и выявляя несоответствия и реагируя на них.
-Управление взаимоотношениями с клиентами.
Управление взаимоотношениями с клиентами (CRM) - это организационный инструмент, который фокусируется на отслеживании и записи взаимодействий с текущими и потенциальными клиентами. Цель CRM - упорядочить и оптимизировать эти взаимодействия и, в конечном счете, повысить ценность каждого отдельного покупателя. Управление обслуживанием клиентов (CSM) является логическим продолжением CRM, использующим возможности CRM для интеграции взаимодействия с клиентами с клиентскими операциями и обеспечения полностью унифицированного представления о взаимодействии с клиентами по всему предприятию.
-Управление цепочкой поставок.
Управление цепочками поставок (SCM) управляет потоком товаров, данных, финансов и услуг и включает в себя каждый этап процессов, используемых для преобразования сырья в готовую продукцию. Другие важные функции EMS могут включать управление персоналом, обработку финансовых данных, продажи, составление бюджета и логистику.
Упрощая различные процессы на всем предприятии, системы корпоративного управления обеспечивают ряд ключевых преимуществ. Некоторые из наиболее примечательных преимуществ включают [17]:
-Повышенная масштабируемость.
Решения для управления предприятием, как правило, основаны на облаке, что позволяет организациям выделять больше или меньше ресурсов облачных вычислений в соответствии с текущим спросом. Это делает управление предприятием безгранично масштабируемым без увеличения затрат или усилий.
-Сниженная стоимость.
Хотя системы управления предприятием могут стоить дорого, они, как правило, являются менее дорогостоящей альтернативой приобретению и внедрению решений для каждой основной бизнес-функции в отдельности. Корпоративное управление стремится объединить множество различных возможностей в одном пакете, что позволяет компаниям сократить свои расходы. А поскольку системы EMS полностью интегрированы друг с другом, организации могут улучшить межведомственное взаимодействие, потенциально устраняя ряд дорогостоящих недостатков.
-Улучшенное понимание бизнеса.
Процессы управления предприятием позволяют легко делиться целями и отслеживать их, составлять графики показателей удовлетворенности клиентов и сравнивать производство и расходы. Большинство опций EMS собирают эту информацию воедино и визуально представляют ее на удобных для пользователя информационных панелях. Лица, принимающие решения, могут затем использовать эти данные для руководства планированием и стратегическими инициативами.
-Повышенная производительность.
Ключевым компонентом управления предприятием является автоматизация. Автоматизация позволяет предприятиям уменьшить или вовсе исключить необходимость ручного вмешательства в конкретные процессы. Освобождая рабочую силу от непосредственного управления определенными ключевыми бизнес-функциями, управление предприятием повышает производительность труда сотрудников. В то же время облачная система EMS дает пользователям свободу работать из любого места, а не ограничивает производительность одним местоположением.
-Точная безопасность, соответствие требованиям и документация.
Системы EMS включают интегрированную систему безопасности, помогающую снизить угрозу кражи данных. Эти защищенные данные могут быть легко получены в любое время авторизованными, прошедшими проверку пользователями и использованы для подтверждения соответствия установленным законам и нормативным актам.
Рисунок 3.Цель и задачи управления [17]
Из-за высоких затрат на внедрение системы и того факта, что малые и средние компании менее сложны, системы управления предприятием обычно не подходили для небольших предприятий.
Рисунок 4.Основные виды управления [22]
Существует три основных типа управления предприятием:
Управление взаимоотношениями с клиентами (CRM) - это программное обеспечение, которое управляет взаимодействием компании с существующими и потенциальными клиентами [14]. Конечные цели CRM - поддерживать связь бизнеса с клиентами, оптимизировать их процессы и повысить их прибыльность.
Планирование ресурсов предприятия (ERP) облегчает процессы, охватывающие множество бизнес-функций. Это позволяет организациям устранять расхождения и дублирование при совместном использовании данных и доступе к ним в режиме реального времени.
Управление цепочками поставок (SCM) - это программное обеспечение, которое управляет потоком товаров, данных и финансов, связанных с продуктом. Она начинается с закупки сырья и продолжается до окончательной поставки продукта.
Конкретные преимущества управления предприятием [28]:
-Упрощение бизнес-планирования.
Корпоративные системы позволяют с легкостью создавать бизнес-планы и отслеживать, насколько успешно ваша компания достигает своих целей. Можно проверить свое производство, следить за расходами или посмотреть статистику удовлетворенности клиентов. Обычно это просто вопрос просмотра информационной панели, которая объединяет информацию в диаграммы и таблицы.
Большинство систем могут предупредить вас о потенциальных проблемах, таких как внезапное увеличение количества дефектов или низкий уровень запасов.
-Повышение производительности и гибкости.
Одним из основных преимуществ управления является то, что она автоматизирует определенные процессы, что делает ваших сотрудников более продуктивными. Например, они могут рассчитывать заработную плату, рассылать электронные письма о продажах и автоматически пополнять запасы.
Еще одним существенным преимуществом является то, что система организует информацию в одном месте для мгновенного доступа независимо от местоположения. Каждый сотрудник может получить данные, необходимые для выполнения работы, даже если он работает из дома или выполняет полевые работы.
-Улучшенное ведение учета и соблюдение требований.
Использование систем управления также помогает в ведении учета и соблюдении требований. Благодаря встроенной системе безопасности риск потери или кражи данных снижается, а информация, хранящаяся там, всегда доступна, если вам нужны доказательства эффективности бизнеса для любого регулирующего органа.
Хотя некоторые люди могут использовать эти термины взаимозаменяемо, EMS и ERP на самом деле не являются синонимами [10].
ERP-система
ERP почти всегда состоит из одного приложения, которое включает в себя набор модулей. Это программное приложение, как правило, чаще всего применяется для управления персоналом, активами или финансовыми ресурсами. ERP-решения способны проверять состояние запасов, планировать производство и отслеживать множество различных действий бэк-офиса.
EMS
Управление предприятием рассматривает общую картину и является более всеобъемлющим и ориентированным на данные, чем ERP. Решения EMS часто включают ERP в свою функциональность, но также способны выходить за рамки ограничений ERP. Другими словами, EMS - это своего рода центральное командование, предназначенное для безопасного хранения и извлечения бизнес-данных в режиме реального времени, стандартизации и автоматизации жизненно важных бизнес-процессов, мониторинга данных конкурентов, улучшения и отслеживания внешних связей, оптимизации управления цепочками поставок и снижения затрат при одновременном повышении производительности в масштабах всей компании [21].
Управление предприятием используется для обозначения современных примеров ERP, которые позволяют предприятиям управлять жизненно важными повседневными процессами, такими как управление запасами, бухгалтерский учет, управление человеческими ресурсами и взаимоотношениями с клиентами.
Управление предприятием поддерживает работу различных бизнес-подразделений путем обмена информацией через общую базу данных.
Современные корпоративные предприятия зависят от корпоративного управления, которое помогает им ориентироваться в сложных ИТ-средах и контролировать их. ServiceNow, мировой лидер в области решений для управления ИТ, оптимизирует подход этих компаний к управлению предприятием с помощью стратегического управления ИТ-портфелем. Стратегическое управление портфелем ServiceNow обеспечивает необходимую прозрачность портфельных инвестиций и бизнес-стратегий, позволяя администраторам отслеживать прогресс в режиме реального времени. Встроенные интеграции позволяют легко увязывать рабочие планы с инвестиционными планами и вносить коррективы там, где и когда они необходимы. Централизованное управление и удобные информационные панели объединяют стратегическую и оперативную работу, сокращая узкие места и устраняя разрозненность данных. Короче говоря, стратегическое управление портфелем дает предприятиям полный контроль над многими процессами, от которых они зависят, с непревзойденной гибкостью и масштабируемостью для реагирования на меняющиеся потребности.
Возможности управления предприятием - это система возможностей предприятия, которая функционирует для реализации управления бизнесом, процессами, информацией и возможностями информационных технологий, а также системными предложениями и услугами предприятия и управления корпоративной системой управления, организации, интеграции, обеспечения и соответствия требованиям [22].
Цель возможностей управления предприятием состоит в том, чтобы включить и гарантировать способность контролировать управление, организацию, интеграцию, гарантии, соответствие требованиям и управление предприятием, бизнесом, процессами, информацией и ИТ-возможностями, а также предлагаемыми предприятием системами и услугами. Управление предприятием - это управление возможностями предприятия в рамках возможностей управления предприятием.
Цель управления предприятием состоит в том, чтобы обеспечить управление и способности предприятия Возможности управления предприятием контролируются, сбалансированы и приведены в соответствие с миссией и потребностями предприятия в целом.
Роль менеджера отвечает за корпоративное управление возможностями. Рабочие продукты управления предприятием включают идеи управления предприятием, требования, планы, риски, возможности, обзоры, решения и элементы действий. Концепция команды управления предприятием, управление предприятием взаимосвязано и взаимозависимо с управлением бизнесом, управлением процессами, информационным управлением, ИТ-управлением, системным управлением и управлением услугами.
В рамках возможностей предприятия управление предприятием взаимосвязано и взаимозависимо с точки зрения управления, организации, интеграции, соответствия требованиям и обеспечения гарантий.
Таким образом, управление предприятием - это способ ведения и контроля бизнеса, процессов, информации и ИТ-возможностей, предлагаемых систем и услуг, ресурсов и деятельности предприятия.
1.2.Социально-психологические методы управления организацией
Социально-психологические методы управления - это средства управления производителями и определенными индивидами путем воздействия на их социальные потребности и психологические особенности. Использование социально-психологических методов управления требует глубокого изучения социальных явлений, происходящих на предприятии, знания психологических (духовных) факторов, влияющих на настроение нервной системы сотрудников.
В производственных условиях социология изучает факторы труда, которые лежат в основе формирования социальных отношений людей, изучает социальные системы, в том числе законы развития и функционирования производственной системы, законы поведения людей в разных слоях общества. Социальная психология изучает особенности группы и групповой психологии, их влияние на сознание и поведение человека, факторы, стимулирующие активность людей, настроение, факторы, формирующие общественное мышление. Психология личности изучает типы высшей нервной деятельности. деятельность и темперамент человека, характер, индивидуальную волю, способности, эмоции, память, понимание и чувства, психология труда изучает трудовую деятельность, в том числе руководителей и специалистов (профессиональные характеристики и способности, методы обучения персонала, график работы и отдыха, методы отбора и оценки персонала, психологические аспекты трудового процесса).
По мере изменения образа мышления людей и повышения их культурного и образовательного уровня возрастает и важность социально-психологических методов. В таких условиях потребности и интересы человека меняются в сторону духовной сферы. Важным фактором удовлетворенности своей работой являются хорошие отношения между производителями и менеджером, благоприятная социально- психологическая обстановка на производстве.
Социально-психологические методы управления основаны на использовании существующего социального механизма (системы взаимодействия, социальных потребностей) в производстве. Социальные методы управления реализуются посредством социального регулирования. Методы социального регулирования используются для регулирования и гармонизации социальных отношений путем выявления и корректировка целей и интересов различных групп и отдельных лиц. Они включают нормативные акты общественных организаций, контракты, взаимные обязательства, отбор и распределение работников и систему удовлетворения социальных потребностей.
Методы социального регулирования используются также с целью повышения активности человеческого фактора и демократизации управления.
Психологические методы управления направлены на регулирование отношений между людьми путем создания приемлемого психологического состояния в коллективе. Психологические методы включают в себя организация малых групп и команд, гуманизация труда, подбор квалифицированного персонала, их обучение и т.д.
Использование метода организации малых групп и команд позволяет определить оптимальное количественно-качественное соотношение между работниками в малой группе.
Гуманизация труда означает использование цветов, духовное влияние музыки, отказ от одной и той же, неизменной работы и расширение творческого подхода.
Суть профессионального отбора заключается в выборе ментальных характеристик людей таким образом, чтобы таким образом, чтобы они наиболее подходили для своей работы. Психические характеристики человека включают в себя его интересы и склонности, способности, темперамент и характер. Поэтому, руководя человеком, лидер должен ставить перед собой задачу изучения формирования и развития психических особенностей человека, его интересов и способностей, темперамента и поведения. Духовные характеристики человека нельзя понять, отделяя их от человеческой природы, потому что особенности способностей и поступков человека проявляются в его природе и поведение. Жизнь человека и общественная деятельность формируют его психическое состояние. Не зная, как живет человек, чем он занимается, невозможно понять, как он появился на свет, развил свои способности к тому или иному и сформировал свои поступки. Человек, прежде всего, оценивает себя как творческую личность. Работник не смотрит на работу с этой точки зрения: материальные потребности первичны, и после их удовлетворения выдвигаются относительно высокие человеческие потребности.
Деятельность человека основана на определенных мотивационных факторах и направлена на достижение определенной цели. Мотивирующий фактор является ядром человеческой деятельности. В общем смысле мотивационный фактор – это фактор, который побуждает человека действовать, а цель - это то, чего человек хочет достичь в результате ее реализации. Мотивирующим фактором является внутренняя сила характера человека.
В психологии различают длительный и короткий мотивационный фактор. Если мотивирующий фактор деятельности человека и цель поставлены на ближайшее будущее, то это называется краткосрочным, если они охватывают долгосрочную перспективу, то это называется долговременным. Отношение человека к работе, успеху и неудаче неразрывно связано связано с уровнем мотивирующего фактора. Только долгосрочная мотивация является источником творческого отношения к работе.
Важной характеристикой лидера является хорошее знание факторов, стимулирующих производительность людей, умение заинтересовать каждого в выполнении той или иной задачи. Это особенно важно при работе с молодыми людьми, которым необходимо знать, что ждет их в будущем, когда они придут на конкретное предприятие. Работу руководителя можно сравнить с работой дирижера, который должен научиться, кому, когда, на какой скрипке играть, на каком инструменте играть, кто может играть неправильно, кто на какое место должен быть поставлен.
Несовместимость психических особенностей человека с требованиями выполняемой им работы, неудовлетворенность своей профессией приводит к попытке ее изменить, увеличению вероятности совершения ошибок и, как следствие, снижению производительности труда. Напротив, если человек занят работой, которая может в полной мере продемонстрировать его способности, он будет доволен своей работой, быстро овладеет профессией, и производительность его труда будет высокой.
Координация методов управления для руководства руководителем в достижении поставленных целей производственных предприятий характерны следующие методы управления: экономические, организационно-командные (административные), социально-духовные.
Таким образом, рынок требует от бизнес-лидеров острого ума, творческого подхода к работе, а когда приходит время, готовности к риску в деятельности предприятия. Приказ – это письменное или устное изложение просьбы руководителя к своим подчиненным выполнить конкретную задачу в указанное время. Лидер, не владеющий основами социально-психологических знаний, не может влиять на людей.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бариленко В. И. и др. Основы бизнес - анализа: учебное пособие/ под ред. В. И. Бариленко. - М.: КНОРУС, 2019.
2. Барышев, А. В. Основы разработки управленческого решения: учебное пособие / А.В. Барышев. – Москва: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2021.
3. Борискина, Т. Б. 454 вопроса по менеджменту: учебное пособие / Т. Б. Борискина, О. С. Пескова. – Москва : ИНФРА-М, 2019.
4. Быстров, О.Ф. Теория менеджмента. Монография. / О.Ф. Быстров, Д.Э. Тарасов – Москва: Русайнс, 2020.
5. Волгин А.П. Модин А.А. Матиркина В.П. Управление в условиях рыночной экономики. - М.: Дело, 2019.
6. Гвишиани Д.М. Социология бизнеса. - М.: Финансы и статистика, 2018.
7. Герман Шрёдер. Руководить сообразно ситуации. — М.: Интерэкспорт, 2017.
8. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019.
9. Друкер П.Ф., Макьярелло Д.А. Менеджмент: Пер.с англ. – М.: «И.Д. Вильямс», 2019.
10. Друкер Питер Ф. Практика менеджмента: Пер. с англ.: Учеб. пособие. – М.: Инфра-М, 2019.
11. Егоршин, А. П. Эффективный менеджмент организации : учебное пособие / А.П. Егоршин. – Москва : ИНФРА-М, 2021.
12. Елиферов В. Г. Бизнес - процессы: регламентация и управление/ В.Г. Елиферов. - М.: Дашков и Ко, 2018.
13. Елиферов, В. Г. Бизнес-процессы: регламентация и управление: учебник / В.Г. Елиферов, В.В. Репин. – Москва : ИНФРА-М, 2021.
14. Зудина Л.А. Организация управленческого труда. Учебное пособие/ Л.А. Зудина. – М.: Инфра-М, 2021.
15. Иванова, И. А. Менеджмент: учебник и практикум для вузов / И. А. Иванова, А. М. Сергеев. – Москва : Издательство Юрайт, 2020.
16. Кибанов, А. Я. Основы управления предприятием: Учебник / А. Я. Кибанов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2018.
17. Колпаков В.М. Теория и практика принятия управленческих решений. – К.: МАУП, 2018.
18. Ларионова И.К. Стратегическое управление/ И.К. Ларионова. – М.: Дашков и К, 2019.
19. Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М, 2019.
20. Менеджмент организации: Учебное пособие / под ред. А.В. Тебекина, Б.С. Касаева. – М.: Кнорус, 2018.
21. Мескон М.Х. Основы менеджмента / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф.Хедоури. – М.: Дело, 2022.
22. Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2019.
23. Нечаев Е.И. Организация производства и предпринимательской деятельности/ Е.И. Нечаев. - Краснодар: КубГАУ, 2019. - 266 с.
24. Орлов А.И. Теория принятия решений. – М.: Экзамен, 2018.
25. Поршнев А.Г., Румянцева З.П. Управление организацией/ А. Г. Поршнев, З. П. Румянцева. - М.: ИНФРА-М, 2022.
26. Радченко Л.А. Организация производства на предприятиях/ Л.А. Радченко. - Ростов н/Д: Феникс, 2018.
27. Семенов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента: Учебник. – 3-е изд. - М.: Дашков и К, 2018.
28. Терехин В.И., Моисеев С.В. Финансовое управление фирмой / В.И Терехин, С.В. Моисеев. - М.: Экономика, 2017.
29. Чечевицына Л.Н., Чуев И.Н.. Экономика фирмы: Учебное пособие для студентов вузов/ Л.Н. Чечевицына. - Ростов н/Д: Феникс, 2018.
30. Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности/ В.Г. Шипунов. - М.: Инфра-М, 2019.