Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы состоит в том, что происходит переосмысление творческого наследия Б. Брехта. В частности, происходит постепенное понимание верности его оценок на создание драматургии спектакля и значения актерской игры для заражения зрительного зала определенной эмоцией или отношению к происходящему действию.
Более того, нужно сказать, что Бертольд Брехт ввел такое понятие как сплошное, непрерывное театральное действие. Другими словами, спектакль должен был происходить непрерывно. Все события четко взаимосвязаны и между ними имеются переходные сюжетные линии. Такой подход выгодно отличал спектакли Брехта от классических работ того времени.
Дело в том, что до теории Брехта спектакль предполагал деление на части или акты. При этом каждый акт или действие становились самостоятельным отдельным спектаклем со своими актерами, действиями. Такое разделение создавало у зрителя разрозненное представление, как о самом спектакле, так и о произведении, на основании которого он был построен.
Вторым важным нововведением теории Б. Брехта стало введение различных дополнительных элементов в структуру композиции спектакля. В частности, в спектакль вводились такие элементы как различные песни, плакаты, пояснительные надписи и т.д.
Все эти элементы выполняли разъяснительную функцию для зрителя. Фактически дополнительные песни или плакаты – это с одной стороны были переходные элементы между композиционными элементами, происходившими на сцене, а с другой стороны – это были элементы пояснявшие зрителю суть происходящих событий, раскрывали переживания персонажей, их отношение к происходящему.
При этом нужно помнить, что каждый важный элемент театрального действия показывался Брехтом с новой, неожиданной стороны. Сам режиссер и драматург назвал это – эффектом отчуждения. Его суть сводилась именно к стремлению режиссера «оторвать» хорошо знакомые зрителю ситуации или события от знакомой реальности и показать под другим, новым и неожиданным ракурсом.
Сегодня в такой стилистике стараются работать многие театры, но качественно это удается немногим. Однако это показывает, что именно в ХХI веке идеи Бертольда Брехта становятся востребованными.
Цель работы – выявить особенности эффекта «отчуждения», его формы и функции в теории драма Б. Брехта.
Объект исследования – теоретическое наследие Б. Брехта.
Предмет исследования – Эффект «отчуждения», его формы и функции в теории драмы Б. Брехта.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научную литературу по проблеме исследования;
2. Выявить особенности театральной теории Б. Брехта;
3. Описать особенности «эффекта отчуждения» в теории Б. Брехта;
4. Определить роль В. Брехта в реформировании теории театра;
5. Сделать выводы по итогам исследования.
1. Понятие о театре в понимании Бертольда Брехта
1.1. Театральная теория Бертольда Брехта
Бертольд Брехт был выдающимся реформатором западного театра, он создал новый тип драмы и новую теорию, которую назвал «эпичной».
В чем же состояла суть теории Брехта. По задумке автора, это должна была быть драма, в которой главная роль отводилась не действию, которое лежало в основе «классического» театра, а рассказ (отсюда и название «эпичный»). В процессе такого рассказа сцена должна была оставаться именно сценой, а не «правдоподобной» имитацией жизни, персонаж – ролью, которую исполняет актер (в отличие от традиционной практики «перевоплощения» актера в героя), изображаемое – исключительно сценической зарисовкой, специальной избавленной от иллюзии «подобия» жизни.
Стремясь воссоздать «рассказ», Брехт заменил классическое разделение драмы на действия и акты, хроникальной композицией, по которой сюжет пьесы создавали хронологически связанные между собой картины. Кроме того в «эпичную драму» вводились разнообразные комментарии, которые так же приближали ее к «рассказу» [10, с. 92]:
• заголовки, которые описывали содержание картин;
• песни («зонги»), которые дополнительно объясняли происходящее на сцене;
• обращения актеров к публике;
• надписи спроектированные на экран и пр.
Одним из наиярчайших художественных открытий был «эффект отчуждения». Его суть состояла в том, что будничное явление подавалось в новом свете и представлялось теперь как удивительное, вырванное из обыденного плана жизни, «чуждое». Это также подталкивало зрителя к анализу того, что показывалось на кону. «Эффект отчуждения» был стержнем, который пронизывал все уровни «эпичной драмы»: сюжет, систему образов, художественные детали, язык и пр., вплоть до декораций, особенностей актерской техники и сценического освещения.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Аванесова М.Г., Васильеве М.А. Театр Бертольда Брехта. Миф или реальность?. – Пермь: Рекс, 2016. – 445 с.
2. Акманова И.О., Севастьянова К.В. Теория драмы Бертольда Брехта. – Уфа: ИД Индикатор, 2015. –239 с.
3. Березина А.А., Долгов М.И. Бертольд Брехт и его основные идеи. – Мурманск: ИД Полярные зори, 2015. – 464 с.
4. Венедиктова А.М., Шумская И.В. Формы и функции теории Б. Брехта. – Мурманск: Зеркало, 2016. – 290 с.
5. Горохова А.Н., Миронова А.К. Бертольд Брехт и эффект отчуждения. – Мурманск: ИД Полярные зори, 2017. – 297 с.
6. Ефимов А.В., Тихонов А.А. Современное театральное искусство. – Воронеж: Альянс, 2016. – 395 с.
7. Жилин Ю.А. Идеи Б. Брехта в современном театре . – Нальчик: Феерия, 2014. – 240 с.
8. Королькова Г.В., Иконникова И.Т. Современные трактовки искусства театральной постановки. – Воронеж: Старт, 2014. – 350 с.
9. Крутилова И.И., Ларина С.Т. Театр в России. Путь от К. Станиславского к Л. Додину. – М.: Форум, 2015. – 300 с.
10. Лаевская Е.Н. Проблемы изучения концепций театральной деятельности Бертольда Брехта // Вестник Нижегородского государственного университета. Вып. 6. – Н. Новогород: Издательство НижГУ, 2017. – С. 91–102
11. Лаевская Е.Н. Методические рекомендации по изучению современного театрального дела. – Сыктывкар: Смена, 2017. – 228 с.
12. Удальцова Ю.В. Современный театр. История развития искусства – Самара: Просвет, 2015. – 420 с.
13. Утина Л.А. Нормативно-правовой акт или решение конституционного суда как источники конституционного права. – Кемерово: Стрела, 2016. – 476 с.
14. Яковлева А.П., Перепелкина С.М. Бертольд Брехт. Роль и место в истории театра. – Сыктывкар: Перспектива, 2015. – 380 с.