Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Введение 3
1. Общее понятие о журналистике данных 6
1.1. Журналист данных (Data-журналист) 6
1.2. Новая журналистика больших чисел 12
Выводы по первой главе 20
2. Современное применение аналитической журналистики и ее будущее 21
2.1. Журналистика данных, как инновация 21
2.2. Журналистика данных сегодня и ее будущее 25
Выводы по второй главе 31
Заключение 32
Список литературы 35
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность настоящей работы состоит в том, что журналистика больших данных или просто журналистика данных является новым и молодым направлением современной журналистики.
Причиной возникновения данного направления стало пресыщение аудитории СМИ новостями. Аудиторию перестали удивлять, шокировать, привлекать различные скандалы, сообщения об авариях и т.д.
Социологические опросы показывают, что подобного рода информация воспринимается аудиторией как обычная новость, просто информация. Конечно это событие с определенной эмоциональной окраской, но все же – это просто событие в череде других.
При этом самой большой проблемой является тот факт, что одна и та же новость перемещается по всем СМИ. Более того каждое издание добавляет в новость кусочек своей информации «из надежных источников». Если сложить вместе эту информацию из разных СМИ получится история которая, скорее всего, мало будет похожа на реальное событие. Тем более, что определить в итоге источник истинной информации будет невозможно. Он просто утонет в потоке скандальных подробностей, домысливаний, рассуждений и т.д. При этом этот поток питается теми же СМИ и их «аналитикой».
В этом отношении аналитическая журналистика стала выходом для СМИ. Анализ данных позволяет самостоятельно создавать новость на основании собственного анализа имеющихся статистических данных. Главный плюс такой новости – это ее уникальность. Кроме этого такая новость будет пользоваться большим доверием у аудитории, поскольку она подкрепляется статистическими данными приводимыми СМИ.
В этом отношении хорошим примером может служить анализ данных размещаемых различными социологическими центрами типа «Левада центра» или ВЦИОМа. Здесь аналитики СМИ могут подробно самостоятельно сравнить данные социологических опросов по тем или иным вопросам за большой период времени. В частности, речь идет о временном периоде начиная с 1990-х годов по настоящее время.
С наступлением цифровой эры, с каждым годом становится возможным передавать, хранить и анализировать все большие и большие массивы данных. Эта тенденция привела к возникновению в начале 2000-х годов термина «большие объемы данных» (big data). Появление этого термина обозначает начало формирования кардинально новых инструментов, заточенных под работу с большими объемами данными и, вместе с этим, понимания того, какие возможности работа с крупными массивами данных способна привнести в журналистику. Несмотря на то, что понятие больших объемов данных не имеет конкретно очерченных границ, следует разделять работу с данными в общем смысле слова от работы именно с крупными массивами данных в силу разницы в подходе и использовании для работы с ними новых инструментов и методов.
Появление все новых журналистских проектов и материалов, основанных на работе с крупными массивами данных, все больший доступ к массивам открытых данных и распространение в Интернете в открытом виде
крупных объемов информации (в том числе, считавшейся до недавнего времени секретной) представляет совершенно новые задачи и дает уникальные возможности для развития современной журналистики. Эти изменения в журналистском процессе объясняют актуальность выбранных задач исследования.
Сейчас, когда у каждого пользователя Интернета появляется все больший доступ к данным, к возможностям для поиска, сбора и обработки огромного объема информации, вопросы работы с данными становится как никогда актуальны. При этом, получить необходимые данные стало возможно как из открытых источников, так и в результате журналистских запросов или поиска данных через не открытые источники.
Следует понимать, что направление «журналистики данных» включает в себя весь спектр работ над журналистским материалом, в основе которого лежит анализ большого объема данных. То есть, это и поиск изначальных данных, и очистка массива данных, и его последующая аналитика, трактовка и визуальное представление для читательской аудитории. В результате, можно отметить, что, по своей сути, журналистика данных служит связующим звеном для двух различных направлений работы — технической (которая предполагает проведение работ по сбору и аналитике большого объема данных) и журналистской (которая предполагает исследование темы, а также трактовку и подготовку концепции для наилучшего представления выводов исследования).
Сейчас, когда журналисты все чаще сталкиваются с наборами «сырых» данных, для профессионального журналиста необходимым становится умение работать с ними, ориентироваться в данных, анализировать и получать из них новые сюжеты. Понимание данных как в ключе возможности углубиться в уже существующий сюжет, так и в ключе основы для создания сюжета «с нуля», по итогам изучения имеющегося массива информации, служит новым этапом в развитии современной журналистики.
Цель исследования – описать современное состояние и особенности журналистики больших данных, выявить тенденции развития направления.
Объект исследования – журналистика больших данных.
Предмет исследования – современное состояние и особенности журналистики больших данных, выявить тенденции развития направления.
Для достижения поставленной цели исследования необходимо решить следующие задачи исследования:
1. Проанализировать научную литературу по проблеме исследования;
2. Дать характеристику профессии data журналиста;
3. Привести примеры работы журналистов с массивами данных;
4. Определить современное состояние и перспективы развития;
5. Сделать выводы по итогам исследования
1. Общее понятие о журналистике данных
1.1. Журналист данных (Data-журналист)
Сегодня существует большое разнообразие в определении понятия журналист данных или журналист аналитик данных. Достаточно сказать, что уже здесь можно увидеть несколько вариантов названия данной профессии. Такая же ситуация складывается и с поиском определения данного направления журналистики. Можно сказать, что сегодня можно использовать такой вариант обозначения данной профессии.
Журналист данных — это специалист, который использует сводки, отчеты, статистику цифр и другую справочную информацию для о. К открытию этого направления привело бурное развитие интернета и выкладывание в сеть массы статистических и других данных.
Рассмотрим основные особенности данной профессии.
Чтобы оставаться успешными и читаемыми, современные СМИ не могут просто сообщать новости, так как источником стало слишком много. В ближайшем будущем журналисты будут получать гонорары не за публикацию каких-то новостей, а за обдумывание и «перевод» на общепонятный язык «сырой» информации.
Многие, особенно иностранные СМИ уже сейчас работают со статистическими показателями. Это явление получило название «журналистика данных» .
Главной особенностью нового направления стал принцип построения материала не вокруг какой-то новости или явления, а вокруг справочного материала, статистических цифр, отчетов и сводок.
В дата-журналистике цифры говорят сами за себя, это главное. Так называемые data-журналисты не перелопачивают текстовый контент или потоки информации, а скурпулезно перерабатывают, накопленные государством, базы. Например, статистика, государственные контракты, бюджет.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
Научные статьи
1. Абрамова С.М., Кутейникова И.С., Миронова Г.А. Современное состояние журналистики данных// Сборник статей Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина, 2015. – С. 12–23
2. Арбузова К.А., Суркова И.К., Домрачева И.М. Методологические особенности обучения журналистики данных // Педагогическое обозрение. – 2015. – № 10. – С. 54–67
3. Аристархова В.А., Сумская Е.К., Матвеев К.А. Профилактика нарушений и злоупотреблений в области журналистики данных // Материалы научно-практической конференции «Психологические и правовые проблемы современной журналистики». – Челябинск: Челябинский государственный университет, 2014. – С. 65–80
4. Артемьева С.С., Глинская А.В. Проблемы развития современной журналистики данных // Сборник статей Волгоградского государственного университета. – 2015. – № 3. – С. 55–67
5. Архипенко С.С., Поляковская И.М., Лавриненко С.Г. Современные и классические подходы к организации журналистики данных в России // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития современной журналистики в странах участниках ЕАЭС». – Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2017. – С. 15–27
6. Боровикова М.И., Алтынина Л.М., Скрипникова А.А. Современные подходы к автоматизации работы современных СМИ: проблемы и перспективы // Материалы научно-практической конференции «Инновационное развитие современного общества». – Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2013. – С. 25–40
7. Бурдинова С.С., Марелова Г.В., Чурсина О.А. Психологические показатели эффективности работы сотрудников аналитических отделов СМИ в России. Методики оценки эффективности // Психологическое обозрение. – 2016. – № 7. – С. 40–52
8. Вавилов М.А., Сергейчук А.П., Тарабанов М.Т. Концепции улучшения работы журналистов-аналитиков в России // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы организации эффективной работы СМИ в ХХI веке». – Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2016. – С. 79–90
9. Гордеенко А.С., Кутейникова И.В. Проблемы организации эффективного обучения сотрудников отделов данных СМИ в России новым методам поиска и анализа информации // Материалы межвузовской научно-практической конференции «История развития журналистики данных в России в XX и XXI веках». – Ярославль: Ярославский педагогический институт, 2017. – С. 89–99
10. Григорьева С.А., Малышева М.И. Специфические особенности развития журналистики данных в России в новых экономических условиях // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы организации эффективной деятельности журналистов и СМИ в России и странах ЕАЭС». – Нижний Новгород: Нижегородский государственный университет, 2014. – С. 97–116
11. Гудыменко А.В., Смыслова А.А. Сравнительный анализ привлекательности работы новостного отдела и отдела журналистики данных // Сборник статей Волгоградского государственного университета. Вып. 8. – Волгоград: Издательство ВолГУ, 2015. – С. 123–140
12. Еропкин И.М., Скакунова М.А. Особенности методического сопровождения обучения анализу большого объема данных в журналистике больших данных // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы организации эффективной работы СМИ в странах участницах ЕАЭС». – Новосибирск: Сибирский федеральный университет, 2018. – С. 124–135
13. Иваненко А.А., Богословский А.П., Крюков И.М. Формирование правовых принципов организации работы журналистики больших данных в России // Материалы научно-практической конференции «Организация работы СМИ в России в ХХI веке». – Махачкала: Дагестанский федеральный университет, 2017. – С. 80–105
14. Игнатова С.С., Переделкин Г.В. Педагогические условия полноценного развития журналиста аналитика баз данных// Вопросы педагогики. – 2016. – № 12. – С. 50–62
15. Лаевская И.Т., Сумарокова И.М., Черневская Д.А. Образовательные стратегии обучения журналистов работы с базами данных // Материалы научно-практической конференции «Педагогические проблемы подготовки современного журналиста-аналитика». – Самара: Самарский государственный университет, 2016. – С. 105–121
16. Малышева П.А., Григорьева Н.А. Журналистский кодекс стран ЕАЭС. Достоинства. Недостатки. Преимущества // Материалы международной научно-практической конференции «Евразийский научный форум». – СПб.: Российская академия правосудия, 2013. – С. 59–72
17. Масленникова М.А. Стратегия организации обучения журналистов в рамках журналистики данных // Образовательные стратегии. – 2018. – № 2. – С. 90–107
18. Мирошникова С.С., Полежаева И.И. Теоретические и практические аспекты обучения журналистов сотрудников отделов журналистики данных по работе с новыми методами оценки и анализа собранной информации // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы организации деятельности отделов анализа данных». – Краснодар: Кубанский государственный университет, 2018. – С. 56–70
19. Назарова Г.В., Чуркин И.М. Основные концепции анализа данных журналистикой данных в поиске информационного повода // Материалы научно-практической конференции «Актуальные вопросы управления деятельностью журналистов и СМИ». – Красноярск: Красноярский государственный университет, 2016. – С. 77–90
20. Феоктистов К.А., Баребышев А.И. Анализ роли больших данных в журналистике // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы современных российских журналистики и аналитики». – Самара: Самарский государственный университет, 2016. – С. 93–106
Учебная литература и монографии
21. Абрамова С.М. Журналистика больших данных. – Сыктывкар: Слово, 2017. – 560 с.
22. Антоневская М.В., Круглякова В.Д., Петренко Е.Ф. Организация работы отдела журналистики данных. – Волгоград: Ижора, 2016. – 463 с.
23. Богдановская Е.А., Щербакова А.С. Автоматизация работы журналиста: программы, виды, функции. – Екатеринбург: Эксперт, 2016. – 370 с.
24. Валентинова С.С., Куприянова А.В. Современное журналистское дело России. – Тверь: Зеркало, 2015. – 390 с.
25. Дементьева А.А., Голубинская И.М. Журналистика данных в СМИ стран ЕАЭС. – Мурманск: Полярные зори, 2016. – 297 с.
26. Дурягина И.И. Журналистика больших данных. Особенности анализа и оценки информации. – Тверь: Диамант, 2016. – 230 с.
27. Дымшиц Д.М. Журналистика данных. – М.: Изд-во МГУ им. М.В. Ломоносова, 2014. – 60 с.
28. Казанцева Е.В., Петренко Р.А., Овсянникова С.А. История журналистики России. Особенности развития в ХХ и ХХI веке. – Ульяновск: Старт, 2018. – 380 с.
29. Кравцова Е.К. Принципы работы современных СМИ в России – Воронеж: Слава, 2018. – 312 с.
30. Майер-Шенбергер, В. Большие данные. Революция, которая изменит то, как мы живем, работаем и мыслим / Виктор Майер-Шенбергер, Кеннет Кукьер ; пер. с англ. Инны Гайдюк. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. — 240 с.
31. Революция в аналитике: Как в эпоху Big Data улучшить ваш бизнес с помощью операционной аналитики / Билл Фрэнкс»: Альпина Паблишер; Москва; 2016. – 420 с.
32. Соколова Т.В., Кудлачев А.В. Аналитика данных в журналистике. – Волгоград: Парадигма, 2015. – 564 с.
33. Сорокина В.А., Петренко Г.Г. Журналистика данных в вопросах и ответах. – Новороссийск: Приоритет, 2016. – 468 с.
34. Титоренко В.В. Принципы и методы аналитической журналистики. – Волгоград: Знамя, 2016. – 320 с.
35. Уфимцева А.В. Большие данные в журналистике. – Волгоград: Смена, 2016. – 380 с.