Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы. Природно-ресурсный потенциал Российской Федерации огромен и разнообразен. Наша страна богата территориями, являющимися объектами национального достояния. В связи с этим одной из важнейших задач Российской Федерации является сохранение и защита земель, расположенных в особо охраняемых природных территориях (далее – ООПТ) от всех видов негативного воздействия. Так, в Российской Федерации в 2022 году, согласно государственному докладу «О состоянии и охране окружающей среды Российской Федерации в 2022 году», насчитывается 11,9 тыс. ООПТ общей площадью 244,3 млн га, что составляет 14,3% от общей площади РФ .
По данным Росстата в 2022 г. количество ООПТ в РФ насчитывало до 300 объектов федерального значения. Среди них 107 объектов – государственные природные заповедники, 67 объекта – национальные парки, 62 объектов – государственные природные заказники, 17 памятников природы и 47 ботанических садов и дендрологических парков. Суммарная площадь ООПТ федерального значения в 2022 г. оказалась на 0,8 млн га больше, чем в 2021 г. и составила 75,9 млн га.
В 2022 г. общее количество ООПТ регионального значения составило 10625 ед. (в 2021 г. – 10566 ед.), включая: 118 природных парков, 2458 государственных природных заказников, 7495 памятников природы, 29 дендрологических парков и ботанических садов, а также 525 ООПТ иных категорий. Общая площадь ООПТ регионального значения в 2022 г. составила 121,1 млн га. Наибольший показатель площади ООПТ регионального значения отмечался у государственных природных заказников – 58,3 млн га, наименьший – у дендрологических парков и ботанических садов (0,002 млн га). Соотношение ООПТ регионального значения по количеству и площади значительно различается. Памятники природы занимают преобладающие позиции в количественном отношении, а государственные природные заказники доминируют в показателях площади.
В 2022 г. в Российской Федерации насчитывалось 1006 ООПТ местного значения (в 2021 г. – 1016 ед.) общей площадью 47,3 млн га. По сравнению с 2014 г. их общая площадь увеличилась на 20,9 млн га, по сравнению с 2021 г. – уменьшилась на 1212,6 га.
С каждым годом площадь ООПТ и их количество постепенно увеличивается. Россия наравне с другими ведущими государствами в области заповедного дела (США, Канада, Австралия, Новая Зеландия, ЮАР и др.) является одним из мировых лидеров как по количеству, так и по площади ООПТ.
Объект исследования – общественные отношения, обуславливающие специфику создания и функционирования ООПТ.
Предмет исследования – создание и функционирование ООПТ в Вологодской области.
Цель работы – изучить особенности создания и функционирования ООПТ на примере Вологодской области.
Задачи работы:
– охарактеризовать сущность и определить роль особо охраняемых природных территорий;
– проанализировать правовую основу создания и функционирования особо охраняемых природных территорий;
– изучить зарубежный опыт создания и функционирования особо охраняемых природных территорий;
– дать общую характеристику Вологодской области;
– провести анализ структуры и состояния особо охраняемых природных территорий в Вологодской области;
– провести анализ создания и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения в Вологодской области;
– определить перспективы создания и функционирования особо охраняемых природных территорий в Вологодской области;
– дать рекомендации по повышению эффективности создания и функционирования особо охраняемых природных территорий областного значения в Вологодской области.
Методологической базой исследования выступают методы, используемые при познании управленческих процессов, это способы теоретического или практического изучения, в том числе: диалектико–материалистический, эмпирико-теоретический, системного анализа, сравнения, синтеза, интуиции и т.д.
Теоретической и информационной базой исследования являются источники специальной и справочной литературы отечественных и зарубежных авторов по проблемам создания и функционирования ООПТ, в том числе журнальные статьи, нормативные правовые акты.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, включающих восемь параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.
1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ
1.1. Сущность и роль создания особо охраняемых природных территорий
Важнейшим современным направлением международной и российской природоохранной деятельности является реализация концепции устойчивого развития. При этом при переходе к устойчивому развитию подчеркивается фундаментальная роль особо охраняемых природных территорий (далее – ООПТ).
Современная стратегия охраны природы основывается на сохранении экологического равновесия при использовании природного потенциала в решении экологических задач определенных регионов. Стратегия охраны среды обитания строится на способности геосистем противостоять различного рода антропогенным воздействиям и поиске различных направлений оптимизации природопользования.
Россия имеет более чем столетний опыт территориальной охраны природы. За это время произошли серьезные изменения в теории и практике заповедного дела. В естественных науках сформировалась теория островной биогеографии, стало очевидным, что фрагментация и антропогенная деградация природных комплексов являются ведущими факторами исчезновения видов. В то же время, особо охраняемые природные территории продолжают оставаться предметом политических споров и ареной борьбы различных землепользователей, интересы которых не всегда согласуются с вводимыми на ООПТ ограничениями. Опыт последних десятилетий показал отчетливую необходимость решения ряда существенных проблем, препятствующих стабильному существованию отечественных заповедников, а также региональных систем ООПТ в принципиально новых политических и социально-экономических условиях, определяющих уклад современной России .
В соответствии с Федеральным законом от 14 мая 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее – Закон об ООПТ) ООПТ называются:
– территории национальных парков и государственных заказников;
– территории государственных природных заповедников и природных парков;
– дендрологические парки;
– различные ботанические сады;
– относительно новый вид ООПТ – биосферные заповедники.
Таким образом, в качестве особо охраняемой территории могут быть определены участки земли, водного или воздушного пространства, конфискованные полностью или частично по решениям государственных органов, на которых расположены природные объекты и комплексы экологического, культурного, научного, эстетического, санитарно-оздоровительного и рекреационного значения, природная территория, охраняемая от хозяйственного использования и режима особой охраны .
Эти территориальные единицы необходимо сохранить как уникальные и типичные природные ландшафты, разнообразие флоры и фауны, чтобы обеспечить защиту культурного и природного наследия. Полностью или частично изъятые из хозяйственного использования, они подлежат особому режиму охраны, а на прилегающих к ним акваториях и территориях создаются особо охраняемые природные территории с регулируемым хозяйственным режимом. Охраняемые территории отнесены к объектам национального наследия. Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий федерального значения, порядок использования и охраны таких земель устанавливаются Правительством на основании федеральных законов .
Территориальные формы охраны, формирующиеся в пределах нашей страны, характеризуются весьма высокой специфичностью. В основном это связано с наличием территории России, в большей степени подвергшейся антигуманному влиянию, исследованиям в области науки и низкой средней плотностью населения. В этом контексте организация особо охраняемых природных территорий имела большое значение как часть процессов, направленных на организации заповедников. Такие меры в первую очередь направлены на сохранение типичных и редких природных ландшафтов, разнообразия флоры и фауны, охраны объектов культурного и природного наследия.
На сегодняшний день особо охраняемые природные территории имеют огромное значение в сохранении баланса между человеком и природой. На ООПТ проводят мониторинг всех экологических систем, процессов и явлений. Результаты таких наблюдений позволяют определить рациональные пути сохранения природных ресурсов и предотвратить антропогенное воздействие .
Мониторинг на таких территориях позволяет также сохранить разнообразие биологических видов и подвидов всей экосистемы. Для каждого вида экосистемы на землях ООПТ создают соответствующие участки как на земле, так и в акватории. В том числе такие земли признаются и участками культурного наследия. Такие ООПТ для мониторинга экосистем создаются по всему миру для сохранения всех видов биологического мира и его разнообразия .
В России существует большое количество земель ООПТ. Следует отметить, что в нашей стране обитает большое разнообразие видов экосистем на таких природных территориях. Согласно Закону об ООПТ, такие территории являются всеобщим национальным богатством (достоянием). В целом земли особо охраняемых природных территорий занимают около 14 процентов от территории Российской Федерации и насчитывают около 14 тысяч различного статуса природных территорий.
Так, природные территории различают на памятники природы, заповедники, заказники и национальные парки. Земли ООПТ, как отмечалось ранее, включают земельные участки суши и водного пространства и полностью или частично, временно или постоянно изъяты из хозяйственной эксплуатации. Изучение экосистем на таких территориях несет в себе большое экологическое, природоохранное, научное, культурное, эстетическое значение. На территорию заповедника не допускается посещение людей (исключение составляют только некоторые открытые зоны) и ведется только научная и охранная деятельность .
Для каждой территории ООПТ устанавливаются свои правила. У каждого заказника, заповедника или любой другой особо охраняемой территории есть свой штат сотрудников, которые отвечают за сохранность ресурсов и ведут мониторинг экосистем. Мониторинг экосистем на землях ООПТ проводится по единой методике. Таким образом, особо охраняемые природные территории представляют единую сеть научно-исследовательских институтов природоохранной деятельности на территории России и включают в себя совокупность данных по состоянию природных территорий и экосистем (приложение 1) .
Таким образом, на особо ООПТ создаются условия для повышения популяции экосистемы. На территории Российской Федерации обитает более 400 видов животных, занесенных в Красную книгу. С помощью фотоловушек постоянно фиксируется их состояние и условия выживания.
Так же на заповедных территориях временно или постоянно проживают почти 85% из 620 видов птиц, обитающих в России. Кроме того, на землях ООПТ создаются питомники для выращивания не только животных и птиц, но и растений.
Существуют и биосферные заповедники, которые представляют собой природный ландшафт для изучения биосферных процессов. Так, во всем мире создана единая сеть, насчитывающая более 300 биосферных заповедников, которые работают согласованно по единой международной программе ЮНЕСКО и ведут постоянные наблюдения за изменениями природной среды под влиянием деятельности человека.
Отдельным видом ООПТ являются заказники, которые, в отличии от заповедников, создаются лишь на определенное время и для решения конкретных задач. Такие территории чаще выделяют из лесхозов или рыбхозов, на них отсутствует научная деятельность и применяется более мягкий охранный режим. Заказники создаются с целью сохранения уникальных природных ландшафтов, для восстановления водной системы и воспроизводства растительного и животного мира. Площадь заказников создается из расчёта поставленной задачи, так как для увеличения популяции редких птиц требуется намного больше площади, чем для популяции редких растений. Также из небольших ООПТ создают памятники природы.
В настоящее время наиболее интересными территориями ООПТ признаны национальные парки, так как на таких территориях выделяются отдельные зоны для посещения людей. Таким образом, каждый человек может посетить национальный парк (в разрешенной зоне) и понаблюдать за частью экосистемы. В таких зонах специально создаются условия для туристов – проложены тропы, созданы места отдыха, специальные места для ночлега и игровые площадки.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 01.07.2020 № 11-ФКЗ, от 04.10.2022 № 5-ФКЗ, от 04.10.2022 № 6-ФКЗ, от 04.10.2022 № 7-ФКЗ, от 04.10.2022 года № 8-ФКЗ) (в действующей редакции) // http://www.consultant.ru/.
2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (в действующей редакции) // http://www.consultant.ru/.
3. Федеральный закон от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (в действующей редакции) // http://www.consultant.ru/.
4. Федеральный закон от 30.04.1999 № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» (в действующей редакции) // http://www.consultant.ru/.
5. Федеральный закон от 31.07.2020 № 254-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в действующей редакции) // http://www.consultant.ru/.
6. Федеральный закон от 28.06.2022 № 191-ФЗ «О признании утратившими силу пунктов 2-5 статьи 10 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» (в действующей редакции) // http://www.consultant.ru/.
7. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (в действующей редакции) // http://www.consultant.ru/.
8. Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 23.04.2004 № 8-П «По делу о проверке конституционности Земельного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Мурманской областной Думы» // http://www.consultant.ru/.
9. Закон Вологодской области от 07.05.2014 № 3361-ОЗ «Об особо охраняемых природных территориях Вологодской области» (в действующей редакции) // http://www.consultant.ru/.
10. Постановление Правительства Вологодской области от 17.10.2016 № 920 «О Стратегии социально-экономического развития Вологодской области на период до 2030 года» (в действующей редакции) // http://www.consultant.ru/.
11. Постановление Правительства Вологодской области от 25.07.2022 № 942 «Об утверждении перечней редких и исчезающих видов (внутривидовых таксонов) растений, грибов и животных, занесенных в Красную книгу Вологодской области, перечней видов (внутривидовых таксонов) растений, грибов и животных, нуждающихся в научном мониторинге на территории Вологодской области, и о внесении изменений в постановление Правительства области от 29 марта 2004 года № 320 и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства области» (в действующей редакции) // http://www.consultant.ru/.
Литература
12. Иванов А.Н. Охраняемые природные территории : учебное пособие для среднего профессионального образования / А. Н. Иванов, В. П. Чижова. –М. : Юрайт, 2023. – 185 с.
13. Особо охраняемые природные территории : проблемы, решения, перспективы : монография / А.Н. Бармин, К.В. Дедов, М.В. Валов, М.М. Иолин, Д.Ю. Беляев, Е.А. Бармина, В.В. Занозин – Астрахань : Издатель : Сорокин Роман Васильевич, 2023. – 444 с.
14. Пакина А.А. Региональные системы особо охраняемых природных территорий: формирование и развитие: автореф. дис. ... канд. геогр. наук: 25.00.24 / А.А. Пакина. – М., 2017. – 24 с.
Периодические издания
15. Александровская Л.А. Проблемы установления границ особо охраняемых природных территорий / Л.А. Александровская // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (НПИ). Серия: Социально-экономические науки. – 2023. – Т. 16, № 2. – С. 105-112.
16. Анисимов А.П. О важности создания частных особо охраняемых природных территорий: опыт зарубежных стран / А.П. Анисимов, Л.А. Резванова // Проблемы систематизации комплексных отраслей законодательства : сборник статей по материалам круглого стола, посвященного 30-летию принятия закона Республики Беларусь "Об охране окружающей среды", Минск, 17 марта 2023 года. – Минск : Белорусский государственный университет, 2023. – С. 35-38.
17. Аншаков И.А. К вопросу правового регулирования земель особо охраняемых природных территорий / И А. Аншаков, А.В. Борисов // E-Scio. – 2023. – № 6(81). – С. 584-594.
18. Вараксин Г.С. Состояние и проблемы информационного обеспечения мониторинга особо охраняемых природных территорий в России / Г.С. Вараксин, И.К. Литвиненко // Современные проблемы рационального природообустройства и водопользования : материалы международной научной конференции, Красноярск, 15 ноября 2022 года. – Красноярск : Красноярский государственный аграрный университет, 2023. – С. 105-107.
19. Горшкова П.П. Особенности ведения кадастра особо охраняемых природных территорий / П. П. Горшкова // Инновационная наука. – 2023. – № 2-1. – С. 139-140.
20. Корякина Д.М. Структура и состояние особо охраняемых природных территорий Вологодской области / Д.М. Корякина, Ф.Н. Дружинин, Н.А. Дружинин // Научные основы устойчивого управления лесами : материалы IV Всероссийской научной конференции с международным участием, Москва, 27–30 октября 2020 года. – М. : Центр по проблемам экологии и продуктивности лесов РАН, 2020. – С. 62-64.
21. Краснова И.О. Право на благоприятную окружающую среду как конституционное и экологическое право / И.О. Краснова // Актуальные проблемы российского права. – 2019. – № 8. – С. 165-175.
22. Литвиненко И.К. Мониторинг экосистем на особо охраняемых природных территориях / И.К. Литвиненко, Г.С. Вараксин // Наука и образование: опыт, проблемы, перспективы развития : материалы международной научно-практической конференции, Красноярск, 18-20 апреля 2023 года / Ответственные за выпуск: А.В. Коломейцев, В.Г. Крымкова. Том 1. Часть 2. – Красноярск : Красноярский государственный аграрный университет, 2023. – С. 70-75.
23. Уханов В.П. Мониторинг заказников и памятников природы / В.П. Уханов // Вузовская наука – региону : материалы региональной межвузовской научно-технической конференции. – Вологда : Вологодский государственный технический университет, 2022. – С. 166-170.
24. Хубиева М.Х. Роль правового регулирования образования земельных участков в обеспечении благоприятной окружающей среды / М.Х. Хабиева // Состояние и перспективы развития науки экологического и земельного права. – 2022. – С. 291-292.
Интернет источники
25. В Вологодской области ликвидируют заказники [Электронный ресурс] // Сайт Экология Поморья. – URL: https://ecolog29.ru/okruzhayushhaya-sreda/v-vologodskojj-oblasti-likvidiruyut-zakazniki/ (дата обращения: 07.01.2024).
26. В Вологодской области запустят новые экологические проекты [Электронный ресурс] // Сайт Российской газеты. – URL: https://rg.ru/2022/03/10/reg-szfo/v-vologodskoj-oblasti-zapustiat-novye-ekologicheskie-proekty.html (дата обращения: 07.01.2024).
27. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2022 году» [Электронный ресурс] // Сайт Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации. –URL: https://2022.ecology-gosdoklad.ru/doklad/o-doklade/ (дата обращения: 07.01.2024).
28. Доклады о состоянии и охране окружающей среды Вологодской области в 2018-2022 гг. [Электронный ресурс] // Официальный портал Правительства Вологодской области. – URL: https://vologda-oblast.ru/dokumenty/otchety/ (дата обращения: 07.01.2024).
29. Законопроект № 974393-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Сайт Системы обеспечения законодательной деятельности. – URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/974393-7?ysclid=lr4qw6x5cv701752366 (дата обращения: 07.01.2024).
30. Закон Республики Армения от 27.11.2006 № 211-Н «Об особо охраняемых природных территориях» [Электронный ресурс] // Сайт Законодательства стан СНГ. – URL: https://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=127223&ysclid=lr4rsku1eb505189458 (дата обращения: 07.01.2024).
31. Закон Республики Таджикистан от 26.12.2011 № 211-Н «Об особо охраняемых природных территориях» [Электронный ресурс] // Сайт Законодательства стан СНГ. – URL: https://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=51026&ysclid=lr4rwhy18s738780000 (дата обращения: 07.01.2024).
32. Закон Республики Беларусь от 15.11.2018 № 150-З «Об особо охраняемых природных территориях» // Сайт Национального центра правовой информации Республики Беларусь – URL: https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=H11800150 (дата обращения: 07.01.2024).
33. Нацпарк «Русский Север» вошел в ТОП-20 пилотных территорий по развитию туризма [Электронный ресурс] // Сайт Информационного агентства Вологда регион. – URL: https://vologdaregion.ru/public/index.php/news/2023/10/14/nacpark-russkiy-sever-voshel-v-top-20-pilotnyh-territoriy-po-razvitiyu-turizma (дата обращения: 07.01.2024).
34. Паспорт Вологодской области // Официальный портал Правительства Вологодской области. – URL: https://vologda-oblast.ru/o_regione/pasport-vologodskoy-oblasti/ (дата обращения: 07.01.2024).
35. Постановление Правительства Кыргызской Республики от 05.10.2015 года № 677 «О порядке использования земель государственных природных парков Кыргызской Республики» // Сайт Министерства юстиции Кыргызской Республики – URL: https://cbd.minjust.gov.kg/98139?ysclid=lr4s0osl6s151504288 (дата обращения: 07.01.2024).
36. Приказ ответственного секретаря Министерства экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 30.07.2019 г. № 4-П «Об утверждении Положения о Комитете лесного хозяйства и животного мира Министерства экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан» // Информационно-правовая система НПА Республики Казахстан. – URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/G1900000004 (дата обращения: 07.01.2024).
37. About Kualoa [Электронный ресурс]. – URL: https://www.kualoa.com/about/ (дата обращения: 07.01.2024).
38. Pasquini L, Fitzsimons JA, Cowell S, Brandon K, Wescott G. The establishment of large private nature reserves by conservation NGOs: key factors for successful implementation. Oryx. 2011;45(3):373-380 [Электронный ресурс]. – URL: https://www.cambridge.org/core/journals/oryx/article/establishment-of-large-private-nature-reserves-by-conservation-ngos-key-factors-for-successful-implementation/4A35C80D87D5259BB41091C360E7277A (дата обращения: 07.01.2024).
39. Prins H., Grootenhuis J. G., Dolan T. T. Wildlife Conservation by Sustainable Use: Springer Science & Business Media, 2012. – P. 270–290. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.scirp.org/reference/referencespapers?referenceid=1191231 (дата обращения: 07.01.2024).