Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Теоретические аспекты создания экскурсионных программ с элементами анимации
1.1. Современные подходы к организации экскурсионных программ
В современной сфере организации экскурсионных программ сформировались инновационные тенденции, значительно изменившие традиционный подход. Включение анимации в эти программы было названо ключевым элементом в повышении образовательной и вовлекающей ценности, особенно для молодых людей. Как отмечает Е.С. Косарская, анимационные сервисы перешагнули традиционные границы, интегрировав мультимедийные инструменты для создания захватывающего опыта [Косарская, 2017]. Данное понятие подкрепляет Г.В. Драч, который подчеркивает значимость культурных элементов в экскурсионных программах, предполагая, что интеграция культурных знаний через анимационные рассказы может глубоко обогатить туристический опыт [Драч, 2012].
Роль мультимедийных технологий, по мнению Е.А. Докторовой, играет важную роль в разработке таких анимационных экскурсий [Doktorova, 2012]. Использование мультимедиа не только дополняет сенсорный опыт, но и способствует более глубокому когнитивному взаимодействию с предметом. В дополнение к этому И.И. Пядушкина подчеркивает необходимость анимации в социально-культурном сервисе и туризме, выделяя ее потенциал для превращения образовательных экскурсий в более динамичный и интерактивный опыт [Пядушкина, 2011]. Концепцию социокультурной анимации как средства расширения туристического опыта, особенно для людей с ограниченными возможностями здоровья, исследуют Г.В. Ганьшина и Е.Д. Шляпина [Ганьшина и Шляпина, 2015]. По их мнению, анимация может сыграть решающую роль в том, чтобы сделать образовательные туры более инклюзивными и доступными. Аналогично, работа И.С. Агеевой демонстрирует широкие возможности, которые анимационные программы открывают в туризме, указывая на сдвиг в сторону более интерактивных и вовлекающих методов при планировании экскурсий [Агеева, 2012].
Разнообразные научные взгляды формируют комплексное понимание современных подходов к организации экскурсионных программ. В совокупности они подчеркивают необходимость интеграции анимационных и мультимедийных технологий для создания более увлекательного, инклюзивного и образовательного опыта, тем самым предвещая новую эру в сфере экскурсионных программ.
Появление технологических инноваций вызвало смену парадигмы в разработке экскурсионных программ, породив среду, в которой интеграция передовых инструментов и методик не просто выгодна, а настоятельно необходима. Суть этой трансформации заключается в использовании мультимедийных и интерактивных технологий, которые переосмыслили педагогические и эмпирические аспекты образовательных туров.
В авангарде этой революции – применение технологий дополненной реальности (AR) и виртуальной реальности (VR). Эти инструменты способны преодолевать традиционные границы опыта, позволяя участникам погрузиться в гиперреалистичные симуляции исторических событий или отдаленных местностей. Использование AR и VR в экскурсионных программах не только усиливает сенсорный опыт, но и способствует когнитивной вовлеченности и запоминанию информации.
1.2. Роль анимации в современном туризме
Роль анимации в современном туризме превратилась в жизненно важный компонент, значительно повышающий привлекательность и эффективность туристических программ. Анимация в туризме, как подчеркивает И.И. Шульга, выходит за рамки простого развлечения, превращаясь в социально-профессиональное явление, соединяющее культурный и образовательный опыт [Шульга, 2011]. Подтверждают это и Т.В. Азарова и Л.К. Абрамов, которые подчеркивают роль социальных технологий в оживлении туристических пространств, создавая тем самым интерактивный и иммерсивный опыт для посетителей [Азарова и Абрамов, 2004].
На разнообразии анимационных мероприятий в туризме, начиная от театральных представлений и исторических реконструкций и заканчивая интерактивными мастер-классами и цифровыми симуляторами, акцентируют внимание С.И. Байлик и А.Н. Портной. Эти мероприятия не только развлекают, но и просвещают, вовлекают туристов в более глубокое изучение культурного и исторического контекста [Байлик, Портной, 2008]. Управленческий взгляд на анимацию туров, представленный М.И. Гараниным, а также Н.И. Гараниным и И.И. Булыгиной, рассматривает стратегическое включение анимации в туристические комплексы [Гаранин, 1999; Гаранин и Булыгина, 2004]. В них отстаивается целостный подход, при котором анимация органично вписывается в общий туристический опыт, повышая привлекательность и конкурентоспособность туристических предложений.
С образовательной точки зрения И.А. Петров и Е.Е. Яценко исследуют влияние анимации на культурно-досуговую деятельность населения, отмечая ее эффективность в привлечении и удержании интереса туристов, особенно в культурно богатых местах [Петров, 2005; Яценко, 2003]. С этим согласен глобальный взгляд на культурный туризм Грега Ричардса, который подчеркивает важность интеграции местных культурных элементов в туристический опыт с помощью анимации [Richards, 2007]. Джон Сварбрук рассматривает вопросы разработки и управления аттракционами для посетителей, подчеркивая роль анимации в создании динамичных и запоминающихся впечатлений [Swarbrooke, 2002]. Аналогичным образом Эрик Коэн рассуждает о роли туристических образов в формировании восприятия, где анимация может сыграть решающую роль в смягчении стереотипов и обеспечении более тонкого понимания местных культур [Cohen, 2004]. Сочетание точек зрения этих авторов подчеркивает многогранную роль анимации в современном туризме. От повышения вовлеченности посетителей и обучения до внесения вклада в социокультурную и образовательную ткань туризма анимация становится ключевым элементом в современном туристическом ландшафте. Она не только обогащает впечатления туристов, но и играет решающую роль в устойчивом и ответственном развитии туризма, что делает ее незаменимым инструментом в репертуаре современных туристических программ.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агеева И.С. Возможности использования анимационных программ в туризме // Молодой ученый. 2012. № 6. С. 123-125.
2. Азарова Т.В. Социальные технологии / Т.В. Азарова, Л.К. Абрамов. – Кировоград: РСКМ, 2004. – Ч. 1. – 104 с.
3. Аксенова К.К. Анимационные технологии на предприятиях питания // Туризм в современном мире: направления и тенденции развития. Материалы научно-практической конференции. Хабаровск: Издательство Дальневосточного государственного университета путей сообщения, 2013. С. 9-12.
4. Байлик С.И. Организация анимационных услуг в туризме: [Учеб. пособие.] / С.И. Байлик, А.Н. Портной. – Х.: ХНАГХ, 2008. – 197 с.
5. Ганьшина Г.В., Шляпина Е.Д. Социально-культурная анимация как средство реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 11(6). С. 33-37.
6. Гаранин М.И. Менеджмент туранимация в туркомплексах / М.И. Гаранин // Актуальные проблемы туризма «99 – М., 1999. – С. 50-58.
7. Гаранин Н.И. Менеджмент туристской и гостиничной анимации / Н.И. Гаранин, И.И. Булыгина. – М.: Советский спорт, 2004. – 127 с.
8. Глаголева Л.Э., Пневнева Д.М., Чернота Н.О. Разработка анимационных программ как способ повышения конкурентоспособности гостиничных услуг // Экономика. Инновации. Управление качеством. 2016. № 2(15). С. 17-20.
9. Докторова Е.А. Мультимедиа технологии. Ульяновск: УлГТУ, 2012. 139 с.
10. Драч Г.В. Культурология. 3-е изд. М.: Альфа-М, 2012. 432 с.
11. Егоренко О.А. Технология проведения экскурсии с элементами анимации // Научный альманах. 2015. № 9 (11). С. 411-414.
12. Косарская Е.С. Анимационный сервис: учебное пособие. Тверь: Тверской государственный технический университет, 2017. 80 с.
13. Петрова И.А. Досуг в зарубежных странах: [учебник] / И.А. Петров. – М.: Кондор, 2005. – 408 с. Яценко Е.Е. Проблема привлечения населения к культурно-досуговой деятельности: Анимация как социокультурный феномен французсккого общества / Е.Е. Яценко // Культура в современном мире: Опыт, проблемы, решения. – М. Культура, 2003. – С. 39-41.
14. Пядушкина И.И. Анимация в социально-культурном сервисе и туризме: учебное пособие. Иркутск: ИГУ, 2011. 192 с.
15. Шульга И.И. Педагогическая анимация – социально-профессиональный феномен современности // Идеи и идеалы. 2011. № 4. С. 109-114.
16. Ballantyne Roy and Packer Jan. Visitor Learning at Museums and Heritage Sites: A Review of the Research Literature. in Visitor Studies Today. 2005. 23 p.
17. Black Graham. The Engaging Museum: Developing Museums for Visitor Involvement. 2005. 280 p.
18. Cohen Erik. The Study of Touristic Images of Native People: Mitigating the Stereotype of a Stereotype. in Tourism Recreation Research. 2004. 15 p.
19. Falk John H. and Storksdieck Martin. Using the Contextual Model of Learning to Understand Visitor Learning from a Science Center Exhibition. in Science Education. 2005. 28 p.
20. Griffin Janette and Abraham Martin. Storytelling in Science Centers: Does it Work and What Kind of Stories Are Most Effective? in Science Communication. 2004. 18 p.
21. MacLeod Suzanne. Reshaping Museum Space: Architecture, Design, Exhibitions. 2005. 224 p.
22. Richards Greg. Cultural Tourism: Global and Local Perspectives. 2007. 320 p.
23. Swarbrooke John. The Development and Management of Visitor Attractions. 2002. 368 p.
24. Urry John. The Tourist Gaze 3.0. 2011. 184 p.