Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность настоящей работы заключается в том, что в педагогической и медицинской среде растет понимание того, что занятия физической культурой и спортом имеют большое значение для развития молодого и неокрепшего детского организма. Именно поэтому перед педагогами ставится большой объем задач.
Прежде всего, речь идет о том, что в мире педагогики до сих пор нет четкого и однозначного ответа на вопрос о формах и методах проведения уроков физической культуры. Суть проблемы состоит в том, что педагоги до сих пор не могут утвердить окончательного представления о формах проведения занятий на уроках физической культуры.
Собственно говоря, еще со времен начала современной России в школах занятия по физической культуре проходили в двух форматах. Либо это была разминка, подготовка к сдаче нормативов по различным комплексам физической подготовки и собственно сдача этих нормативов, либо это была игровая форма, во время которой дети играли в различные спортивные игры.
Вторая форма организации занятий не предполагала организации и проведения сдачи каких-либо нормативов и обучению комплексу спортивных упражнений. Можно сказать, что существование только двух таких крайне противоположных точек зрения на организацию занятий по физической культуре не шло на пользу учебному процессу.
Второй точкой, где проявилось не согласованность в организации занятий по физической культуре стали начальные классы и уроки в формате групп продленного дня, а так же организация разминочных занятий для младших школьников. В этом отношении нужно отметить, что учителя по физической культуре не организуют и не проводят разминочных занятий в начальной школе. Более того, учителя физической культуре не обучают детей разминочным комплексам для учебной деятельности, домашней обстановки, а так же для продленного дня.
Проблема здесь состоит в том, что учителя не проводят такие упражнения в связи с тем, что государственный стандарт определяет ответственность педагогов за общее состояние здоровья учеников. Другими словами, учитель отвечает за ученика только во время урока.
Внеурочная деятельность – это зона ответственности соответствующего педагога. Перерывы между уроками могут контролировать классные руководители и предлагать детям провести разминку. Однако при этом остается вопрос о физическом воспитании детей и сопровождении этого процесса. Этим должен заниматься профильный специалист – педагог по физической культуре и спорту.
Цель работы – выявить особенности занятий физическими упражнениями в режиме учебного и продленного дня школы.
Объект исследования – уроки физической культуры.
Предмет исследования – Занятия физическими упражнениями в режиме учебного и продленного дня школы.
Задачи исследования:
1. Анализ литературы;
2. Установить особенности проведения разминок во время учебных занятий и для глаз;
3. Установить особенности проведения разминок во время перемен;
4. Установить особенности проведения разминок для групп продленного дня;
5. Сделать выводы по итогам исследования.
1. Гимнастика до учебных занятий
Уже в конце этого учебного года российские школьники могут начать посещать уроки физкультуры нового формата.
Уже в конце этого учебного года российские школьники могут начать посещать уроки физкультуры нового формата. Соответствующая концепция предмета проходит сейчас общественное обсуждение.
В том случае, если проект будет принят, то педагогам придется учитывать особенности физического развития «поколения гаджетов», а медикам станет сложнее выписывать освобождение от уроков.
Концепцию модернизации предмета «Физическая культура» рассмотрели в Общественной палате РФ. Документ предполагается отправить в правительство РФ до конца 2017 года. После того, как концепцию утвердят, ее планируется реализовать в трехлетний срок. Но первые уроки физкультуры нового формата школьники смогут посещать уже в конце учебного года.
Что нового несет концепция модернизации предмета «Физическая культура»
С 2010 года в школах был введен третий час физкультуры за счет увеличения максимально-допустимой недельной образовательной нагрузки. Физкультура также получила статус основного учебного предмета общего образования, поэтому заменить этот третий час, допустим, иностранным языком или математикой, нельзя [8, с. 10].
А вот чему посвящать третий час — остается на усмотрение школы. К примеру, многие образовательные учреждения Московской области ввели на постоянной основе уроки шахмат. Не менее популярными «заменителями» стандартного подхода к урокам физкультуры стали самбо, регби, художественная гимнастика.
В настоящее время в отечественной педагогике существуют два подхода к предмету, оба имеют свои плюсы и минусы. Первый подход – академический, при котором делается упор на разные виды разминок, сдачу нормативов, кроссы, проводит теоретические уроки по здоровому питанию и здоровому образу жизни.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Аванесова М.Г., Васильеве М.А. Уроки физического воспитания в школе. – Пермь: Рекс, 2016. – 445 с.
2. Акманова И.О., Севастьянова К.В. Физическое воспитание. Понятие. Виды. Классификации. – Уфа: ИД Индикатор, 2015. –239 с.
3. Березина А.А., Долгов М.И. Особенности работы групп продленного дня. – Мурманск: ИД Полярные зори, 2015. – 464 с.
4. Венедиктова А.М., Шумская И.В. Профессиональная подготовка учителей по физической культуре. – Мурманск: Зеркало, 2016. – 290 с.
5. Горохова А.Н., Миронова А.К. Физическая культура в начальной школе. – Мурманск: ИД Полярные зори, 2017. – 297 с.
6. Ефимов А.В., Тихонов А.А. Обучение физической культуре в группах продленного дня. – Воронеж: Альянс, 2016. – 395 с.
7. Жилин Ю.А. Программы занятий по физической культуре в школе. – Нальчик: Феерия, 2014. – 240 с.
8. Королькова Г.В., Иконникова И.Т. Классификации программ по проведению занятий по физической культуре. Достоинства и недостатки. – Воронеж: Старт, 2014. – 350 с.
9. Крутилова И.И., Ларина С.Т. Уроки физической культуры в детских садах и начальной школе . – М.: Форум, 2015. – 300 с.
10. Лаевская Е.Н. Методические рекомендации по организации занятий по физической культуре и спорту в начальной школе. – Сыктывкар: Смена, 2017. – 228 с.
11. Удальцова Ю.В. Начальная школа. Особенности проведения занятий по физической культуре на уроке и в группе продленного дня – Самара: Просвет, 2015. – 420 с.
12. Утина Л.А. Правила и принципы организации занятий по физической культуре в начальной школе. – Кемерово: Стрела, 2016. – 276 с.