Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Необходимость развития читательской компетенции младших школьников регламентирована требованиями ФГОС, начиная с дошкольного образования. Именно ФГОС устанавливает требования к результатам освоения основных образовательных программ. В нормативных документах нигде конкретно не раскрыто, как именно развивать у детей читательские компетенции и навыки смыслового чтения. Проблемы развития читательской компетенции у детей рассматривали Ф.И. Буслаева, Н.Ф. Бунакова и др.
Исследователи отмечают, что интерес к чтению книг в настоящее время неуклонно снижается. Еще 20-30 лет назад чтение воспринималось как социальная ценность. Чтение - это способность воспринимать письменную информацию, передаваемую тем или иным способом, в том числе различными техническими устройствами, проблему его развития необходимо рассматривать, прежде всего, в контексте развития информационного пространства. Перспективы развития субъекта во многом связаны с состоянием чтения.
Назрела острая необходимость принятия мер на государственном уровне в поддержку детского чтения. Важным при этом является нормативно оформленная, в виде планов и программ государственная образовательная политика. Детство - это пора в жизни человека, когда закладываются основы дальнейшей жизни. От того, что получит в свой багаж ребенок, зависит степень его вхождения в современное общество.
Основным принципом социокультурной политики в отношении детей, а значит, и библиотечного обслуживания, является максимально возможная дифференциация мер, учитывающих все эти особенности, способствующие социальной адаптации детей. Современная библиотечная политика по отношению к детям, базируется на совокупности ряда этических принципов. В нормативной сфере это - строгое соблюдение прав ребенка, и действующего законодательства.
Цель работы: изучение и обоснование необходимости организации библиотечного обслуживания детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Объект исследования: процесс организации библиотечного обслуживания детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Предмет исследования: формы и способы развития навыка читательской компетенции у дошкольников и младших школьников при организации библиотечного обслуживания.
Задачи:
1. Провести анализ понятия детское чтение.
2. Изучить процесс формирования читательской культуры детей в условиях реализации ФГОС.
3. Рассмотреть индивидуальные и групповые методы работы с читателем детского возраста.
4. Описать опыт работы детской библиотеки по формированию читательской культуры детей.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной, методической и психолого-педагогической литературы по теме исследования, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы организации библиотечного обслуживания детей дошкольного и младшего школьного возраста
1.1. Анализ понятия детское чтение
Ведущей задачей современной образовательной среды является создание условий для качественного воспитания и обучения детей. Перед школой и иными организациями стоят такие задачи, как научить ребёнка учиться, научить жить, научить жить вместе. Приоритетной целью этого процесса можно обозначить необходимость учить детей читать, начиная с раннего детства.
Детское чтение имеет чрезвычайно важное значение в жизни ребёнка. Это задача те только родителей и педагогов, но и работников библиотек. Ребёнок должен освоить навыки чтения. Родители должны заинтересовать ребёнка процессом чтения, а задача библиотекаря заключается в том, чтобы показать ребёнку все те книги, которые могут стать для него интересными и тем самым, привить ребёнку любовь к чтению художественной литературы.
Под детским абонементом в библиотеке понимают форму библиотечного обслуживания, которая предусматривает выдачу документов для использования вне библиотеки (на определенных условиях). Это отдел библиотеки, где выдают книги на дом.
Чтение современных детей – это ключ к жизни в информационном обществе. Это главное умение человека в жизни, без которого он никогда не сможет постичь окружающий мир. Каждый взрослый желает своему ребёнку удачи в жизни. Каждый педагог стремится к тому, чтобы вывести ребёнка на продуктивный и творческий уровень деятельности, и всему этому, несомненно будет способствовать формирование у детей навыков чтения, и формирования читательской компетенции.
В условиях реализации ФГОС это обозначено как формирование читательских компетенций детей дошкольного, и младшего школьного возраста. В сфере социокультурной жизни необходимо стимулирование чтения детей [14]. Дети дошкольного и младшего школьного возраста могут пользоваться услугами библиотеки.
Дети дошкольного и младшего школьного возраста являются группами читателей детской библиотеки. Дошкольники и младшие школьники могут быть с детства приобщены к активному чтению, поскольку в детских библиотеках накоплен богатый опыт в организации общения между детьми, родителями, педагогами, библиотекарями и др.
Методические центры по библиотечно-информационному обслуживанию читателей-детей и продвижению читательской культуры, детские библиотеки ведут многогранную работу с дошкольными учреждениями и различными категориями руководителей детского чтения по многим тематическим направлениям и формам деятельности. Информационная поддержка дошкольных коллективов может быть обеспечена различными способами. В структуре детских библиотек есть специализированные отделы руководителей детского чтения, где родители, воспитатели и педагоги могут получить квалифицированную помощь по проблемам воспитания и образования детей дошкольного возраста.
Специалисты библиотечного дела всегда оказывают информационную поддержку педагогическому сообществу в массовом масштабе. Практически стало традицией, когда сотрудники библиотеки принимают участие в ежегодных августовских конференциях учителей, или в региональных курсах воспитателей детских дошкольных образовательных организаций.
В современной образовательной среде детские библиотеки имеют достаточно значимый определенный опыт работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Развитие ребенка как читателя и создание для этого всех необходимых условий являются главными задачами, которые решают детские библиотекари. Все детские библиотеки уделяют большое внимание организации библиотечного пространства для малышей.
Для них регулярно обновляются стеллажи, где вместе с книгами размещены игрушки, привлекающие внимание малышей. Все мероприятия для читателей этого возраста проходят с использованием игр и кукол. Обновляются уголки для читателей младшего возраста «Почитаем – поиграем» и др. Дети любят читать различные сказки, потешки, занимательные истории, любят рассматривать яркие красочные картинки и при этом выполнять различные игровые действия.
Под читательской компетенцией понимают совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в знаково-буквенной форме, и успешно ее использовать в личных и общественных целях. Ребёнок должен осознать себя как грамотный читатель, способный к продуктивному чтению и анализу литературы. Читательская компетенция субъекта определяется владением техникой чтения и приемами понимания, прочитанного и прослушанного [8]. Чтение влияет на решение следующих задач:
1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста.
2. Воспитание интереса к чтению и книге.
3. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
4. Воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе.
5. Развитие умения сравнивать искусство слова с другими видами искусства, такими как живопись, музыка и др. существуют самые разнообразные подходы к определению понятия информация.
В переводе с латинского, оно обозначает изложение и разъяснение. В обычном понимании это обозначает сведения об окружающем нас мире, которые можно использовать в нашей повседневной жизни. Информацию можно представить, как связанные между собой данные, понятия и различные сведения, которые позволяют изменять наши представления об окружающем реальном мире. К определению понятия информации существует иной подход.
Основными формами представления информации считают:
-текстовую информацию;
-символьную информацию;
-графическую информацию.
Разная информация по-разному воспринимается органами чувств человека. В зависимости от этого информация бывает визуальная, аудиальная, аудиовизуальная, тактильная. Информация может быть массовой и специальной.
При этом в каждом виде специальной информации выделяются её подвиды. Если, к примеру, речь идёт об области какой-либо науки, здесь выделяют следующую информацию: математическую, физическую, биологическую, лингвистическую и др. Под лингвистической информацией понимают определённым образом связанных множество сведений и понятий о языке и правилах его функционирования, отражённых в нашем сознании и влияющих на речевое поведение субъекта [1].
Под текстовой информацией понимают определённую последовательность символов, в частности, печатных знаков, которые принадлежат тому, или иному набору символов. Специалистами отмечено, что Текстовая и речевая информация запоминается гораздо хуже образной. Возникающие в воображении зрительные образы, под воздействием слов, не такие яркие, как реально воспринимаемые объекты. При этом не все читаемые субъектом слова вызывают зрительные образы в воображении. Отмечено, что некоторая часть текстовой информации вообще не преобразуется в зрительные образы.
При отсутствии образов мозг не в состоянии образовать какие-либо связи, следовательно, не будет возможности такую информацию запомнить. Можно понаблюдать за тем, каким именно образом вспоминается только что прочитанный текст. Как правило, вспоминаются те образы, которые возникали в воображении при прочтении текста. И лишь затем эти образы будут снова преобразованы в речь.
Текстовую информацию используют в лингвистике чтобы обозначить какой-либо отрывок, имеющий любую протяжённость и который образует единое целое. Если говорить о признаках текстовой информации, имеется в виду, что необходимо опираться на смысловую, коммуникативную и структурную целостности, которые можно рассматривать каждую в отдельности.
Текстовая информация предопределяет и обусловливает целость автономного речевого построения. К примеру, согласно требованиям ФГОС НОО младшие школьники должны учиться, не только читать, молча и вслух, но при этом они должны пользоваться умением
Фрагмент для ознакомления
3
Артемов, В.А. Психология наглядности при обучении / В.А. Артёмов. – М.: Просвещение, 2004. – 345 с., с. 19-22. – Текст непосредственный.
2. Бартенева, Т.П. Использование информационных компьютерных технологий в образовании / Т.П. Бартенева, А.П. Ремонтов – М.: Просвещение, 2003. – 350 с. – Текст непосредственный.
3. Бородина, В.А. Теория и технология читательского развития в отечественном библиотековедении / В. А. Бородина - Москва: Школьная библиотека, 2016. - 204 с. – Текст непосредственный.
4. Бражников, А.И. Интеллектуальные игры как способ привлечения детей к чтению / А. И. Бражников // Библиотечка «Первое сентября». Серия «Библиотека в школе. - 2006. - № 6. - 32 с. – Текст непосредственный.
5. Бордовская, Н.В. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Н.В. Бордовская. - кол. авторов; под ред. Бордовской Н.В. –– М.: КНОРУС, 2010. – 432 с. – Текст непосредственный.
6. Бухаркина, М. Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / М.Ю. Бухаркина. - под ред. Е. С. Полат. – М.: Изд. Центр «Академия», 2010. – 368 с. – Текст непосредственный.
7. Голд, Е.А. Создание условий для развития речи детей на примере лексической темы «Знакомство с родным городом» / Е.А. Голд. — Текст: непосредственный // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 47-50. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/7924/ (дата обращения: 17.01.2024). – Текст: электронный.
8. Григорьева, Т.П. Развитие речи младших школьников / Т.П. Григорьева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 14 (73). — С. 289-292. — Режим доступа. – URL: https://moluch.ru/archive/73/12441/ (дата обращения: 17.01.2024). – Текст: электронный.
9. Голубева, Н.Л. Семейное чтение в детской библиотеке: учебно-методическое пособие / Н. Л. Голубева. - Москва: Либерия-Бибинформ, 2016. - 88 с. – Текст непосредственный.
10. Детский библиотекарь: профессиональное развитие в Сети: [повышение квалификации библиотекарей, работающих с детьми] / Наталия Дзюба // Библиотека в школе. - 2013. - № 10. - С. 23-26. – Текст непосредственный.
11. Зиновьева, Т.И. Практикум по методике обучения русскому языку и литературному чтению в начальных классах Академия / Т.И. Зиновьева. -М. - 2007. — 304 с. – Текст непосредственный.
12. Краснова, Г.А. Технологии создания электронных обучающих средств / Г.А. Краснова. - М., МГИУ, 2001, 224 с. – Текст непосредственный.
13. Карпова, А. А. Развитие речи учащихся на уроках в начальной школе / А. А. Карпова // Образование и воспитание. — 2016. — № 5 (10). — С. 133-138. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/48/1699/ (дата обращения: 17.01.2024). – Текст: электронный.
14.Краткий справочник школьного библиотекаря / О. Р. Старовойтова, Т. И. Полякова, Ю. В. Лисовская; под общ. ред. Г. И. Позняковой. - Санкт-Петербург: Профессия, 2011. - 352 с. – Текст непосредственный.
15. Коник, О.Г. Психолого-педагогические основы процесса формирования речевых умений младших школьников / О.Г. Коник, С.А. Борцова // Школьная педагогика. — 2017. — № 1 (8). — С. 28-31. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/53/2014/ (дата обращения: 17.01.2024). – Текст: электронный.
16. Лаврентьев, Г.В. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов (часть 2) // Н.Б. Лаврентьева, Н.А.Неудахина - режим доступа: http://www2.asu.ru/cppkp/index.files/ucheb.files/innov/Part2/ch8/glava_8_4.html (дата обращения: 17.01.2024). – Текст: электронный.
17. Лорсанова, А.А. Использование средств наглядного обучения на уроках русского языка и литературы в условиях новой школы / А.А. Лорсанова. - Инновационные педагогические технологии: материалы III междунар. науч.конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 7-11. – Текст непосредственный.
18. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О. В. Сосновская. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. –464 с. – Текст непосредственный.
19. Пудовкина, Н.В. Развитие речи как средство обучения младших школьников родному языку / Н.В. Пудовкина, Л.П. Нестерова // Молодой ученый. — 2016. — № 4 (108). — С. 809-813. — URL: https://moluch.ru/archive/108/25975/ (дата обращения: 17.01.2024). – Текст: электронный.
20. Технология деятельностного метода обучения «Школа 2000»– Режим доступа: http://www.sch2000.ru/deyatelnostniy/ (дата обращения: 17.01.2024). – Текст: электронный.
21. Ткаченко, Т.А. Схемы для составления описательных рассказов, Издательство « АРКТИ», 2009г. УМК «Школа 2100» - Режим доступа: http://school2100.com/uroki/elementary/rus.php#m5-3 (дата обращения: 17.01.2024). – Текст: электронный.
22. Уфимцева, Л.П. Диагностика речевого развития младших школьников / Л.П. Уфимцева // Начальная школа. - 2014. -No4, С. 17-21. – Текст непосредственный.
23. Хижнякова, О.Н. Современные образовательные технологии в начальной школе / О.Н. Хижнякова. - Ставрополь: СКИПКРО, 2006. -56 с. – Текст непосредственный.
24. Хуторской, А.В. Что такое современный урок // Интернет-журнал "Эйдос". - 2012. - No2. - Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2012/0529-10.htm ((дата обращения: 17.01.2024). – Текст: электронный.
25. Цесарский, Л.Д. Использование технических средств обучения в самостоятельной работе учащихся / Л.Д. Цесарский. - ИЯШ. 2013, No2, с. 37- 43. – Текст непосредственный.