Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие и характерные черты информационного рынка 4
1.1 Понятие информационного ресурса и информационного рынка. 4
1.2 Структура информационного рынка 5
Глава 2. Становление и текущее состояние информационного рынка в РФ 8
2.1 Сравнительный анализ информационных ресурсов Российской Федерации 8
2.2 Перспективы развития информационного рынка 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 12
Фрагмент для ознакомления
2
1. Понятие и характерные черты информационного рынка
1.1 Понятие информационного ресурса и информационного рынка.
Информационные ресурсы являются одним из основных видов ресурсов в современном обществе. Значимость информационных ресурсов постоянно растёт. Этому есть подтверждение: информационные ресурсы становятся продуктом, сопоставимым с прочими традиционными ресурсами. Основные подходы к понятию «информационные ресурсы» рассмотрим ниже.
Юридическое понятие информационных ресурсов трактуется в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» следующим образом: «Информационные ресурсы – отдельные документы и отдельные массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, прочих информационных системах)». Однако, такое определение информационных ресурсов не полностью отражает данное понятие.
К информационным ресурсам относят произведения литературы и искусства, научно-технические знания, прочую информацию общественной или государственной важности, зафиксированной на любом носителе.
Информационный ресурс нельзя считать самостоятельным. Любая классификация информационных ресурсов будет являться неполной. В основе классификации лежат следующие принципы:
1. Форма представления: по виду носителей, по степени формализованности, по наличию дополнительного описания.
2. Отраслевой принцип: по виду науки, промышленности, социальной сферы;
Внутри каждой классификации можно провести более детальное разделение. К примеру, ресурсы сети Интернет можно разделить по назначению, формам представления (программное обеспечение, библиографическая информация, видео и прочее). Рынок информационных товаров и услуг в своем развитии прошел несколько стадий.
Развитие науки и техники привело к созданию профессиональных информационных служб в различных сегментах экономики. В формировании рынка информационных ресурсов решающую роль сыграло создание баз данных по множеству областей знаний и человеческой деятельности. К 1980 годам появились первые признаки глобализации информационного рынка, что привело к международному обмену информацией.
Важнейшими компонентами рынка информационных услуг Российской Федерации являются данные об информационных компьютерных сетях, технологиях, оборудовании. В наше время, российский информационный рынок значительно уступает рынку стран Европы. Выявляется значительное ограничение доступа к первоисточникам научно – технической информации (статьям, библиографической литературе, рефератам специального назначения, библиотекам).
Информационные ресурсы сегодня выступают предметом торговли на информационном рынке, который можно продавать и покупать и как интеллектуальный продукт с авторским правом.
На информационном рынке работают все экономические законы, присутствующие на всех рынках товаров и услуг.
1.2 Структура информационного рынка
Российский информационный рынок условно можно разделить на:
программный (программные средства);
технический (аппаратные средства);
коммуникативный (сети и передачу данных).
Неотъемлемой частью коммуникативного информационного рынка является деловая информация:
1. В сфере деловой информации выделяют:
биржевую и финансовую информацию;
экономическую и статистическую информацию;
коммерческую информацию;
новости из области экономики и бизнеса.
2. В сфере юридической информации. Включает системы доступа к электронным сборникам правововой информации и прочих документов, выпускаемых разными уровнями власти.
3. В сфере информации для специалистов:
профессиональная информация (специальные данные и информация из различных наук: педагогики, астрологии, медицины и других);
научно – техническая информация (справочная информация и данные из области физики, информатики, технических дисциплин);
доступ к первоисточникам (реферативная и библиографическая информация, доступ к полнотекстовым электронным данным(.
4. В сфере массовой, потребительской информации:
новости, справочная информация;
потребительская информация (радио- и телепередач программы, новости и прочее).
Главными поставщиками информации в электронном виде являются генераторы баз данных, центры – распределители информации и информационные брокеры. Понятие баз данных в наше время трактуется как организованная совокупность однородных записей в электронной форме. База данных – основа практически для любых видов услуг, оказываемых на современном рынке информационных ресурсов.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Готт В.С., Семенюк Э.П., Уршул А.Д. Социальная роль информатики – М.: Знание, 2018 – 429 с. – ISBN 5 – 75965 – 308 – 4.
2. Громов Р.Г. Национальные информационные ресурсы. Проблемы промышленного использования – М.: Наука, 2017 – 364 с. – ISBN 5 – 64037 – 836 – 7.20
3. Кастельс М.П. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура – М.: Высшая Школа Экономики, 2015 – 526 с. – ISBN 5 – 28507 – 537 – 3.
4. Информатика: учебник/ под ред. Н.В. Макаровой. – 3-е изд., перераб и доп. – М.: Финансы и статистика, 2015 – 768 с. – ISBN 5 – 279 – 02202 – 0.