Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Железнодорожный транспорт имеет большое значение для развития и организации территории, формирования экономики и жизнеобеспечения сети расселения. Это один из основных видов транспорта в России. В связи с этим сегодня за этим пристально следят.
Эффективная работа железных дорог Российской Федерации занимает второе место в мировой транспортной системе и сыграла особую роль в создании условий для перехода к инновационному развитию и устойчивому росту национальной экономики, создании условий для обеспечения лидирующего положения России в мировая экономическая система. Перспективы дальнейшего социально-экономического развития региона и страны в целом, защита национального суверенитета и безопасности напрямую зависят от качества железнодорожного транспорта [1].
Железнодорожный транспорт – проверенный и надежный способ доставить груз в любую точку России, Европы или Азии. По спросу железнодорожные грузовые перевозки занимают второе место после автомобильных грузовых перевозок. Их международная популярность обусловлена некоторыми преимуществами.
Преимущество международных железнодорожных грузовых перевозок заключается в следующих факторах:
-Для грузов массой от 44 до 60 тонн железнодорожный транспорт считается наиболее эффективным -перевозка автомобильным транспортом дешевле и проще;
- Железнодорожный транспорт является одним из самых дешевых видов транспорта для логистики (наряду с автомобилями);
-Высокие показатели безопасности нагрузки;
-Возможность массового транспорта;
- Низкие тарифы на национальные транзитные поездки;
-Возможность планировать плановую доставку товара в строгом соответствии со сроками.
Основными недостатками железнодорожных перевозок считаются: большое количество правил и ограничений при железнодорожных перевозках различных видов грузов, а также связанных с ними сложностей, значительная сложность оформления международных грузовых перевозок и невозможность проезда до двери. -до двери. Поэтому данный вид грузоперевозок часто становится звеном в маршрутах мультимодальных перевозок: грузы к поезду подвозятся на машине, а поезд также выгружается в дороге.
В России железная дорога является официальным таможенным перевозчиком, поэтому таможенное оформление товаров может осуществляться на станциях отправления и назначения. В ходе интеграции Российской Федерации в мировую экономику необходимо сократить сроки таможенного оформления и при этом соблюдать нормы таможенного законодательства. В этом контексте возрастает и значение таможенного контроля.
Объектом исследования является совокупность общественных отношений, которые регулируются таможенным законодательством Российской Федерации и возникают в связи с осуществлением таможенного контроля за международными железнодорожными перевозками.
Предметом исследования являются положения нового законодательства в сфере таможенного дела.
Таким образом, целью настоящего исследования является изучение требований к таможенному контролю при международных железнодорожных перевозках.
Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть содержание контрольной функции таможенных органов;
- изучить категории товаров и транспортных средств, подлежащих таможенному контролю;
- рассмотреть принципы перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации;
- исследовать организацию службы на посту управления;
- изучить организацию обслуживания на вокзалах и на вокзалах;
- охарактеризовать особенности таможенного оформления поездов и импортных товаров.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
В первой главе рассмотрены понятие, виды и условия таможенного контроля.
Вторая глава работы содержит анализ организации таможенного контроля при перевозке товаров международным железнодорожным транспортом.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМИ ПЕРЕВОЗКАМИ
1.1 Содержание контрольной функции таможенных органов
Основным содержанием таможенной политики Российской Федерации на современном этапе развития таможенной системы является таможенное управление, то есть организационно-управленческая деятельность Федерального главного таможенного управления (далее – ФТС России), а также деятельность таможенных органов в рамках контроля за выполнением задач в таможенной сфере.
Система таможенного управления в настоящее время реформируется и модернизируется с учетом необходимости обеспечения адекватной обратной связи с основным объектом управления — участниками внешнеторговой деятельности. Концептуальный пересмотр основных принципов таможенного управления позволит в полной мере реализовать концепцию предоставления государственных услуг в таможенной сфере на основе международных стандартов качества. Данный стандарт в настоящее время установлен многими нормативными актами Правительства РФ [5;6;7].
Мы считаем, что таможенное управление – это деятельность таможенных органов по применению и реализации таможенного законодательства. По мнению ученых, одним из основных элементов таможенного управления является таможенный контроль [25, с. 108].
Согласно статье 4 Таможенного кодекса ЕАЭС (далее - Таможенный кодекс ЕАЭС) таможенный контроль представляет собой комплекс мероприятий, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием систем управления рисками для обеспечения соблюдения таможенных правил ЕАЭС. Российская Федерация и государства-члены ЕАЭС.
К комплексу мер таможенных органов относятся формы, методы и методы таможенного контроля, которые в совокупности составляют содержание таможенного контроля [20, с. 74].
Являясь одним из видов национального контроля, таможенный контроль предусматривает, что таможенные органы и персонал, осуществляющие транспортировку товаров и транспортных средств, а также персонал, осуществляющий таможенный контроль, обязаны принимать определенные меры.
Анализ нормативной базы таможенного контроля позволяет сделать вывод, что в современных условиях ключевыми направлениями совершенствования таможенного контроля являются:
-Дальнейшее развитие таможенного контроля на основе комплексного использования системы управления рисками (далее – СУР);
-совершенствование таможенного контроля после выпуска товаров [26, с. 95].
Следует отметить, что в научной литературе вопросу совершенствования таможенного контроля после выпуска товаров уделяется особое внимание [13-15;17-19;21-24], что вполне объяснимо: в настоящее время имеется ряд нерешенных вопросов. в этом отношении.
Необходимо осознавать важность постоянного таможенного контроля после выпуска товаров.
Так, в 2022 году после выпуска товаров органами таможенного контроля было проведено 6684 проверочных мероприятия в отношении юридических лиц, физических лиц и индивидуальных предпринимателей, из них 4230 проведено в форме таможенной проверки. Доля эффективных таможенных проверок в 2022 году увеличилась на 8% по сравнению с 2021 годом и составила 83% (в 2021 году — 75%).
По результатам проверочных мероприятий:
- начислены дополнительные таможенные пошлины и пени, наложены штрафы на сумму 7,3 млрд руб. (на 24% больше, чем в 2021 году (5,9 млрд руб.);
- средний размер дополнительных таможенных пошлин, пеней, штрафов, налагаемых за одну таможенную проверку, в 2022 году увеличился на 32% по сравнению с 2021 годом и составил 1,7 млн рублей (в 2021 году — 1,3 млн рублей);
- собрано таможенных пошлин и пеней, штрафов на сумму 2,9 млрд руб.;
- процент взыскания составил 40% от общей суммы дополнительных таможенных пошлин, пеней и штрафов [16].
По результатам таможенного контроля после выпуска товаров в 2022 году возбуждено 2 568 дел об административных правонарушениях и 176 уголовных дел, наложено взыскание в виде штрафов на сумму 1 119,5 млн рублей.
Проведено 778 таможенных проверок, направленных на предупреждение правонарушений, по результатам которых доначислены таможенные платежи, наложены штрафы на сумму 117,3 млн руб., взысканы с них 86,7 млн руб., возбуждено 279 дел об административных правонарушениях.
Совместно с государственными контролирующими и правоохранительными органами проведено 543 таможенных проверки. По их итогам таможенными органами доначислены таможенные пошлины, наложены штрафы на сумму 1 352,3 миллиона рублей, взыскано 170,4 миллиона рублей, возбуждено 361 дело об административных правонарушениях и 27 уголовных дел.
По материалам, представленным ФТС России в государственные контролирующие и правоохранительные органы, начислено 28,1 млрд рублей, в том числе 406,8 млн рублей возмещено по налогу на добавленную стоимость, возбуждено 268 дел об административных правонарушениях и 21 уголовное дело.
В результате применения мер по минимизации рисков с начала 2022 года таможенными органами доначислено и взыскано таможенных платежей на сумму более 35 млн рублей (с учетом возвратов), возбуждено 52 дела об административных правонарушениях.
Таким образом, таможенный контроль является одним из основных механизмов таможенного регулирования. Его определение закреплено в пункте 31 части 1 статьи 4 Таможенного кодекса ЕАЭС. Различают три вида таможенного контроля по времени его проведения: предварительный контроль, текущий и последующий.
Перенос основной доли проверочной деятельности на последующую стадию и увеличение ее значения соответствует мировой практике и принципам Киотской конвенции[1]. Необходимо добиться того, чтобы этот инструмент таможенного контроля соответствовал требованиям международных стандартов. Направления развития таможенного контроля должны разрабатываться с использованием новых и усовершенствованных информационных технологий.
1.2 Принципы организации таможенного контроля в РФ
Современные тенденции в сфере таможенного контроля показывают, что доля и значение проверочных мероприятий, осуществляемых в рамках пост-контроля, возросли, что соответствует мировой практике и принципам Киотской конвенции.
В рамках этой тенденции законодатель существенно продлил срок, в течение которого таможенные органы имеют право проверять правильность сведений, предоставленных при таможенном оформлении после передачи товаров. Согласно статье 99 Закона о таможне ЕАЭС, срок, в течение которого может быть проведена пост-проверка, составляет три года со дня утраты товара статуса под таможенным контролем.
Принципы таможенного контроля заключаются в следующем.
1. Выборочность таможенного контроля. В современных условиях развития экономики невозможно принять комплексные меры по контролю всех товаров, перемещаемых через таможенную границу. Таможенные органы выбирают формы таможенного контроля и процедуры применения и оценивают целесообразность тех или иных форм в каждом конкретном случае для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации. Современная концепция развития таможни предусматривает меры контроля относительно небольшого количества товаров (до 5% от общего количества товаров, перемещаемых на таможенной границе). Таким образом, предпосылкой избирательного принципа является:
- таможенный орган выбирает применимую форму таможенного контроля;
-Отбор (обычно на основе систем управления рисками) перевозимых на международном уровне товаров и транспортных средств, подлежащих отдельным мерам проверки (например, таможенному досмотру).
Принцип избирательности при осуществлении проверочных мероприятий соответствует стандартному правилу статьи 6 (2) Киотской конвенции, согласно которому таможенный контроль ограничивается минимумом, необходимым для обеспечения соблюдения таможенных правил.
2. Исполнение обязанности по таможенному контролю. Анализ содержания Закона ЕАЭС «Таможня» и Закона «Таможенный надзор» позволяет сделать вывод, что все международные товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, могут стать предметом таможенного контроля. Таможенное законодательство предусматривает лишь возможность исключения применения отдельных форм таможенного контроля. Например, согласно статье 105 Таможенного кодекса ЕАЭС, личный багаж глав государств-членов ЕАЭС и следующих за ними членов их семей не подлежит таможенному контролю. После выхода иностранных военных кораблей (кораблей), боевых самолетов и военной техники на маршрут следования они освобождаются от таможенного контроля.
3. Использование системы управления рисками. Реализация принципа выборочного таможенного контроля, содержащегося в Киотском соглашении, неизбежно ставит стандартный вопрос о выборе формы таможенного контроля и порядка его проведения. Формирование этих стандартов в современных условиях осуществляется в рамках системы управления рисками.
4. Принцип международного сотрудничества в таможенном контроле. Особенностью таможенного дела является тесная связь с международными связями, что особенно проявляется в сфере таможенного контроля. Эффективность таможенного контроля во многом зависит от эффективного взаимодействия таможенных служб разных стран. Этот принцип лежит в основе деятельности таможенных органов и находит отражение не только в правовых нормах ЕАЭС, но и в реализации международного права.
5. Принцип сотрудничества с участниками ВЭД. Стандарт статьи 6.8 Киотского соглашения предусматривает, что таможня стремится сотрудничать с участниками внешней торговли и заключать протоколы о намерениях по совершенствованию таможенного контроля. Таможенный кодекс ЕАЭС интегрирует принципы взаимодействия с участниками внешнеэкономической деятельности, различными организациями и профессиональными объединениями, в сферу интересов которых входят объединения, осуществляющие и содействующие внешнеторговым операциям, что не только свидетельствует о намерении государства осуществлять учитывает интересы участников внешней торговли, но и указывает на переход к другим отношениям, основанным на партнерстве государства и предприятий.
6. Таможенный контроль осуществляется таможенными органами в полном объеме и в соответствии с требованиями Таможенного кодекса ЕАЭС и законодательства государств - членов ЕАЭС. Федеральная таможенная служба является единственным уполномоченным органом исполнительной власти в области таможенного дела. «Закон о таможне» и «Федеральный таможенный регламент», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2006 г. № 459, устанавливают все полномочия Таможенной службы Российской Федерации в области таможенного контроля, которые полностью принадлежат Бюро.
Порядок проведения таможенного контроля следующий. Товары и транспортные средства, перемещаемые за границу под таможенным контролем, имеют особый статус, ограничивающий реализацию их прав собственности, пользования и распоряжения. В связи с этим необходимо обратить внимание на сроки поступления и окончания статуса товаров, находящихся под таможенным контролем.
2 ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ТОВАРОВ МЕЖДУНАРОДНЫМИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМИ ПЕРЕВОЗКАМИ
2.1 Организация службы на контрольном посту
Таможенный контроль на железнодорожном транспорте осуществляется:
- на приграничных железнодорожных станциях;
- на контрольно-пропускных пунктах, расположенных непосредственно на границе;
- на участках между государственной границей и пограничной железнодорожной станцией;
- на перегонах между ближайшей к границе внутренней станцией и пограничной станцией (в отдельных случаях, когда это предусмотрено разработанной технологической схемой контроля лиц, товаров и транспортных средств, перемещаемых через границу, - на железнодорожных подъездных путях с статус таможенных складов и складов временного хранения товаров).
На внутренней таможне таможенный контроль осуществляется на специально отведенных железнодорожных путях товарных парков железнодорожных станций.
Под пунктом управления пограничной железнодорожной станции понимается инженерное сооружение, представляющее собой досмотровую площадку для досмотра длинномерных поездов (вагонов 50х60) с 1-2, 1-4 железнодорожными путями.
По периметру поста устанавливается ограждение, оборудованное периметральной сигнализацией или другими средствами защиты от несанкционированного доступа.
На постах контроля строятся специальные помещения для рабочих, смен
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // СПС Консультант Плюс
2. О внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений Комиссии ЕАЭС и Коллегии Евразийской экономической комиссии: Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 № 289 // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии http://www.eurasiancommission.org
3. О таможенном регулировании в Российской Федерации: Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2010. — № 48. — Ст. 6252.
4. О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года: Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 N 1388-р
5. Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Совершенствование таможенного администрирования»: Распоряжение Правительства РФ от 29.06.2012 № 1125-р.
6. Об утверждении методик определения целевых значений показателей для оценки эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти, высших должностных лиц субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности: Распоряжение Правительства РФ от 27.12.2012 № 2550-р.
7. Об утверждении Временной инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при организации и проведении таможенного досмотра (осмотра) до выпуска товаров: Приказ ФТС России от 23.04.2014 № 767 [Электронный ресурс]: URL: http://www.alta.ru/show_orders.php?action=view&filename=14pr0767
8. Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, после выпуска товаров: Приказ ФТС России от 03.07.2014 № 1286 // СПС «КонсультантПлюс».
9. Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при проведении таможенного контроля в форме таможенной проверки: Приказ ФТС России от 06.07.2012 № 1373 // СПС «КонсультантПлюс».
10. Об утверждении Порядка взаимодействия таможенных органов при реализации решения (решений) таможенного органа, проводившего таможенную проверку: Приказ ФТС РФ от 20.04.2011 № 823 // Российская газета. — 03.06.2011. — № 119.
11. Агамагомедова С. А., Шишкина О. В. Таможенный контроль после выпуска товаров: учеб. пособие. — СПб.: Троицкий мост, 2014. — 192 с.
12. Агапова А. В. Возможности применения зарубежного опыта проведения таможенного контроля после выпуска товаров в России // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. — 2014. — № 4. — С. 7–13.
13. Давыдова М. Д. Специфика таможенного контроля после выпуска товаров // Образование, наука и современное общество: актуальные вопросы экономики и кооперации Материалы международной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава и аспирантов: в 5-ти частях. — Белгород: Изд-во БУКЭП, 2013. — С. 201–208.
14. Костин А. А. Классификация видов таможенного контроля // Таможенное дело. — 2010. — № 1. — С. 32–36.
15. Костин А. А. Организация таможенного контроля товаров и транспортных средств: учеб. пособие для вузов. — СПб.: Интермедия, 2014. — 340 с.
16. Костин А. А. Проблемные аспекты применения форм таможенного контроля // Таможенное дело. — 2008. — № 4. — С. 16–20.
17. Костин А. А. Форма, метод и способ проведения таможенного контроля: соотношение и дефиниции // Российский внешнеэкономический вестник. 2013. — № 6. — С. 73–79.
18. Погодина Н. А. Таможенный досмотр / Под ред. О. Ю. Бакаевой. — М.: Юрлитинформ, 2011. — 144 с.
19. Толстая С. Б. Таможенный контроль после выпуска и аудит внешнеэкономической деятельности предприятия (таможенный аспект): сравнительный анализ // Право и экономика. — 2013. — № 1. — С. 59–64.
20. Шангина У. С. Выбор объектов проверочных мероприятий как основная задача таможенного контроля после выпуска товаров // Вестник Российской таможенной академии. — 2014. — № 1 (26). — С. 51–55.
21. Шашкина А. Н. Сравнительно-правовой анализ зарубежного опыта применения таможенного контроля после выпуска товаров // Вестник Российской таможенной академии. — 2014. — № 2 (27). — С. 131–135.
22. Kostin A. A., MukhortovaYu.O.,ChetverikovaYa.S. Carrying the customs authorities of the state control in the context of improving the system of customs administration // Sustainable economic development of regions ed. by L. Shlossman. Vienna, 2014. С. 104–119.
23. Kostin A. A., Razinkova V. G., Shevchenko A. I. Modern trends of improving the system of customs control // Sustainable economic development of regions ed. by L. Shlossman. Vienna, 2014. С. 90–103.