Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Механизмом формирования государственных институтов обычно является функционирование избирательной системы, которая регулирует процесс подготовки и проведения выборов в различные органы власти и органы местного самоуправления, а также позволяет гражданам участвовать в определении пути национального развития. Избирательный процесс - один из центральных институтов российской демократии. Сложившаяся теперь в России система избирательного права возникла из-за постоянного развития избирательных прав, прежде всего, учитывая, с одного стороны, опыт советского нормативного регулирования, с другого – опыт европейского законодательства.
Известно, что выборы являются важнейшим государственным и правовым институтом. Таким образом, можно достаточно уверенно сказать о том, что состав представительских органов, служащих в РФ, избранных в соответствии с волеизъявлением граждан, прежде всего, зависит от голосования. Отметим, что задача каждой страны заключается в том, чтобы обеспечить оптимальное функционирование различных выборных институтов, гарантирующего защиту прав политических граждан страны, а также эффективное развитие всего государства. По логике рассуждений, только если существуют современные и активные избирательные системы, эффективно организуемые в соответствии с законом, избирательные процессы могут обеспечить свободное голосование, при этом предполагая легитимность государства. Из этого очевидно, что это в итоге обеспечит стабильность экономической и социальной стабильности государства, а при этом станет основой для дальнейшего эффективного продвижения к максимальной правой свободе.
Активное участие населения в политическом процессе, прежде всего в формировании выборных органов власти, является необходимым условием успешного функционирования любого общества, построенного на общих демократических принципах. Тот факт, что растет число тех, кто сознательно дистанцируется от политики, все это является серьезным препятствием для формирования структур гражданского общества в России, неоспорим, что негативно сказывается на деятельности выборных органов власти. Очевидно, что увеличение пропуска выборов свидетельствует о несовершенстве политической системы, является показателем роста недоверия к демократическим институтам, показателем роста социального недовольства в обществе. Уменьшение числа граждан, участвующих в голосовании, выдвигает на первый план вопрос легитимности власти. Хорошо известно, что передача своих полномочий представительным органам власти (лидерам штатов, депутатам, главам муниципалитетов и другим должностным лицам) для управления государством является наиболее важным выражением демократии как власти народа. Таким образом, выборы - это процедура формирования государственного органа или наделения его полномочиями, это осуществляется путем голосования граждан, обладающих активным избирательным правом. Институт выборов служит гарантией демократического политического режима. Сегодня необходимо масштабное развитие этого института, чтобы не повторять ошибок прошлого, вызванных отходом от демократической линии развития государства, неразвитостью гражданского общества.
Степень изученности: в отечественной науки абсентеизм начал изучаться недавно. Первые работы, посвященные теме абсентеизма, были написаны Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б., Головиным А.Г. и др. Из современных исследователей, можно выделить работы таких авторов, как: Акчурин А.Р., Симонишвили Л.Р., Степанова А.А. и др.
Объектом работы выступает абсентеизм в РФ. Предметом настоящей работы, определившим тему исследования, стали особенности абсентеизма в РФ.
Основной целью работы является комплексный анализ роли проблем абсентеизма в Российской Федерации на современном этапе.
Задачи исследования следующие:
- рассмотреть сущность абсентеизма;
- рассмотреть причины развития абсентеизма;
- определить современные проблемы абсентеизма;
- разработать направления преодоления абсентеизма в Российской Федерации на современном этапе.
Методологическую основу данной работы составляют общенаучные (логико-правовой, системный анализ) и специальные (формально-юридический, сравнительно-правовой) методы исследования.
Теоретическую базу исследования представляют учебные труды российских ученых по теме работы.
Структура исследования определена содержанием темы и поставленными в ходе настоящего исследования задачами. Настоящая курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АБСЕНТЕИЗМА
1.1. Понятие и содержание абсентеизма
Феномен проблемы абсентеизма в последние десятилетия занимает центральное место как среди отечественных, так и среди зарубежных ученых. Сам термин абсентеизм широко используется в областях гуманитарных знаний. Понятие абсентеизма в политической сфере определяется как форма политического поведения, проявляющаяся в отказе от участия в политической жизни страны. Абсентеизм (от лат. «absens» - «отсутствующий») это политическое поведение, характеризующееся бездействием, то есть избеганием какого-либо политического участия (например, выборов), партийной деятельности, протестной деятельности. В политической науке абсентеизм чаще всего рассматривается с точки зрения политической культуры в целом и политической активности граждан в частности [22].
Под избирательным поведением принято понимать участие в осуществлении власти или сопротивление осуществлению власти, политические действия, проявляющиеся непосредственно во время голосования на выборах в органы власти, которые существуют в формах отношений с политическими субъектами, предусмотренных избирательным законодательством. Проблема абсентеизма находится в центре внимания как российских, так и зарубежных ученых, особенно в последние десятилетия.
Первыми исследователями феномена абсентеизма являются последователи Чикагской школы политических наук Ч.Э. Мерриам и Г.Ф. Госснел. В 1924 году группой ученых было проведено интервью с избирателями Южной Америки, основной целью исследования было выяснение мотивов уклонения от голосования. Е. Вятр интерпретировал политическое участие в следующих терминах «Сила индивидуальности, человек уверен в себе и верит в свои силы; личное участие в социальных процессах; собственная мотивация; склонность к интеллектуальному видению мира; открытость человека; необходимость разрядки внутреннего напряжения». В последующие десять лет исследования избирательных действий проводились Лассуэлем, С. Верба, Э. Вятр, С. Липсетом, Р. Далем и другими.
В отечественной науке абсентеизм изучался в период «перестройки» первыми исследователями политико-психологической мысли были Е.Г. Андрющенко, Е.Б. Шестопал. Е.С. Сонина рассматривает отказ в явке как форму протестного поведения.
Э. Гидденс объясняет увеличение числа «пропусков выборов» потерей старых форм легитимации власти, которые становятся неэффективными по мере усиления глобализации. Р. Инглхарт считает, что более сложная система, которая обеспечит высокий уровень политического участия, должна быть заменена простыми формами политического участия [12].
Степень абсентеизма в стране характеризует состояние самой политической системы, отношение к ней граждан. Игнорирование голосования может быть истолковано как пассивное одобрение политической власти, и наоборот - выражение недовольства действующей властью, протест, приводящий к отстранению человека от политических действий.
А.Г. Головин и Г.Д. Садовникова выделили два основных вида абсентеизма: пассивный абсентеизм - слабая политическая и правовая культура некоторых групп населения, вызывающая безразличие и неприятие политического процесса, и активный абсентеизм - результат отказа от участия в выборах по политическим мотивам.
Л. Гозман и Э. Шестопал выделили несколько групп психологических факторов участия в выборах, психологические факторы являются «катализаторами», которые включают две категории: интерес к политике и уверенность в личном участии в политическом процессе. Также были выделены факторы – «нейтрализаторы» участия, они оказывают угнетающее влияние на интенсивность политического участия [9].
Принято считать, что количество людей, не участвующих в голосовании, определяется уровнем голосования. Высокая явка на выборах президента Российской Федерации связана не только с его авторитетом, но и с желанием видеть в культуре россиян сильного лидера во главе государства. Так, явка на президентских выборах 2018 года составила в среднем около 67%. Низкая явка на выборах в Государственную Думу может объясняться более низким доверием к политическим партиям, граждане не верят, что партии способны представлять их интересы и решать проблемы. В 2016 году за новую Государственную Думу проголосовали 47,8% россиян.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 01.07.2020 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, № 31, ст. 4398.
2. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 № 67-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июня 2002 г. - № 24. - ст. 2253
3. Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 22.02.2014 N 20-ФЗ // Собрании законодательства Российской Федерации от 24 февраля 2014 г. - № 8 - ст. 740.
4. Акчурин, А.Р. Злоупотребление правом в избирательном процессе: проблемы противодействия / А.Р. Акчурин // Государственная власть и местное самоуправление. - 2020. - № 11. - С. 53 - 57.
5. Алексеев С. С. Общие дозволения и запреты в советском праве. М., 2018. – 217 с.
6. Баранов В. М. Истинность норм советского права. Саратов, 2016. – 123 с.
7. Бобнева М. И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 2015. – 161 с.
8. Головин, А.Г. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации / А.Г. Головин. - М.: Норма, 2016. – 2 56 с.
9. Дорожкин Ю.Н. Какая политическая система и почему нужна современной России: вектор обновления // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2017. – № 3 (137). – С. 92-96
10. Егоров И. А. Проблемы становления государственной власти в обществе / И.А. Егоров // Молодой ученый. – 2016. – №3. – С. 688-690.
11. Еньшина Е.В. Институты власти и общества в современных политических системах // Вестник Забайкальского государственного университета. 2017. – Т. 23. – № 9. – С. 84-92.
12. Избирательное право Российской Федерации / Под ред. И.В. Захарова, А.Н. Кокотова. - М.: Юрайт, 2016. - 324 с.
13. Кужиков Д.А. Правовые способы изменения государственно – территориального устройства Российской Федерации / Вестник Московского университета МВД России. 2019. – № 8. – С. 58-64.
14. Кукушкин О. В. Поиск эффективной модели взаимодействия государства и институтов гражданского общества // Социально-политические науки. – 2018. – № 2. – С. 62–64.
15. Куракин Р. С. Конституционное право. Общая теория государства: Монография / Л. Дюги; Сост. Р.С. Куракин, А.Н. Барков. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2018. – 427 с.
16. Ларин А.Ю. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: курс лекций. Гриф МО РФ / А.Ю. Ларин. - Москва: Наука, 2018. – 520 c.
17. Люблинский, П.И. Преступления против избирательного права. Выборы и их уголовно-правовая защита / П.И. Люблинский. - М.: Ленанд, 2016. - 232 с.
18. Мижидон, Ю. Б. Абсентеизм как проблема избирательного процесса в современной России: динамика и пути решения / Ю. Б. Мижидон. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 44 (386). — С. 185-186.
19. Сербин, М.В. Проблемы избирательного права России / М.В. Сербин // Lex russica. - 2020. - № 2. - С. 217 - 222.
20. Симонишвили, Л.Р. Проблема абсентеизма в избирательном праве современной России / Л.Р. Симонишвили // Государственная власть и местное самоуправление. - 2021. - № 2. - С. 3 - 6.
21. Степанова, А.А. Некоторые проблемы реализации избирательных прав / А.А. Степанова // Конституционное и муниципальное право. - 2017. - № 9. - С. 34 - 37.
22. Щербина, И.С. Принуждение как способ воспрепятствования осуществлению избирательных прав граждан или работе избирательных комиссий / И.С. Щербина // Актуальные проблемы российского права. - 2016. - № 9. - С. 35 - 42.
23. Юсубов, Э.С. Доверие к выборам как конституционно-правовая ценность / Э.С. Юсубов // Конституционное и муниципальное право. - 2017. - № 2. - С 45 - 49.