Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Либеральная мысль зародилась ещё в эпоху Про¬свещения. Первые либеральные идеи были сформу¬лированы в трудах английского мыслителя Дж. Лок¬ка, а классический британский ли-берализм берёт своё начало в 1776 г., когда из печати вышло «Иссле¬дование о природе и при-чинах богатства народов» шотландского экономиста, основоположника поли¬тической эконо-мии Адама Смита. Сформулирован-ные им принципы экономической свободы постепен¬но рас-пространились на сферу политики и общест¬венных отношений в целом.
Первыми назвали себя либералами создатели испанской конституции 1812 г., провозглашённой в разгар борьбы с На¬полеоном. После них это название использовали вожди Вой¬ны за незави-симость в Южной Америке, подразумевая, что они борются за освобождение своей родины от Испании. С тех пор понятие «либерализм» стало обозначать самые разные по своим целям об-щественные и политические движе¬ния, участники которых считали себя «борцами за свободу».
Дальнейшее развитие либеральная идеология полу¬чила в сочинениях таких британских эко-номистов и общественных деятелей, как Д. Рикардо(1772-1823), Дж. Бентам (1748-1882). В своих трудах, которые считаются вершиной классической политэкономии, Рикардо выступил как идеолог промышленной буржуа¬зии в её борьбе с земледельческой аристократией. Он стре-мился обосновать необходимость устранения лю-бых препятствий для развития рыночной эко-номики.
Дж. Бентам учил, что любые человеческие действия оправданы, если они приносят какую-либо пользу, и доказывал невозможность равенства между представителями различных социальных классов. «Установление равенства есть химера: возможно только уменьшение неравенства», — утверждал он.
Под влиянием идей Рикардо и Бентама служащий Ост-Индской ком-пании Джон Стюарт Милль (1806-1873) разработал социальную фило-софию британского либерализма, которая предусмат-ривала проведе¬ние общественных реформ в интересах не только богатых, но и бедных.
Цитаделью экономического либерализма стал крупнейший про-мышленный центр Англии г. Манчестер. Материал с сайта http://doklad-referat.ru
Основа либерализма — убеждение в необходимости неограни¬ченной индивидуальной свобо-ды. Классический либерализм пер¬вой половины XIX в. отличала вера в безграничную силу лич-ной предприимчивости и свободной конкуренции. Либералы отстаи¬вали приоритет индивиду-альных интересов перед общественны¬ми, выступали за всемерное уменьшение роли государ-ства в жизни общества. Добиваясь признания «свободы личности», они тем са¬мым подводили теоретическое обоснование под неограниченной погоней за прибылью.
В ходе борьбы за национальное объединение Италии и Германии сложи¬лось особое направ-ление либеральной мысли — национальный либера¬лизм, или национал-либерализм, в кото-ром стремление к свободе сочета¬лось с национализмом. В Германии последователей этой идеологии называ¬ли «людьми с двумя душами».
Все вышесказанное обуславливает актуальность темы данного исследования, целью которого является изучение особенностей либерализма 19в.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
- рассмотреть понятие и сущность либерализма;
- изучить распространение идей либерализма в Западной Европе XIX века;
- исследовать становление и особенности либерализма в России в 19в.
1. Теоретические аспекты либерализма
1.1 Понятие и сущность либерализма
Либерализм — ведущее идеологическое течение в 19 веке, социальную базу которого состави-ли представители среднего буржуазного класса. Имело надпартийный характер, так как либе-ральные идеи разделялись представителями не только либеральных, но и консервативных пар-тий.
Существуют две либеральные традиции. Первая, англо-саксонская, была распространена в Ве-ликобритании и США; ее отличала практическая направленность, интернациональный характер. Вторая, континентально-европейская, нашла наибольшее применение во Франции, Италии, Германии; она была более умозрительной (теоретической), имела меньше выходов в практиче-ской сфере в результате засилья феодально-абсолютистских режимов в политической жизни этих стран.
Термин «либерализм» — широкий, он включает в себя не только определенный набор идей, но также и движение на свободу, политику правительства, способ жизни индивидов в обществе. В отличие от консерватизма и социализма, других ведущих идеологических течений 19 века либе-рализм явился продуктом века просвещения, когда были сформулированы основные положения его политической теории; они остались практически без изменений в 19 веке, который разделил экономическую и этическую стороны либерального учения. Мыслители целого ряда стран внес-ли свой вклад в формирование либеральной традиции: Г. Спенсер, Д. С. Милль, И. Бентам в Ве-ликобритании, Б. Констан, A. Токвиль, Ф. Гизо во Франции, B. Гумбольдт в Германии...
Несмотря на различие национальных традиций консерватизма, оригинальных теорий отдельных либеральных мыслителей, основные положения классической либеральной доктрины сводятся к следующим основным идеям:
1. Принцип индивидуализма; отдельные личности составляют ценность любого общества, инди-виды самодостаточны, их основными правами являются право на свободу и частную собствен-ность. Они являлись главными критериями прогресса, который либералы понимали как макси-мальное приумножение частной собственности и накопление богатства нацией.
2. Свобода, трактуемая широко, имела несколько разновидностей, среди которых наиболее значимыми были экономические свободы (торговли, обмена, конкуренции).
3. Государство является надобщественным элементом, оно должно обладать минимумом функ-ций, которые сводятся к защите границ государства от внешней опасности, поддержанию соци-ального порядка внутри страны, охране частной собственности.
4. Среди политических идей либералы отстаивали идею разделения властей на 3 ветви (законо-дательную, исполнительную и судебную), развитие парламентаризма и процесса демократиза-ции.
В последней трети 19 века оформилась новая доктрина, которая стала называться социальным либерализмом. Ее творцами были в первую очередь английские мыслители Т. X. Грин, Дж. Гобсон, Л. Хобхауз, а также философы Франции, США, Германии. Она попыталась преодолеть узость социальной базы классического либерализма, что обнаружилось в последние десятиле-тия 19 века, привлечь на его сторону рабочий класс. Основным отличием нового учения стал пе-ресмотр роли индивида и государства в обществе.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Алесина, Альберто Либерализм - это левая идея / Альберто Алесина , Франческо Джавацци. - М.: Юнайтед Пресс, 2014. - 176 c.
2. Драгоманов, М.П. Земский либерализм в России / М.П. Драгоманов. - М.: Книга по Требо-ванию, 2012. - 937 c.
Драгоманов, М.П. Либерализм и земство в России / М.П. Драгоманов. - М.: Книга по Требованию, 2012. - 559 c.
3. Замалеев А.Ф., Осипов И.Д. Русская политология: обзор основных направлений. СПб., 2014.
4. История России / А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина. - М., изд-во Про-спект, 2015. - 672 с.
5. Констан Б. Принципы политики / В сборнике: Классический французский либерализм. М.: РОССПЭН, 2000.URL: old.politstudies.ru/universum/biblio/issue03.htm. (дата обращения 05. 05. 2018 г.)
6. Леонтович В.В. История либерализма в России. 1762-1914. - М., Эко, 1995.
7. . Либерализм и социализм.Запад и Россия. К 200-летию со дня рождения А. И. Герцена. - М.: Ленанд, 2013. - 336 c.
8. Либерализм, консерватизм, марксизм. - М.: ИНИОН РАН, 1998. - 168 c.
9. Либерализм. Взгляд из литературы. - М.: Новое издательство, 2005. - 232 c.
10. Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Либеральные традиции в культурно-историческом опыте России // Свободная мысль. 1993. № 15.
11. Шарапова Т.А. История правовых и политических учений: Конспект лекций. – М.: «Приор-издат», 2014. – С. 104.